Фото: Скан фотографии из фондов ГЦМСИР
Храбрый красноармеец стоит немецкого взвода. Подвиг настоящего сибиряка Василия Аверченко
События Победного 1945 года по материалам очерков и заметок того времени - в материалах ИА IrkutskMedia
Сибирская земля дала немало настоящих Героев фронту в годы Великой Отечественной войны. Уроженец Заларей Иркутского области, старший сержант Василий Иванович Аверченко — выдающийся пример самоотверженности в борьбе за освобождение родной земли и советского народа. Его непоколебимый характер и ярость показали, что такое сибирская отвага в бою с превосходящими силами врага.
В годовщину Великой Победы ИА IrkutskMedia и все регионы присутствия партнерской сети PrimaMedia запустили проект "Вахта Победы". В нём мы рассказываем о событиях 80-летней давности с точностью до дней по материалам очерков, воспоминаний и газет такого долгожданного 1945 года. В фокусе и боевая летопись, и работа тыла, и повседневный быт наших земляков.
Наш новый материал посвящён подвигу заларинца, бравого советского солдата Василия Аверченко. Он родился в 1917 года в селе Исаковка (сейчас это совсем маленькая деревушка в Заларинском районе), в семье крестьянина. В 1938 году был призван в Красную Армию, служил в Забайкалье, окончил училище младших командиров. С октября 1941 года воевал на Калининском и Первом Прибалтийском фронтах. Трижды был ранен.
В июне 1944 года Аверченко, командуя отделением автоматчиков 179-й стрелковой дивизии, выполняет ответственное боевое задание по форсированию реки Западная Двина в Прибалтике. 22 июля 1944 года ему присваивается звание Героя Советского Союза. Кроме того, Аверченко награжден орденом Ленина, Красной Звезды и ещё рядом наград и медалей. Очерк о подвиге Василия Ивановича Аверченко помещен в 78-м номере газеты (12+) "Восточно-Сибирская правда" от 20 апреля 1945 года.

Старший сержант Аверченко. Фото: Иллюстрация из книги патриотизм трудящихся Иркутской области в годы Великой Отечественной войне 1965 г.
Переправа через Двину
Приказ был короток и ясен. Переплыть реку, занять гребень и подавить противника мощным огнем. Аверченко видел, как не ранее часа назад восемнадцать отважных разведчиков пали под огнем, так и не добравшись до реки. Вода внизу по крутому берегу кипела под градом пуль.
Командир не мог рисковать людьми, а потому отдал под командование Аверченко небольшую группу в 15 штыков. Наскоро бойцы смастерили плот из бочек и ринулись на переправу. Немцы тут же ошеломили наших валом огня. Вокруг не нашлось ни одного укрытия. Лишь плот, выставленного вперед, взял на себя мощь вражеского удара.
До противоположного берега оставалось 200 метров, когда течение стало затягивать плот. Аверченок принял решение добираться вплавь. Еще в укрытии он приказал солдатам разуться и снять нижнее белье. Однако тяжелое обмундирование и оружие тянули на дно. Аверченко выбился из сил. Мутные воды Двины окончательно поглотили его.
"Конец!"— безучастно подумал Аверченко. Мелькнула перед глазами залитая осенним солнцем улица родной Исаковки, мать и сестренка у фигурной решетки на
станции Залари, откуда провожали его в Красную Армию...".
Тогда ноги ощутили опору речного дна, и Аверченко вновь ощутил боевую отвагу. Он бросился из воды, и не помня себя, взобрался на казавшийся неприступным обрыв. С яростным криком "ура" ворвался в немецкую траншею и открыл огонь. Испуганные немцы в ужасе бежали. Когда к Аверченко подоспели товарищи, гребень был очищен. В пылу боя группа продолжила преследовать отступающиего противника. Немцы приняли группу Аверченко за авангард наступающего крупного соединения и покинули деревню.
Однако испуганный противник быстро пришел в себя и обрушил на советских воинов залпы из минометов. Аверченко вместе с товарищами оказался окружен в горящей деревне. Бойцы решили сражаться до последнего патрона. Бой затягивался, вышли все патроны, а ни один из посланных связных не вернулся. Бойцы теряли последние силы, когда подоспели наши танки. Красноармейцы двинулись на врага под прикрытием тяжелых машин. Вдруг из автомобиля кто-то радостно крикнул:
— Аверченко! Жив!
Обернувшись, старший сержант узнал комдива. Выслушав рапорт, комдив, улыбаясь, спросил:
— Откуда родом, старший сержант? Заларинский? Выходит, земляк. Я ведь тоже из Сибири. И, обернувшись к адъютанту, приказал: -Напиши родным старшего сержанта Аверченко, что их сын за геройскую переправу через Западную Двину представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.— И, хитро улыбнувшись, добавил:— Вот они какие — наши сибиряки!"
Так заканчивается очерк в газете.
После окончания войны Василий Иванович жил и работал заведующим пунктом "Заготзерно", работником избы-читальни, бригадиром в колхозе имени Кирова, ветеринарным фельдшером в Иркутской области. Умер 27 мая 1967 года. Именем Героя названа улица в ПГТ Залари Иркутской области.

События Победного 1945 года по материалам очерков и заметок того времени — в материалах ИА IrkutskMedia