О своем профессиональном пути редакции ИА AmurMedia рассказал Алексей Чернышов, начальник производственной службы ДРСК "Хабаровские электрические сети".
Начало пути
Для потребителя понятие "подача электроэнергии" выглядит просто: воткнул вилку в розетку, подал ток на прибор, щелкнул выключателем — стало светло, закрутился барабан стиральной машинки, заработал компьютер. Но за этой простотой стоит труд сотен и тысяч людей. Наш герой — один из них.
Алексей закончил индустриальный техникум в 2011 году, в 2016 Дальневосточный государственный университет путей сообщения получив диплом инженера-электрика. Трудовой стаж начал нарабатывать, еще будучи студентом. Поэтому у вчерашнего выпускника не было вопроса "где работать". Наоборот, была возможность выбирать.
— Поработал я в одной частной организации, потом в другой. Полученный опыт позволил расти дальше — мне предложили работу в ДРСК. Туда я пришел в одно из структурных подразделений инженером производственной службы по направлению "воздушные линии электропередачи". Видимо, хорошо себя зарекомендовал, раз начали продвигать, — вспоминает Алексей Чернышов.
Три с половиной года Алексей отработал на этой должности, "проникся документальной проблематикой", как он сам говорит. В его обязанности входило планирование ремонтов, составление графиков технического обслуживания, различные эксплуатационные мероприятия. Молодой специалист заинтересовался, скажем так, сбоями системы: почему в принципе складываются ситуации, когда сдвигаются графики? Ведь, казалось бы, все просчитано, продумано, а что-то где-то идет не по плану.
— Я инициировал со своей стороны перевод в районные электрические сети. Это то же структурное подразделение, северный район электрических сетей. Туда я устроился мастером по обслуживанию воздушных линий. И тут началась жизнь интересная, потому что не было такого, что ты не на работе — ты на работе всегда, — улыбается Алексей. — Ты работаешь непосредственно на производстве, то есть непосредственно с оборудованием, с людьми, которые это оборудование эксплуатируют, ремонтируют. Ты часть этого процесса, а он — круглосуточный. Аварии не подстраиваются под график отпусков, так что иной раз приходится отказываться от отдыха.
Для Алексея это был пусть и напряженный, но интересный период. Работа "на земле" дала ему возможность понять сам характер производства, его суть, значимость и пользу для людей.
— Когда ты вник во все аспекты, ты уже не можешь воспринимать свою работу как шаблонную, рутинную. Ты осознаешь, что от тебя, от твоих действий зависят люди. Знаете, эту известную сентенцию про бабочку? Она взмахнула крылышками в одном месте, а в другом начался ураган. Так и здесь: от на первый взгляд мелких вещей зависит функционирование системы в целом, — продолжает инженер.
Год Алексей проработал в районе, коллектив свой вспоминает с теплотой: работали слаженно, у каждого был свой кластер сетей, но все равно все были всегда вместе, потому что технологически схема едина. Проявившего себя инженера пригласили в службу линий.
Опасная романтика
Служба линий СП Центральные электрические сети. Туда Алексей пришел в феврале 2019 года, заняв должность главного специалиста службы.
— Это то подразделение, та служба, которая занимается обслуживанием воздушных линий электропередачи напряжения 35−110 киловольт. Вот и тут началась работа, более связанная с романтикой, потому что это мало того, что у тебя оборудование, так тут воздушные линии могут проходить в лесу. Это работа для романтиков, потому что она безусловно связана со сложностями, с трудностями, с опасностями. Помимо обычного — работа на высоте, под напряжением, там еще и хищники бродят: медведи, тигры, другая более мелкая живность, которая тоже может напасть.
Однажды Алексей повстречал-таки тигра по дороге на работу. Бригада ехала на вахтовке, а на дороге вальяжно лежал тигр.
— Помахал нам лапой — разрешил проехать. Впечатление было, конечно, сильное. Умом понимаешь, что ты защищен металлом, и что не станет просто так тигр кидаться. Но все же было неуютно, — вспоминает встречу инженер. — А однажды инцидент произошел при осмотре воздушной линии. Необходимо было вдоль нее пройти и осмотреть, в каком она состоянии, в каком состоянии все ее конструктивные элементы, опоры, траверсы, провод, изоляторы, вся арматура и тому подобное. То есть ты идёшь, всё это описываешь, фиксируешь, потом приходишь к себе на службу в кабинет и всё это переносишь в электронный вид. И вот, когда ты идёшь и это делаешь, описываешь, тебе может повстречаться кто угодно. И однажды нам встретился тигр. Он встал, мы его увидели, расстояние 150 — 200 метров. Хищник нам четко дал понять, что нам дальше идти не надо. Обратно мы пришли быстрее, чем шли к точке встречи со зверем.
И, конечно, не может Алексей не вспомнить работу на высоте. В человеке вообще непостижимым образом уживаются страх перед ней и при этом восхищение. Естественно, всегда будет риск, от того и существуют жесткие требования безопасности, правила, которые необходимо соблюдать. И не потому, что тебе грозит штраф или выговор за их несоблюдение, а потому что цена этого "несоблюдения" — жизнь. Но все компенсируют виды, которые открываются с высоты опор: могучие деревья, мягкие лесные поляны, заросшие цветами, блеск таежных озер и изгибы речек. Конечно, любоваться этим великолепием получалось урывками, но впечатлений — на всю жизнь.
Кстати, на высоте электриков подстерегает еще одна опасность — птицы. Все мы знаем, как любят они использовать опоры ЛЭП под свои гнезда. В городе самые большие любительницы металлических "основ" — сороки. В лесу может быть птица покрупнее и поопаснее, хотя о прямых нападениях пернатых на ремонтников Алексей не слышал, но о порче электрооборудования — регулярно.
— Первое, с чего начинаешь, это с установки птицезащитных устройств. Зачастую отключения электроэнергии связаны с падением деревьев на сами линии электропередачи и с птицами. Пернатые устраивают гнезда на опорах, бывает, что получают удар током, повреждают провода. Поэтому защита линий от разного рода крылатых — необходимость первой степени, — объясняет Алексей. — Чаще всего лесные линии снабжают птицезащитными устройствами антиприсадочного типа — что-то вроде пластиковой елочки, которая не вредит животному, не наносит ему травм, но просто мешает ему сесть, начать вить гнездо.
Опыт и руководство
Сейчас для Алексея таежные истории остались позади — как начальник производственной службы филиала АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети" он находится чаще всего в городе. Зато расширилась зона ответственности.
— Работа нашего предприятия описывается тремя словами — передача и распределение электроэнергии. Но это настолько емкое определение, что, если я начну подробно объяснять все процессы, нам с вами надо будет неделю разговаривать. И то, я не могу сказать, что знаю все досконально. Да, я здесь десять лет, но не все изучил, настолько это крупное хозяйство, — делится инженер.
На вопрос "не возникает ли ощущение рутины", Алексей категоричен: нет. Регулярно обновляется оборудование, происходят изменения в организации работы, постоянно возникают новые задачи.
— Энергетика — основа экономики. Мы понимаем, что от качества нашей работы зависят не только абоненты — жители Хабаровского края, но и предприятия. У нас здесь есть достаточно энергоемкие и очень важные производства, и в том числе от нас зависит стабильность их работы. И здесь, как и тогда, в районном подразделении, я понимаю, что на работе я — всегда, — подводит итог беседы Алексей Чернышов.