Куда сходить в выходные в Иркутске? Фестивали, концерты и многое другое
27 июня, 12:00
Бегать даже с тазиками не поможет. В Иркутске отключат холодную воду, а где-то горячую
27 июня, 21:10
Обзор самых популярных новостей за 27 июня
27 июня, 21:00
В Иркутске появился фейк со сгенерированным нейросетью военкомом
27 июня, 20:21
Вахта Победы: колхозы Ставрополья готовятся к затмению
27 июня, 19:29
Виктор Пинский: "Россия вместе с партнерами формирует многополярную архитектуру мира"
27 июня, 19:20
В Иркутске 3-летняя девочка едва не утонула в озере
27 июня, 17:32
Как живут военнослужащие Центра слежения за космическими объектами
27 июня, 17:25
Иномарка вылетела в кювет на выезде из Иркутска
27 июня, 17:17
45 тысяч рублей заплатит пьяный доставщик пирожков в Иркутском районе
27 июня, 17:12
Как плетётся "паутина" связи. Рассказ бойца СВО из Ангарска
27 июня, 17:00
"Иркутский_автохам": полный эгоизм налицо
27 июня, 17:00
Четверо военнослужащих из Иркутской области вернулись из украинского плена
27 июня, 16:46
90 лет успешной работы и развития Иркутского авиационного завода
27 июня, 16:42
Пьяный отец избил 11-летнего сына шваброй в Ольхонском районе
27 июня, 16:35
Губернатор Иркутской области провел личный прием граждан
27 июня, 15:51

90 лет успешной работы и развития Иркутского авиационного завода

Иркутский авиазавод ИА IrkutskMedia
Иркутский авиазавод
Фото: ИА IrkutskMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Утром на проходной Иркутского авиационного завода весьма многолюдно. Со стороны очень похоже на толкучку в московском метро в "час пик", что и не удивительно, когда одновременно сквозь узкие досмотровые рамки пытается просочиться около двенадцати тысяч человек. Количество работников предприятия вполне сравнимо с численностью населения какого-нибудь среднего райцентра. Впрочем, если взглянуть на завод сверху, то он и впрямь напоминает отдельный город или посёлок. Общая площадь производственных помещений составляет более одного миллиона квадратных метров, а с учётом аэродромной инфраструктуры и того больше, пишет ИА IrkutskMedia.

Ветераны завода утренней толкучкой довольны. 

— Это говорит о том, что у предприятия дела идут в гору, — говорит Валерий Степанов, председатель Совета ветеранов ИАЗ. — Есть заказы, а значит, завод востребован, и ему требуются специалисты. Гораздо хуже видеть пустые цеха. Это я лично пережил в середине 90-х. Тогда мы простаивали, рабочим вместо зарплаты выдавали китайскую тушёнку и серые "макарошки". Выжили каким-то чудом, однако сумели сохранить наш завод. Многим другим предприятиям авиаотрасли повезло гораздо меньше. 

В прошлом году Иркутский авиационный завод официально отметил своё девяностолетие. Это одно из старейших авиастроительных предприятий в стране. Между прочим, первая комсомольская стройка в Восточной Сибири. За минувшие девяносто лет заводчане собрали суммарно около семи тысяч крылатых машин более 30 различных марок и модификаций, продукция Иркутского авиационного завода поставлялась в 40 стран мира. 


Истребитель Су-30СМ: секреты успеха 


Сегодня многие хорошо наслышаны о заводе: ведь именно здесь идет подготовка к серийному выпуску отечественного гражданского лайнера МС-21. Об этом ныне, как говорится, вещают из каждого утюга. Гораздо меньше говорят о том, что Иркутский авиазавод до сих пор вносит существенный вклад в укрепление обороноспособности нашей страны. И о том, что пока львиная доля его продукции — самолёты военного назначения. Основу производства ИАЗ по-прежнему составляют последние модификации многоцелевых истребителей Су-30СМ и учебно-боевые самолёты нового поколения Як-130. 

На Су-30СМ, как известно, летают знаменитые "Русские Витязи". Этот самолёт массово поставлялся за границу и поставляется до сих пор. В 15 странах мира более шестисот Су-30МК(СМ) в разных модификациях официально состоят на вооружении. В ВКС России сегодня каждая шестая крылатая машина относится к этой модели. 

Легендарный истребитель выпускается с 1988 года и пережил уже больше десяти модернизаций. Если сравнивать первую версию с самой последней, то их объединяет только внешний вид. Изнутри самолёт сильно изменился, что и позволяет ему соответствовать требованиям времени. Иркутский авиазавод намерен провести очередную модернизацию и ремоторизацию своего детища. Истребитель получит новый двигатель, более мощный и экономичный, с изменяемым вектором тяги, что сделает его одним из самых манёвренных в мире. Кроме того, ещё раз будет улучшено бортовое оборудование, которое позволит обнаруживать и удерживать воздушные цели на более дальних расстояниях. После завершения модернизации обновлённый Су-30 ещё минимум лет десять будет способен выдержать конкуренцию на международном рынке вооружений. 

— Идеальных самолётов не бывает, — рассуждает Алексей Кузаков, заместитель начальника цеха окончательной сборки ИАЗ. — Везде можно найти какие-то недостатки. Но я бы хотел назвать те качества, за которые Су-30 ценят. Среди них, в первую очередь, высокая манёвренность и хорошие лётные характеристики. Например, Су-30СМ — один из немногих, если не единственный истребитель в мире, способный летать на предельно малой высоте с низкой скоростью. Добавлю также такие качества как многофункциональность в применении, надёжность и адаптивность, относительная дешевизна в эксплуатации и простота в ремонте. В общем, хорошая такая рабочая лошадка, которая готова к любой боевой работе в воздухе и выполняет её хорошо.

Як-130: воздушная нянька для будущих пилотов

Як-130 — один из лучших в классе учебно-боевых самолётов, сочетающий в себе функции обучения пилотов и лёгкого штурмовика. Эта модель была выбрана в качестве базового самолёта для подготовки пилотов ВКС России и является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажёры. Як-130 позволяет обучать пилотов боевых самолётов поколения "4+" и "5" в условиях, приближенных к реальным. С ним можно отрабатывать условное или реальное применение вооружения типа "воздух-воздух" или "воздух-земля". Самолёт отличается манёвренностью и современным комплексом БРЭО, характерными для новейших боевых самолётов. В боевом исполнении модель комплектуется круглосуточной оптико-электронной системой, бортовым радиолокатором, пушечными контейнерами, управляемыми и неуправляемыми ракетами, бомбами, дополнительными баками под горючее. 


Традиции плюс инновации


— Отличительная черта продукции Иркутского авиазавода — это высокое качество сборки, — отмечает Алексей Кузаков. — Сделано в Иркутске — само по себе звучит как знак качества.

С началом СВО Иркутский авиационный завод сумел увеличить выпуск военной продукции, а также предприятие реализует программу капитального ремонта и модернизации ранее выпущенных самолетов. Это наглядно подтверждает экскурсия по цеху окончательной сборки. Огромный ангар полностью забит планерами боевых машин, вокруг них словно муравьи копошатся люди. По мере готовности самолёты перевозятся из цеха в летно-испытательное подразделение. 

Зарубежные санкции не смогли повлиять на рост военного производства, так как изначально вся военная продукция Россия в основном собирается из отечественных компонентов. Тот же Иркутский авиазавод почти половину необходимых для сборки самолётов деталей изготовляет сам. В выпуске истребителя Су-30 участвуют всего чуть больше десяти разных предприятий со всей России, что для нынешнего уровня производственной кооперации и международной интеграции совсем немного. Сделанная ещё в советские годы ставка на самодостаточность в военном производстве оказалась верной. 


От трудовых династий к молодым кадрам

Ещё одно важное достижение руководства Иркутского авиазавода — здесь сумели сохранить, а затем и нарастить костяк трудового коллектива. За 90 с лишним лет на ИАЗ сложились десятки трудовых династий, общий стаж который насчитывает сотни трудовых лет. К примеру, только Яковцевы-Лиховидовы-Танцер совместно отработали на заводе больше 600 лет.

Сегодня средний возраст работника завода составляет примерно 40 лет. Идёт омоложение кадров. Молодёжь активно устраивается на предприятие: привлекает стабильная и высокая заработная плата, хорошие условия труда, солидный социальный пакет, который включает в себя, кроме прочего, и льготы на оплату съемного или приобретение своего жилья. 

В Иркутске работают два техникума, которые готовят специалистов для авиастроительной отрасли. Однако, на завод охотно берут и бывших военнослужащих, особенно тех, кто имел дело с эксплуатацией и обслуживанием авиационной техники. Впрочем, если у кандидата нет необходимой специальности, то это тоже не беда — можно получить новую специальность в заводском учебно-производственном центре. На время учёбы предоставляется общежитие и выплачивается стипендия. Главное, чтобы было желание трудиться. 

Коллектив Иркутского авиазавода в срок и с надлежащим качеством выполняет все поставленные перед ним задачи и смотрит будущее с обоснованным оптимизмом. Ведь на ближайшее десятилетие предприятие обеспечено заказами и по гражданским программам, и по выпуску и модернизации военной техники. Труд иркутских авиастроителей сегодня остро востребован страной, поэтому работа на таком заводе — это и высокая честь, и большая ответственность, и очевидный показатель жизненного успеха.

Материал принадлежит газете "Уральские военные вести" (16+). 

222821
14
48