С 5 по 11 июня в Иркутске состоится второй фестиваль современного искусства "Территория.Иркутск" (12+). Этот культурный проект направлен на поддержку и развитие искусства в сибирских и дальневосточных регионах. Организаторами выступают Фонд развития культуры и современного искусства "Территория", Московский музей современного искусства при поддержке золотодобывающей компании "Полюс". Фестиваль предлагает жителям и гостям города познакомиться с актуальными направлениями в современном искусстве. В день открытия фестиваля музыкант Петр Дранга и актриса Александра Урсуляк исполнят в двух действиях музыкально-поэтическую историю "Сказки Акстер. Петя и Волк" (12+) в музыкальном сопровождении губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии. Корр. ИА IrkutskMedia побеседовал с Петром Дрангой о том, какой должна быть музыка, адресованная детям и почему она важна для формирования их личности.
— Как возник спектакль-концерт "Сказки Акстер"?
— Спектакль "Сказки Акстер" возник очень интересным образом. Я очень увлёкся в какой-то момент написанием сказок для детей. Я тогда находился очень далеко от дома — в Южной Америке на гастролях. И это были мои утренние кофейные периоды, когда солнце только вставало. У меня возникло внутреннее желание объяснить детям какие-то истины, принципы человеческого поведения, поведения в социуме. Поговорить с ними о морали и благородстве не назидательным, а простым языком. Когда я написал порядка девяти историй, они были выпущены сборником.
Тогда я даже и не думал о том, чтобы на их основе создать спектакль. Но однажды в ходе одной из рабочих бесед с фестивалем "Территория" я упомянул о том, что у меня есть книга детских сказок. Рассказал о фантасмагорическом мире, в котором обитают различные сказочные существа, о том, что с ними там происходит. Когда я прочёл свои истории, команда фестиваля загорелась идеей поставить по ним спектакль. И мы это сделали.
— Отличается ли с точки зрения композитора сочинение музыки для детей и для взрослых? Какой должна быть музыка, адресованная детям?
— Музыка для детей немного отличается от музыки для взрослых. Но это не значит, что она проще. Скорее, она более ясная и чёткая. Маленькие слушатели не должны теряться в догадках, они должны точно понимать, какой посыл им несёт музыка, какую эмоцию она передаёт. Даже в ритмических фигурах можно узнать музыку для детей или для взрослых.
Это легко объяснимо: человек с возрастом обретает больший опыт, он слышал много самой разной музыки, он уже привык к сложным формам, к сложным ритмическим рисункам, необычной фактуре. А для ребёнка ещё всё в новинку. Он только знакомится с миром музыки, поэтому его не стоит нагружать сложными пассажами. С ним, как и в литературе, нужно разговаривать простым музыкальным языком. Язык музыки сродни человеческой речи — он такой же наполненный смыслами, но, порой, может передать то, чему нельзя найти подходящее слово. Хочется, чтобы ребёнок ничего не упустил, и чтобы было не страшно, соответственно этот язык должен быть доброжелательным и открытым.
— О чём, на ваш взгляд, сегодня важно говорить с детьми?
— С детьми важно говорить том, что есть важное, а что — второстепенное. Как у Маяковского: "Что такое хорошо, а что такое плохо". В "Сказках Акстер" есть замечательная история о том, как человек, оказавшись в ситуации выбора, поставил в приоритет не свои интересы, а интересы друга. И это стало для него не потерей, а большой победой. Такие, казалось бы, простые истины, очень важно объяснять детям.
Сегодня, когда нам доступна абсолютно любая информация, которую и не каждый взрослый способен отфильтровать, нужно дать ребенку верные ориентиры. Те, с которыми он сможет смело войти уже во взрослую жизнь. Но, повторюсь, нельзя быть в таких вопросах назидательным, нужно в такие разговоры добавлять игру, яркие краски. И в "Сказках Акстер" я постарался это сделать.
— Заинтересовать детей, которые выросли с гаджетами в руках, сегодня крайне сложно. С помощью чего вы захватываете и удерживаете их внимание?
— В первую очередь с помощью музыки. Музыка никогда не бывает скучной, даже если она медленная и протяжная, она захватывает внимание любого, в том числе и маленького, человека. Также мы добавили в наш спектакль интерактив. Я считаю, что с детьми обязательно нужно взаимодействовать. Когда дети не просто смотрят и слушают, а могут поучаствовать в каком-либо действии, они не станут отвлекаться ни на какие гаджеты. Ведь они внутри истории! Но с этим важно не переусердствовать, ведь дети могут быстро устать.
Также в нашем спектакле важную роль играет видеоконтент. Потрясающий художник Илья Старилов нарисовал яркие картинки. Режиссёр Сергей Сотников подобрал очень точный актёрский каст, что тоже очень важно, ведь дети очень чувствительны к людям, которые к ним обращаются. Поэтому было особенно важно создать атмосферу доброжелательности.
— Какие сказки услышат зрители фестиваля "Территория. Иркутск"?
— "Гриндагам, Сом и желе", "Карптук и Воробей", "Король Лягушонок", "Чумбранки".
— Во второй части вечера вы исполняете сочинение Сергея Прокофьева "Петя и волк" (6+). Когда вы сами познакомились с этим сочинением?
— С сочинением Сергея Прокофьева "Петя и волк" я познакомился в глубоком детстве, так как родился в музыкальной семье. Мне кажется, эта симфоническая сказка должна входить в культурный код каждого человека, вне зависимости, связана ли его жизнь и жизнь его родителей с музыкой или нет. Сегодня для меня как для композитора — это еще и культурный ориентир, эталонный пример того, каким образом можно познакомить детей с музыкальными инструментами, как их можно внедрить в такое сложное полотно как симфоническая музыка.
У Прокофьева получилось это сделать, как ни у одного другого композитора. Услышав его музыку лишь раз, мелодии остаются в памяти навсегда. Их ни с чем невозможно спутать. С первых нот слушатель погружается в атмосферу сказки. Прошло уже много лет с момента, как появилось это произведение, а его волшебный мир всё так же свеж. И главное, что восприятие этого мира каждый раз ощущается по-новому.
— Почему, на ваш взгляд, сегодня это произведение всё ещё интересно и понятно детям?
— Во-первых, это произведение говорит со слушателями детским языком. Да, техническое развитие идёт вперёд семимильными шагами, но дети остаются детьми, и их восприятие мира, их язык, на котором они говорят с миром, остаётся прежним. Прокофьев вложил в "Петю и волка" душу и сердце, и это слышно.
Во-вторых, это произведение абсолютно уникально, оно на стыке направлений. До Сергея Прокофьева никто не писал ничего похожего. Когда начинаешь вспоминать о симфонических сказках, "Петя и волк" — первое, что приходит на ум. И главное, что, создавая произведение для детей, композитор не отходил от своего профессионального уровня, наоборот, он подтянул к нему детей. Думаю, что каждый, кто заходит на детскую территорию, будь то композитор, писатель, режиссёр или артист, именно так и должен делать.
— Почему знакомство с миром музыки важно для детей? Как вы воспринимали музыку в детстве?
— Музыка — это в первую очередь огромная движущая сила, которая помогает человеку жить. Может, это прозвучит странно, но я с детства именно так это и чувствовал. Слушая музыку, мы испытываем шквал самых разных эмоций, потому что музыка с нами взаимодействует. Она требует от нас отдачи и всегда получает её. Этого не искоренить — музыка воздействовала, воздействует и будет продолжать воздействовать на людей. Я бы даже сказал, что она подталкивает на действие.
Чем раньше ребенок познакомится с качественной, глубокой музыкой, тем лучше. Она даёт толчок к развитию, к движению человека вперёд и ввысь. Но заставлять слушать музыку тоже нельзя, ведь очень легко передавить, и тогда кроме отторжения, никаких других эмоций музыка уже не вызовет.
Реклама. Рекламодатель: АО "Полюс Вернинское".