Госдума одобрила во втором чтении законопроект, который вносит поправки в две статьи законов "Об охране озера Байкал" и "Об экологической экспертизе". Изменения не затронут статус Центральной экологической зоны, но помогут улучшить жизнь 140 тысячам жителей. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу Минприроды России.
Территория ЦЭЗ Байкала останется под строгой охраной — статус природоохранной зоны не изменится. Однако в федеральное законодательство вносятся точечные изменения, которые дадут возможность улучшить условия в 159 населенных пунктах. Люди смогут проводить санитарные рубки в лесу, обеспечивать себя дровами и элементарной инфраструктурой — от канализации до ремонта дорог.
Как подчеркнула директор фонда "Компас" Татьяна Ковалёва, изменения продиктованы реальной жизнью. Организация два года вела диалог с жителями ЦЭЗ, собирала обращения и выступала связующим звеном между гражданами и законодателями.
"На протяжении двух лет наш фонд ведет постоянный диалог с жителями Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Всё это время мы активно участвовали в процессе подготовки поправок к закону о Байкале, настаивая прежде всего на тех изменениях, которые могут реально улучшить жизнь местного населения. Инициативы по усилению защиты Байкала безусловно важны. Однако нельзя забывать, что за сухими формулировками закона стоят судьбы реальных людей. Люди не могут нарубить дров для обогрева, похоронить близких из-за переполненных кладбищ или остаются без жилья из-за "ретроспективных" ограничений. Мы всецело поддерживаем экологические меры, но они не должны превращаться в коллективное наказание для местных жителей", — пояснила Ковалёва.
Директор фонда добавила, что фонд продолжит контролировать исполнение новых норм: необходимы научный подход, прозрачность и учёт интересов тех, кто веками жил на берегах Байкала.
Важной частью поправок стало разрешение на сплошные санитарные рубки погибшего леса. Сейчас из-за запрета на такие работы накапливается сухостой, растёт риск масштабных пожаров и размножения вредителей.
"Поправки предусматривают вырубку погибших деревьев, то есть проведение именно санитарных рубок. В местах с погибшим древостоем нужно проводить либо искусственное лесовосстановление, либо создать условия для естественного восстановления, — отметил директор филиала "Рослесозащиты" Иван Болдырев.
Он заверил, что законных оснований для злоупотреблений нет, мониторинг выявляет нарушения вплоть до 0,1 га.
Старший научный сотрудник ВНИИЛМ Людмила Буряк также подчеркнула, что запрет на рубки вредит лесу и людям.
"Сегодня, конечно, требуется законодательно их вернуть. На это есть две веские причины. Первая — тысячи гектаров усохшего леса, который точно нужно убирать: это дом для корневой гнили, полиграфа, сибирского шелкопряда и множества других вредителей. Вторая — местное население, для которого сухостой — топливо. Запретить проще всего, не вникая в тонкости, не осознавая вреда, который наносят старые, погибшие деревья экосистеме, — пояснила эксперт.
Директор института "Экология" Александр Закондырин назвал поправки сбалансированными и обоснованными. Он отметил, что ЦЭЗ по-прежнему будет под самым высоким уровнем охраны, но при этом станет возможным развитие нормальной социальной среды.
"Решение сбалансированное и разумное. Основная цель предлагаемых поправок — дать возможность местным жителям находиться в человеческих условиях — с отремонтированными дорогами, канализацией, объектами электро— и газоснабжения. И это очень важный социальный фактор, который должен учитываться. Любые действия по санитарному оздоровлению и лесовосстановлению будут научно обоснованы. Решения будут приниматься только с участием РАН профильными специалистами, обладающими многолетним опытом и профессиональными знаниями в этой области. Это позволит избежать попытки давления со стороны коммерческих и общественных организаций. Всё будет осуществляться открыто, без эмоций, на основе научного подхода", — заключил он.
В результате поправок будет найдет баланс между антропогенной нагрузкой, которая есть в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, так как там проживает несколько тысяч человек, и природоохранными нормами, а также международными обязательствами России.
Напомним, после принятия в первом чтении законопроекта, который разрешает сплошную санитарную рубку на БПТ, вокруг охраны Байкала поднялся настоящий ажиотаж. Мнение разделилось на два лагеря — одни категорически против любых изменений в законодательстве и выступают за неприкосновенность территории, другие уверены, что поправки необходимы для обеспечения безопасности местных жителей и соблюдения их законных прав.