На протяжении всего времени существования СССР было создано множество замечательных фильмов, которые мы с удовольствием пересматриваем и уже давно разобрали на цитаты. Даже спустя 40, 50 и 60 лет мы продолжаем наслаждаться этими картинами. Когда они выходили в прокат, десятки миллионов зрителей стремились в кинотеатры, выстраиваясь в длинные очереди, чтобы увидеть новый шедевр советского кинематографа.
Одним из таких фильмов является "Калина красная" (1974) (0+), снятый Василием Шукшиным по своей одноименной повести. К сожалению, эта работа стала последней для Шукшина в качестве режиссера, ведь всего через полгода его не стало. Первоначально он планировал адаптировать свой роман "Я пришел дать вам волю", посвященный крестьянскому восстанию под предводительством Степана Разина, но эта идея не понравилась худсовету. Из-за сильного нервного напряжения Шукшин оказался в больнице с язвой, однако именно там и родилась его повесть о современниках. Название для этой истории — "Калина красная" — придумала его жена Лидия. По этой повести он вскоре и создал свою культовую ленту. Фильм показал отличные результаты в прокате, приковав к экрану около 62,5 млн зрителей.
Фильм "Табор уходит в небо" (1976) (12+) стал знаковым произведением, для создания которого Эмиль Лотяну пришлось объехать практически весь Советский Союз в поисках подходящих цыган. Его усилия не прошли даром — картина мгновенно завоевала популярность в кинопрокате, привлечя огромные толпы зрителей. В результате за первый год показа фильм посмотрели впечатляющие 64,9 млн человек.
"Джентльмены удачи" (1971) (6+) — это культовая советская комедия режиссера Александра Серого, которая повествует о простом заведующем детским садом, невероятно похожем на беглеца-вора по прозвищу "Доцент". Теперь этому скромному заведующему предстоит внедриться в банду подельников "Доцента", чтобы разобраться в местонахождении украденного шлема Александра Македонского.
Изначально чиновники из Госкино были против назначения Александра Серого на пост режиссера, поскольку он сам ранее отбывал наказание за причинение тяжких телесных повреждений. Однако его друг Георгий Данелия стал на защиту Серого. В конце концов, чиновники согласились, но при условии, что Данелия будет курировать проект на всех этапах его создания. В результате фильм завоевал огромную популярность. За первый год проката комедию "Джентльмены удачи" посмотрели 65 млн зрителей.
Фильм "Человек-амфибия" (6+), снятый в 1962 году по одноименному произведению писателя Александра Беляева, рассказывает о юноше по имени Ихтиандр. В детстве его отец пересадил ему жабры акулы, чтобы спасти его жизнь, что наделило ихтиандра способностью дышать под водой. Однажды, когда он спасает прекрасную девушку от акулы, он влюбляется в неё (не в акулу, разумеется). Эта картина привлекла внимание 65,4 млн зрителей в первый год проката, что обеспечило ей 11-е место среди лидеров советского кинопроката за всю историю СССР.
Что касается фильма "А зори здесь тихие..." (12+), снятого в 1973 году режиссером Станиславом Ростоцким по повести Бориса Васильева, она была опубликована в журнале "Юность" в 1969 году и быстро завоевала популярность как одно из самых значимых произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Киноверсия повести также приобрела широкую известность среди публики, и за первый год проката фильм собрал 66 млн зрителей.
Фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (6+), вышедший в 1965 году, занимает седьмое место в списке самых популярных картин советского кинопроката. Эта знаменитая комедия, созданная Леонидом Гайдаем, состоит из трех новелл, в которых главным героем выступает Шурик, сыгранный Александром Демьяненко. Интересно, что изначально главного героя планировалось назвать Владиком, но чиновники Госкино отклонили это имя.
Фильм стал настоящим хитом среди советских зрителей, которые с удовольствием посещали кинотеатры, выстраиваясь в длинные очереди. В результате, за первый год проката лента собрала внушительную аудиторию в 69,6 млн зрителей.
"Свадьба в Малиновке" (1967) (12+) — это советская музыкальная комедия, созданная на основе одноимённой оперетты Бориса Александрова. Фильм рассказывает о жизни жителей села Малиновка в периоды Гражданской войны, показав, что даже суровые времена не могут лишить людей радости и веселья. Однако все меняется, когда к ним приходит идейный атаман Грициан. За первый год проката эта картина привлекла более 74,6 млн зрителей, что позволило ей занять второе место по посещаемости в 1967 году и пятое место среди самых популярных фильмов советского кинопроката за всю его историю.
"Бриллиантовая рука" (1969) (18+) вновь вывела Леонида Гайдая в тройку лидеров с фильмом, который стал настоящим хитом. История рассказывает о скромном работнике "Гипрорыбы" Семене Семеновиче Горбункове, который по случайности оказался в самом центре контрабандной схемы, став невольным носителем незамеченной драгоценности, спрятанной в его гипсовой повязке. Фильм имел колоссальный успех и за первый год проката его смогли увидеть 76,7 млн зрителей, что сделало его самым кассовым фильмом Гайдая.
Двухсерийный фильм "Москва слезам не верит" (1980) (18+) повествует о судьбах трёх подруг из провинции, которые приезжают в столицу, надеясь на лучшее будущее. Их стремления нередко подвергаются сомнению со стороны коллег и знакомых, которые говорят, что из этого ничего не выйдет. Однако фильм, вопреки ожиданиям, стал настоящим кассовым успехом, собрав вокруг себя 84,4 млн зрителей. Более того, "Москва слезам не верит" был награждён известной кинонаграда "Оскар", что лишь подтвердило его статус и влияние на советское киноискусство.
На первом месте у нас оказался фильм Бориса Дурова "Пираты XX века" (18+), выпущенный в 1980 году. Сюжет картины разворачивается вокруг членов экипажа грузового судна, которые становятся жертвами нападения современных пиратов. Оставшиеся в живых моряки объединяют свои усилия, чтобы дать отпор злодеям. Эта картина, представленная в необычном для советского кино жанре, вызвала огромный интерес у зрителей и собрала многомиллионные очереди в кинотеатрах. Множество людей возвращалось в кино несколько раз, что свидетельствует о высоком уровне увлечённости зрителей. В результате, за год фильм собрал рекордные 87,6 млн зрителей, что стало абсолютным достижением в истории советского кинопроката.