В первые выходные августа в Иркутской области ожидаются грозы и жара
1 августа, 15:00
Три человека пострадали в лобовом ДТП с отечественными авто в Заларинском районе
2 августа, 21:28
Обзор самых популярных новостей за 2 августа
2 августа, 21:00
Артистка, ученый, общественница и педагог из Приангарья получили госнаграды
2 августа, 18:45
Губернатор Приангарья: Цифровизации и технологические новшества важны для роста бизнеса
2 августа, 18:37
Аварийное отключение электричества произошло в центре Иркутска
2 августа, 17:31
Две легковушки столкнулись рядом с ТЦ "Сильвермолл" в Иркутске
2 августа, 17:18
Торжественный митинг в честь 95-й годовщины Дня ВДВ прошел в Иркутске
2 августа, 15:39
Житель Ангарска занимался сваркой труб и сжег соседний гараж
2 августа, 14:32
Жительница Нижнеудинского района участвовала в контрабанде леса на 621 млн
2 августа, 14:00
Мужчина погиб на пожаре из-за непотушенного окурка в Саянске
2 августа, 12:25
Игорь Кобзев опубликовал данные об отключениях электричества и воды в Приангарье
2 августа, 12:13
Электричество частично отключилось в селе Мамоны Ленинского района Иркутска
2 августа, 12:08
Ипотечные каникулы всем – новые условия отсрочки платежей введут для семей с детьми
2 августа, 11:18
20-летний боец из Нукутского района погиб в зоне СВО
2 августа, 11:14
29°С и слабый дождь ожидаются в Иркутске в субботу, 2 августа
2 августа, 10:00

Терминалов аэропорта Иркутска должно хватить до 2032 года - гендиректор Андрей Скуба

Глава аэропорта о бесплатной воде, очередях на досмотр, сверке бирок и невозможности влиять на цены в магазинах
31 июля, 18:49 Общество
Аэропорт Иркутска ИА IrkutskMedia
Аэропорт Иркутска
Фото: ИА IrkutskMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Аэропорт Иркутска — не только входит в ТОП-15 самых больших авиаузлов по пассажиропотоку (в 2024 году он принял 4 млн пассажиров), но и объектом различного рода критики со стороны пассажиров. Обусловлено это тем, что физические возможности терминалов главной авиагавани Приангарья фактически себя исчерпали, а новый аэропорт, запланированный в Ключевой, находится ещё на стадии проекта. Однако есть и другие претензии к работе и функционированию аэропорта Иркутска. Поэтому ИА IrkutskMedia предложило генеральному директору "Международный Аэропорт Иркутск" Андрею Скубе ответить на 12 вопросов по основным болевым точкам, касающихся комфорта и пребывания пассажиров в терминалах главной авиагавани. К сожалению, личной беседы с журналистами не состоялось, поэтому о бесплатных источниках питьевой воды, размещению пассажиров с детьми, проверке бирок при получении багажа, ремонте туалетов и другом — в ответе на запрос редакции.

— После открытия нового терминала прилёта вся нагрузка по досмотру пассажиров легла на зону досмотра в старом терминале. Планируется ли её расширение или модернизация, чтобы сократить очереди и повысить комфорт? Какие меры принимаются для ускорения и автоматизации процедуры досмотра?

— После ввода в эксплуатацию нового терминала нагрузка на пункты входного досмотра в существующем терминале внутренних воздушных линий не увеличилась. В терминале функционируют четыре пункта досмотра, что достаточно для текущего пассажиропотока. В силу конструктивных особенностей здания, увеличение количества пунктов входного досмотра не предусмотрено.

Несмотря на это, признаем, что эпизодически в утренние часы летнего периода могут возникать очереди, в том числе из-за того, что пассажиры предпочитают использовать ближайший вход.

Процедура досмотра строго регламентирована федеральными авиационными правилами, и ускорение этой процедуры может привести к негативным последствиям для безопасности.

— Путешественники в отзывах жалуются на "ужасное состояние туалетов" в терминале вылета и международном терминале. Будут ли модернизированы туалетные комнаты в 2025 году? Предусмотрены ли на это деньги?

— Что касается санитарного состояния, то работа по поддержанию в надлежащем состоянии туалетных комнат в терминалах осуществляется на постоянной основе. Сантехническое оборудование находится в рабочем состоянии. На 2025 год ремонт туалетов в терминале вылета внутренних линий и в международном терминале не запланирован.

ИА IrkutskMedia

Международный аэропорт Иркутск. Фото: ИА IrkutskMedia

— Почему Иркутский аэропорт достаточно долго был одним из тех, где требовалось показывать маршрутные квитанции — люди их называли бирки — при получении своего багажа? Для чего нужна была эта мера? Почему она отменена в новом терминале аэропорта?

— Ранее проверка багажных бирок на выходе из зоны выдачи багажа была необходима для предотвращения хищений и защиты прав пассажиров, поскольку в эту зону могли попасть не только прилетающие. С вводом в эксплуатацию нового терминала прилета эта необходимость отпала, и контроль бирок был отменен.

— В новом терминале прилета пассажиры не обнаруживают ни одного кафе или точки общественного питания. А в основном терминале работает лишь несколько кафе, где цены не сильно бюджетные. При пассажиропотоке почти 4 млн человек в год это выглядит недостаточным. Планируется ли открытие дополнительных точек питания? Появятся ли такие в терминале прилёта?

— В настоящее время в терминале прилёта отсутствуют кафе и точки общественного питания, поскольку он не предназначен для длительного пребывания пассажиров. Однако для удобства пассажиров в терминале установлены снековые аппараты. Мы рассматриваем возможность увеличения их количества и расширения ассортимента предлагаемых продуктов питания и напитков. Также ведется работа над организацией кафе в трансферной зоне.

Что касается терминалов внутренних и международных воздушных линий, то в них на данный момент функционирует 13 пунктов общественного питания. К сожалению, на данный момент в этих терминалах нет свободных площадей для организации дополнительных точек общепита. Несмотря на это, мы продолжаем искать возможности для улучшения инфраструктуры и повышения уровня комфорта для наших пассажиров.

— УФАС проверяет ценообразование в торговых точках, занимающих доминирующее положение в стерильной зоне терминала международного аэропорта. Пассажиры жалуются на "аэропортовские наценки". Связано ли это с арендной платой для арендаторов? Или такая ценовая политика это самостоятельное решение самих арендаторов и есть ли у вас в таком случае механизмы контроля ценовой политики?

— Арендная плата для арендаторов устанавливается на основе результатов конкурентных процедур. Ценообразование в торговых точках является самостоятельным решением арендатора и у АО "Международный Аэропорт Иркутск" ограниченные инструменты влияния на частный бизнес, однако аэропорт намерен выстраивать диалог с арендаторами о стоимости продукции первой необходимости в терминалах.

— В июне 2025 года иркутское УФАС было вынуждено потребовать установки бесплатных источников питьевой воды в стерильных зонах. Антимонопольная служба инициировала проверку ценообразования на воду из-за жалоб пассажиров на завышенные цены. Почему базовая потребность пассажиров в питьевой воде превратилась в предмет разбирательств с надзорными органами? Сколько стоит бутылка воды в вашем аэропорту и считаете ли вы эти цены справедливыми?

— Как уже было отмечено выше, АО "Международный аэропорт Иркутск" не оказывает прямого влияния на ценообразование, поскольку цены формируются арендаторами торговых точек.

В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности установки бесплатных источников питьевой воды в стерильных зонах аэровокзала.

— В октябре 2023 года разразился скандал, когда сотрудники аэропорта отказали женщине с пятимесячным ребенком в доступе к комнате матери и ребенка. Только после вмешательства Генеральной прокуратуры правила изменили. В новом терминале такая комната есть, но сколько их всего в аэропорту? Почему потребовалось вмешательство прокуратуры, чтобы обеспечить элементарные условия для матерей с детьми?

— В аэропорту Иркутска заботятся о комфорте пассажиров с детьми. В настоящее время для них организованы две комнаты матери и ребенка: одна в терминале внутренних воздушных линий и одна в терминале международных воздушных линий. Также доступны четыре пеленальные комнаты, расположенные в терминалах внутренних и международных линий, как в стерильных зонах, так и в зонах прилета.

Несмотря на то, что здания терминалов были спроектированы и построены в прошлом веке и не рассчитаны на современный пассажиропоток, аэропорт прилагает усилия для обеспечения максимально комфортных условий для семей с детьми.

ИА PrimaMedia

Комната матери и ребенка. Фото: ИА PrimaMedia

Ранее комнаты матери и ребенка были доступны только для вылетающих пассажиров и предоставлялись за 3 часа до начала регистрации из-за ограниченной площади помещений. Однако, учитывая потребности прибывающих пассажиров, в настоящее время комнаты матери и ребенка предоставляются также прибывшим пассажирам сроком на 1 час.

Комнаты матери и ребенка предоставляются пассажирам с детьми до 7 лет на безвозмездной основе. Мы понимаем, что доступность этих комнат важна для комфортного путешествия семей с маленькими детьми, и прилагаем все усилия для оптимизации их работы в рамках имеющихся возможностей.

— Блогеры жалуются, что пассажиры вынуждены "охотиться за редкими розетками". В терминале работает платная служба "Бери заряд", а сколько бесплатных розеток доступно пассажирам в зонах ожидания? Почему в 2025 году зарядка телефона в аэропорту стала платной услугой, а не базовой потребностью?

— В терминалах АО "Международный Аэропорт Иркутск" розетки для зарядки электронных устройств предоставляются бесплатно. Мы считаем, что их количество достаточно для удовлетворения основных потребностей пассажиров. Увеличение количества розеток, рассчитанного на одновременное использование всеми пассажирами, к сожалению, невозможно. Мы рекомендуем пассажирам, которым необходима постоянная подзарядка устройств, использовать собственные или арендованные портативные зарядные устройства, а также обращать внимание на наличие свободных розеток в терминалах. Пассажиры самостоятельно определяют свои потребности в использовании телефонов и других устройств и могут планировать подзарядку соответствующим образом.

— В новом терминале предусмотрена зона ожидания на 350 мест для трансферных пассажиров. В основном терминале пассажиры жалуются на "жесткие металлические кресла" и нехватку мест. При пиковых нагрузках 800 пассажиров в час общего количества может не хватить. Сколько посадочных мест доступно во всех терминалах аэропорта и планируете ли их увеличение?

— В 2023 году в терминалах были заменены металлические многоместные секции на более комфортные секции с мягким покрытием. Количество установленных секций рассчитано исходя из пассажиропотока и доступных площадей.

Дальнейшее увеличение количества посадочных мест может затруднить передвижение пассажиров в терминалах, что негативно скажется на их комфорте и безопасности. Мы стремимся обеспечить баланс между наличием мест для ожидания и удобством перемещения по территории аэропорта.

1 / 2

— В последние годы отмечается рост интереса к развитию грузовых перевозок через Иркутск, однако многие авиакомпании предпочитают транзит через Москву, Красноярск и Новосибирск из-за ограничений, действующих в аэропорту Иркутска. Какова текущая пропускная способность грузового комплекса аэропорта? Какие меры принимаются для увеличения объёмов и ускорения обработки грузов, особенно скоропортящихся товаров для северных районов области?

— Грузовой комплекс АО "Международный Аэропорт Иркутск" обладает достаточной пропускной способностью для обработки грузов, позволяя обслуживать до 50 тонн в сутки. Весь транзитный груз, поступающий в аэропорт, своевременно отправляется в полном объеме.

Для обеспечения сохранности скоропортящихся товаров в грузовом складе предусмотрена холодильная камера, позволяющая соблюдать необходимые условия хранения.

— В 2022 году Вы называли действующий аэропорт "тупиком, не имеющим развития". Как изменилось ваше мнение после открытия модульного терминала и ремонта ВПП — действительно ли "тупик" превратился в "переходную станцию", или это лишь временная мера, когда вновь будет достигнут потолок по обслуживанию пассажиров?

— Информация о принятом принципиальном решении о строительстве нового аэропорта в районе пади Ключевая широко освещается в средствах массовой информации. Этот факт подтверждает ограниченность возможностей развития действующей площадки аэропорта и необходимость строительства нового современного комплекса.

ИА IrkutskMedia

Первые пассажиры прибыли в новый терминал внутренних авиалиний аэропорта Иркутска. Фото: ИА IrkutskMedia

— На сколько лет и до какого объема пассажиропотока, на ваш взгляд, хватит действующей конфигурации трёх терминалов аэропорта Иркутска, чтобы обслуживать пассажиров?

— Полагаю, что существующая конфигурация терминалов сможет обеспечить обслуживание пассажиров до момента завершения строительства и ввода в эксплуатацию нового аэропорта, запланированного на 2032 год. В течение этого времени мы будем прилагать усилия для поддержания и оптимизации работы текущей инфраструктуры.

130192
14
48