Современный университет — сложный организм, который выполняет важнейшую образовательную функцию — готовит специалистов для различных отраслей экономики, для решения важных государственных задач. Именно поэтому высшее образование нельзя рассматривать просто как место получение образования для "галочки", это осознанный путь к исследованиям, знаниям и главное — понимаю будущего места трудовой деятельности, уверен ректор Байкальского государственного университета Олег Грибунов. Ключевая задача уважающего себя современного вуза это не про "корочки" и неясное будущее, а про осознанный выбор, подготовку востребованных профессионалов и нацеленность на результат. В большом интервью ИА IrkutskMedia глава одного из ведущих вузов Иркутска рассказал о том, почему воспитание студента бывает важнее обучения, как готовиться к эпохе искусственного интеллекта, что будет с подготовкой юристов и экономистов после введения квотирования коммерческого набора, а также главном вызове — работе с современными детьми.
— Олег Павлович, расскажите, пожалуйста, о вашем профессиональном пути. Вы, насколько я знаю, из династии правоохранителей, но выбрали научную юридическую направленность. С чем связан такой выбор и какие ключевые моменты повлияли на него?
— Работать в правоохранительных органах я мечтал с детства. Поэтому в 1995 году поступил на юридический факультет Восточно-Сибирского института, тогда это была Иркутская высшая школа МВД Российской Федерации. Именно там у меня появился интерес не только к изучению различных отраслей права и познанию юриспруденции как сферы деятельности, но и прежде всего ее научного осмысления.
Уже на 3-4 курсах института плотно начал заниматься научными исследованиями по уголовно-правовым наукам. Погрузился в правовое регулирования уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков. Тогда были лихие времена, а законодательство ещё несовершенно. И вот эти изъяны нашего законодательства в 90-х я изучал, исследовал и этот процесс меня увлек.
А моя династия действительно очень серьезная, тесно связана с правоохранительной службой: и мои деды, и отец, и брат, и сын сегодня в погонах. Во время учебы я, конечно, стремился на практику в правоохранительные органы. Но в силу того, что наш юридический факультет вуза только формировался, а поток был всего третьим набором, существовал кадровый дефицит. И руководство вуза — тогда возглавлял его генерал Анатолий Викторович Чернов — выделил на нашем курсе семь человек, кому предложил остаться в стенах alma mater. Акцент был сделан на адъюнктуру. Я тоже был нацелен на это, но предполагал заочную форму обучения, поскольку предполагал, что буду работать в органах.
Но руководство вуза, совместно с руководством Главного управления МВД России по Иркутской области настойчиво предложили остаться в вузе — заниматься исследованиями и преподавать. И со временем я понял, что можно не просто бороться с преступностью "на земле", а готовить профессиональные кадры для такой работы. И это тоже одно из направлений деятельности правоохранительных органов и организаций правоохранительной направленностей, таких как институт МВД.
— То есть вы вовремя поняли, что можно помочь в обеспечении кадрового потенциала правоохранительной системе, укреплению безопасности города, региона, страны.
— Именно. Правоохранительная система — это же не только борьба с преступностью, это ещё и подготовка, воспитание тех, кто будет противостоять нарушителям, осуществлять охрану общественного порядка ради спокойствия обычных граждан. И в этом плане мне повезло — был очень профессиональный коллектив, который выпустил тысячи человек, теперь несущих службу не только в структурах МВД, но и в следственном комитете, в прокуратуре, Росгвардии и других силовых структурах.
Более 20 лет я проработал в Восточно-Сибирском институте МВД, пройдя путь от преподавателя до заместителя начальника института по научной работе. И я думаю, что те ребята, которые являлись выпускниками института МВД, в том числе моими выпускниками по кафедре криминалистики, сегодня достойно несут службу. Я считаю, что это мой вклад, в ту важную задачу по борьбе с преступностью и охраной общественного порядка.
Затем мне поступило предложение от омской академии МВД России, продолжить преподавательскую деятельность того же профиля в Омске. И тогда же ко мне обратилась научная общественность Иркутской области, города Иркутска, в частности, Виктор Васильевич Игнатенко — в то время он был исполняющим обязанности ректора Байкальского государственного университета. И он настойчиво предложили мне остаться в Иркутске и развивать науку в нашем родном регионе, но уже в стенах Байкальского государственного университета.
И вот, спустя более 25 лет, сняв погоны полковника полиции, я перешел на службу в Байкальский государственный университет.

Ректор БГУ Олег Грибунов. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Как для вас внутренне произошел переход из ведомственного вуза в гражданский? Не было сомнений?
— Нет. Ведь это также образовательная сфера, плюс Байкальский госуниверситет относится к категории классических университетов, а не отраслевых — здесь и масштаб, и объемы, и самое главное для меня — кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава. Придя сюда я понял, что с такой плеядой ученых, представителей юридической, экономической науки получится достигать новых научных высот. Наверное, это являлось ключевым фактором в решении перейти в БГУ.
— Байкальский госуниверситет отметил 95 лет. Значимая веха для вуза, для его традиций, кадров, научного потенциала. Какие достижения за этот период вы считаете принципиальными и могли бы выделить?
— 95 лет — это действительно очень солидная история. На заре зарождения нашего вуза в городе существовал Иркутский госуниверситет, основанный в 1918 году, в котором были реализованы многие направления, образовательные программы, характерные для классического университета. И в 1930 году создается Сибирский финансово-экономический институт. На тот момент один из немногих образовательных организаций такой направленности, открытых на просторах Советского Союза.
Главной целью, конечно, была подготовка финансово-экономических кадров, причем, стоит подчеркнуть, не только для Советского Союза. СФЭИ готовил специалистов и для Монголии. Среди наших выпускников — выдающиеся политические деятели этой страны, более десяти министров финансов, Цеденбал Юмжагийн, Думаагийн Содном и Гомбожавын Занданшатар — премьер-министры. Последний из них — действующий. Особенно важно, что история подготовки финансово-экономических кадров до 90-х годов была и ориентирующей, и главной определяющей для вуза и региона. И сегодня признают все — в области государственного муниципального управления, подготовки финансово-экономических специалистов Байкальский госуниверситет остается главной кузницей кадров.
В свое время такие направления, как юриспруденция, государственное и муниципальное управление, технические науки получили свое зарождение в стенах тогда еще Иркутского нархоза. И сегодня эти четыре основных направления образовательных программ Байкальского госуниверситета присутствуют в нашей деятельности. Мы готовим экономистов и финансистов, государственных и муниципальных управленцев, кадры в области юриспруденции, ну и современная тенденция требует подготовки технических кадров. Поэтому у нас реализованы программы по направлениям информационные технологии и технологии искусственного интеллекта, подготовка кадров в работе с искусственным интеллектом.
Именно качественная подготовка кадров, выдающихся кадров, большая научная работа — вот это я бы назвал ключевыми достижениями БГУ.
— Как бы вы оценили вуз с точки зрения профессорско-преподавательского состава в плане перспективных, масштабных исследований? Какие могли бы отметить лично вы?
— Для меня это исследования, связанные с социально-экономическим развитием нашего региона. В свое время под руководством Виктора Ивановича Самарухи, который более 25 лет был проектором по научной работе в вузе, организовывались научные разработки, в том числе по заказу госплана СССР. Это были масштабные исследования социально-экономического развития разных направлений экономики страны и регионов.
Сегодня мы ориентированы на подготовку, разработку социально-экономического развития Иркутской области, а также муниципальных образований региона. Например, мы плотно работаем с Шелеховским районом, поселениями Иркутского муниципального округа, городами Усть-Кут, Усолье-Сибирское и многими другими. Проводятся исследования этих территорий — к чему мы должны стремиться, чтобы муниципальное образование развивалось. И я считаю, что сегодня кадровый потенциал в нашем университете очень серьезный, солидный и, наверное, без всякого преувеличения один из самых авторитетных.
Кроме того, у нас работает Проектный офис, возглавляемый Сергеем Александровичем Астафьевым, нашим деятельным профессором в области экономики, экономики строительства, на базе офиса осуществляется правовое сопровождение деятельности государственных органов власти.
Буквально весной БГУ подписал соглашение с Законодательным Собранием Иркутской области, по которому мы принимаем на себя обязательства осуществлять экспертизу проектов нормативно-правых актов, в том числе, которые принимаются или готовятся к принятию Законодательным Собранием Иркутской области.
— Эта работа осуществляется совместно с институтом Сперанского?
— Да, совместно. Институт Сперанского осуществляет экспертизу, подготовку актов местного самоуправления. Мы же со своей стороны заявили о готовности принимать участие в экспертизе региональных НПА.
Еще о перспективных исследованиях. У нас работает научно-исследовательская лаборатория, которую возглавляет другой замечательный профессор — Валерий Иванович Зоркальцев. Он осуществляет разработку по совершенствованию использования тепловых насосов для отопления зданий и учреждений. Сейчас в качестве такого эксперимента, совместно с музеем в Листвянке, мы хотим проверить теорию на практике.
— Эту разработку можно отнести к инновационным?
— Подобные работы, конечно, ведутся, мы делаем акцент именно с привязкой к нашему региону, местности и климату. Это то, что касается научно-технических исследований. Также у нас очень серьезная школа системного анализа математического моделирования, сильный диссертационный совет, возглавляемый доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки Российской Федерации Владимиром Александровичем Пархомовым. Это серьезные теоретические исследования.
— БГУ взаимодействует с более 500 организациями в различных областях промышленности, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, ведущими банками, органами государственной власти Иркутской области. Есть ли в планах расширение списка партнеров для реализации масштабных исследований или новых программ подготовки?
— На сегодняшний день государственная политика, в том числе в лице нашего учредителя министерства науки и высшего образования РФ ориентирует нас, образовательные организации, на то, чтобы мы осуществляли взаимодействие не только со своими партнерами в образовательной сфере, но и прежде всего с так называемыми индустриальными партнерами.
Сегодня не только образовательные организации, но и потенциальные работодатели должны думать о том, как и кого мы обучаем, и кто будет завтра работать не только на производстве, но и в органах власти, стоять у руля государства. Сегодня работодатель в равной степени должен быть заинтересован, чтобы процесс обучения был качественным и адресным. Именно поэтому любая образовательная организация, и Байкальский госуниверситет не является исключением, оформляет соглашения с индустриальными партнерами. На данный момент у БГУ действует порядка 500 таких договоров — это образовательные организации, корпорации, крупные компании, причем, не только из Иркутской области. Задача индустриальных партнеров — быть частью образовательного процесса.
Поэтому, прежде чем прийти к науке, к научно-программным достижениям, мы должны начинать с образовательного процесса, когда с первого курса в аудитории, лаборатории присутствует не только преподаватель, как главный субъект образовательной деятельности, но представители того самого индустриального партнера. Они должны видеть, как происходит образовательный процесс, должны представлять свои объекты, а наши ребята понимать перспективы, которые их ждут, проходить практическое обучение уже на конкретных производствах.
Что касается нашего взаимодействия с точки зрения науки, стратегических элементов развития потенциала Байкальского госуниверситета, то здесь я бы назвал участие вуза в реализации национального проекта "Пять морей и озеро Байкал". Это развитие туристического кластера на территории Иркутской области, проектная мощность которого подразумевает триллионы рублей на реализацию. Мы знаем, что периодически Иркутская область входит в ТОП-3 регионов России по турпотоку в разное время года и это необходимо грамотно использовать.
На сегодняшний день мы осуществляем подготовку кадров в области туризма, причем как в системе высшего образования, так и среднего специального. То есть наше участие в проекте мы видим в том числе в подготовке кадров.
Кроме того, в рамках проекта "Пять морей и озеро Байкал" ставятся вопросы, связанные с экологией. Потому что если в уникальную экосистему запустить вал туристов, то озеро Байкал, к сожалению, станет просто брендом, а не жемчужиной. А мы об этой жемчужине должны думать, и в том числе с точки зрения правового регулирования. И одним из таких важных направлений на сегодняшний день мы видим в совершенствовании законодательства и экспертизе этого законодательства с точки зрения научного обеспечения. И в этом вопросе может помочь кадровый потенциал нашего юридического блока профессорско-преподавательского состава, а также наши экономисты и представители туристического направления. Тем более, что развивать какую-то отрасль без экономического обоснования просто невозможно и неправильно. Вот в этом я вижу тот стратегический задел — участие в национальном проекте Российской Федерации.
Зал истории БГУ
На базе Байкальского госуниверситета создан зал истории, который постоянно дополняется новыми экспонатами, а также информационными стендами и интерактивными элементами. Здесь не только можно ознакомится с основными вехами развития вуза, узнать о его выдающихся выпускниках, военном периоде и героях СССР среди воспитанников образовательного учреждения, но и взглянуть на кабинет первого ректора — подлинного очевидца событий почти вековой давности.
Сегодня стратегия развития высшего образования ориентирована на три ключевых направления — медицина, технические науки и педагогические кадры. Например, выпуск специалистов в области технических наук и технического образования у нас осуществляется порядка 25 лет — это экономика строительства, инноватика. Теперь же будут реализованы и педагогические науки. Сейчас мы готовим документы на открытие, аккредитацию и лицензирование специальностей по педагогическим (учитель русского языка), а также по историческим наукам. Ведь, мы прекрасно знаем, какой дефицит педагогических кадров сейчас существует, государству требуются специалисты в этом направлении, и мы готовы реализовывать эти педагогические специальности. Тем более это требует в том числе наша организационная форма как классического университета.
— БГУ один из немногих вузов, где практикуется система двойного дипломирования. Будут ли расширяться такие программы, как сейчас реализуется между БГУ и вузом из КНР? Какие вузы могут пополнить этот список?
— Мы очень плотно работаем не только с китайскими вузами, но и монгольскими. На сегодняшний день у нас порядка 20 соглашений с вузами-партнерами, действуют три программы соответствующей подготовки. А буквально весной мы подписали протокол о намерениях с Уханьским университетом, который входит в топ-5 университетов в Китае и в топ-100 университетов мира по некоторым направлениям. Будем реализовывать подготовку специалистов области мировой экономики. Очень многие китайские партнеры предлагают нам сотрудничество не только на базе бакалавриата и специалитета, но и магистратуры.
— В текущем году вузы столкнулись с инициативой правительства России по регулированию платного набора в вузах. Сейчас завершается приемная кампания в вузе. Не пострадают ли в будущем планы БГУ по платному набору абитуриентов?
— На самом деле, инициатива Минобрнауки по квотированию коммерческого набора своевременна. Сейчас действительно нужно регулировать подготовку кадров на договорной основе. Чем это обусловлено? Прежде всего перекосом поступления на гуманитарные специальности, поскольку порядка 80% ребят ориентированы именно на такие направления. А потребность нашего государства, экономики и текущей жизни находится в области естественных наук. Поэтому министерство пришло к тому, чтобы ориентировать нашу молодежь на то, что экономистов, юристов и управленцев сегодня в таком количестве не нужно.
И уже сегодня ребята должны понимать, что и бюджетный и коммерческий наборы в гуманитарном направлении ограничены. Беспредельно набирать и плодить специалистов, которые не смогут после выпуска устроиться по профилю, а пойдут работать, извините, курьерами, продавцами — все-таки неправильно. Это первый момент.

Ректор Олег Грибунов. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Второй момент связанный с квотированием — это когда некоторые вузы, не имея ни кадрового потенциала, ни профилизации, ни условий занимаются бесконтрольным выпуском "специалистов" и раздачей дипломов. И для того, чтобы ограничить это стремление просто зарабатывать деньги, а не готовить кадры и есть один из ориентиров для данной реформы.
Если кадровый потенциал вуза сильный, качество знаний выпускников достойное, нет проблем с их трудоустройством, то такие вузы будут также как и раньше иметь достаточно высокие квоты по коммерческому набору. Я думаю, что здесь бояться добросовестным университетам не стоит.
И я уверен, что наш университет по традиционным направлениям, где всегда большой коммерческий набор, не пострадает. Много факторов говорит о том, что мы выпускаем высококлассных специалистов, востребованных на рынке труда, в том числе я говорю о наших экономистах и юристах.
— Но при этом, вы считаете, что сокращение количества мест на коммерческом наборе все же будет?
— Я думаю, конечно, сокращение однозначно будет. В первую очередь оно может коснуться тех университетов, для которых какие-то специальности не являются профильными. Медуниверситет выпускает врачей, ИРГАУ аграриев — вот так и нужно делать. У отраслевых вузов должна быть четкая ориентированность на конкретные профили. Есть также университеты, которые являются классическими — Иркутский госуниверситет, Байкальский госуниверситет. Мы должны выпускать специалистов в том числе по общественным, гуманитарным направлениям. Думаю, что этот момент будет одним из ключевых показателей при квотировании.
— Учитывая, что квотирование касается коммерческого набора, может ли быть критично изменена стоимость обучения уже в следующем году?
— Здесь я бы сказал следующее. Некоторое время назад министерство науки и высшего образования РФ обратило внимание, что существуют конкретные суммы, выделяемые на подготовку одного студента в рамках бюджетного набора в вузах, и при этом были выявлены в деятельности многих университетов такие моменты, когда на коммерческом наборе стоимость обучения была намного ниже. И министерство теперь настойчиво ориентирует все вузы на то, чтобы стоимость коммерческого набора равнялась стоимости подготовки на бюджетном наборе. Тогда никакого сверхъестественного увлечения не произойдет.
По нашему вузу я могу сказать, что такой ситуации, когда подготовка одного студента сегодня обходится в 100 тысяч рублей в год, а завтра 200 тысяч — не будет. Другой вопрос, если в вузе не воспринимали экономику, которую доводил учредитель, что подготовка специалиста стоит, например, 200 тысяч рублей, а осуществляли подготовку на коммерческом наборе за 100 тысяч рублей, то для таких учреждений повышение может оказаться резким. Это дисбаланс, который создали сами себе некоторые вузы за счет каких-то скидок поступающим.
Поэтому государство сегодня говорит о том, что коммерческая стоимость обучения должна равняться нормативной стоимостью обучения в рамках бюджетного набора. И это, как я уже сказал, одна из задач квотирования коммерческого набора, когда некоторые вузы злоупотребляют своим правом предоставления скидок.
— То есть демпинговали, чтобы привлечь к себе больше студентов. А само по себе квотирование коммерческого набора не скажется на доступности образования в регионах, в Иркутской области?
— Нет, я однозначно уверен, что не скажется. Вы сами видите, что доступность высшего образования на сегодня достаточно явная. Здесь нужно говорить о том, что сейчас одна из задач — это все-таки переориентировать наше молодое поколение с гуманитарного образования в пользу естественно-научного и технического, а также педагогического и медицинского. То есть тех специалистов, которые требуются нашему обществу.
— Может ли вуз каким-то образом направить будущих абитуриентов, которые пока, например, рассматривают варианты поступления на гуманитарные специальности, чтобы они поступали на технические специальности, информационные?
— Чтобы это произошло, мы должны пойти в школу, в 5−6 класс, и работать с детьми там, прививать любовь к естественным и точным наукам, IT и техническим специальностям. А завтрашнего выпускника школы уже не переориентируешь, они за несколько лет уже знают, по каким предметам будут сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому вводимая реформа (квотирования) ориентирована на среднесрочную перспективу — 5−10 лет, чтобы работать с нашей молодежью, ещё совсем юной. Сейчас наши преподаватели погружены в работу с ребятами выпускных классов — 9 и 11-х, и знаете, это очень интересный опыт.

Олег Грибунов. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Сколько сейчас учится всего студентов в университете и колледже?
— Вместе с филиалами почти 16 тысяч студентов.
— Сильно ли за последние годы выросло количество студентов, получающих среднее специальное образование?
— Сейчас соотношение студентов университета и колледжа — приблизительно 9 и более 6 тысяч соответственно. Но в последние годы активно растет количество желающих получать среднее специальное образование. Дети идут сразу после 9 класса. Актуальные данные по набору в колледж на сегодняшний день такие: на 210 мест по юриспруденции подано 450 заявлений. Поэтому мы, к сожалению, не сможем взять всех желающих.
Скажу больше, у нас бывают ситуации, когда бюджетных мест по какому-то направлению или специальности 10−12, и при этом документы сдают как раз 12−15 человек со средним баллом аттестата 5.0. Вот такой конкурс бывает достаточно часто. То есть однозначно можно сказать, что сейчас ребята осознанно и активно идут в колледж, они мотивированы, хотят быстрее попасть на практику, включиться в реальную производственную деятельность.
— Заговорили о современных детях, тех, кто сейчас поступает в сузы и вузы. А как бы вы оценили современный потенциал нынешних студентов и абитуриентов? Большая ли мотивации у них развиваться в научном плане?
— Я считаю, что дети всегда были уникальны. Сегодняшние ребята очень мобильны, хотят узнать что-то быстрее. Поэтому сейчас задача преподавателя в высшей школе и среднеспециальном образовании — это увлечь ребят. Уже сейчас в колледж приходит очень много учащихся после 9 класса, где-то, возможно, ещё неуправляемые дети, со своим характером, иногда непростым, но руководитель колледжа Хитрова Елена Михайловна со своей командой преподавателей настолько заражают и заряжают ребят, что вчерашние бунтари быстро становятся в строй, появляется мотивация учиться.
Это мы вновь возвращаемся к тезису о том, что всё зависит от преподавателей, от того, кто и как общается с ребятами, какой подход применяет. Наша задача их настроить и организовать в нужное русло.
Важно отметить, что профессиональный преподавательский коллектив создает условия и возможности для самореализации ребят не только в учебном плане. Сегодня только самый ленивый не может выбрать направление, где бы он мог дополнительно развиваться, кроме получения знаний. Даже действует такой тезис: "волонтерство — как путь к достижению жизненных целей". И, кстати, это прекрасно, когда ты начинаешь заниматься какими-то вещами по зову сердца и бескорыстно, а затем становишься востребованным в этой сфере уже на государственном уровне.
— Согласен с вами. Для многих молодых людей 15-20 лет волонтерство — действительно интересно, многие в этом совершенно искренне участвуют. Им чуждые какие-то регалии, должности и высокие статусы, они хотят просто помогать, развиваться в этом направлении.
— Вот буквально недавно трое наших студентов — девушка и два парня — уехали в Донецкую область. У нас есть пункты сбора гуманитарной помощи, которые организованы губернатором, властями Иркутской области в Донецкой Народной Республике, где аккумулируется вся помощь, идущая с нашего региона. И вот наши ребята будут заниматься волонтерской деятельностью, помогать в этой важной работе.
— Какие возможности для студентов, развития молодежной политики и внеучебной жизни предлагает университет?
— Наш вуз достаточно обеспечен, чтобы студенты могли себя реализовать. Например, в нашем вузе работает медиа-центр, который включает в себя не только студию, где мы проводим встречи и эфиры, но и свой сайт, телевидение, радио. Это очень хорошая площадка для отработки практических навыков, реализации, закрепления тех компетенций, которые получают студенты в процессе обучения. Причем не только журналистов, но и специалистов по связи с общественностью, будущих государственных и муниципальных служащих, юристов. Отрабатывается и умение вести себя на экране, и аргументировать свою позицию, и осуществлять правовое просвещение.
— Назовите интересные, которые понравились лично вам, выпускные работы или исследования, подготовленные студентами за последние 3-4 года?
— Весной мы встречались с одним из наших индустриальных партнеров — Иркутской нефтяной компанией — и было очень приятно видеть, что специалистом по работе и управлению персоналом в Иркутской нефтяной компании трудится наша выпускница, уже кандидат наук. Вот это яркий пример того, как человек может успешно реализовывать свои достижения, начиная с дипломных работ при получении высшего образования, затем в аспирантуре, защищая диссертацию по нюансам работы с персоналом в нефтехимической отрасли. Если говорить о работах, исследованиях в области экономики, финансов, то у нас фактически любая работа, выполненная на высоком уровне, достойна того, чтобы ее развивать и применять на производстве.
Или можем взять пример из юриспруденции. В России сегодня происходит очень много изменений в законодательстве, диктуемые временем. И наши ребята, которые обучаются на соответствующих программах подготовки, берут эти новеллы и начинают их научно осмыслять, обсуждать, исследовать совместно с научным руководителем. Многие потом идут работать в том числе в правоохранительные органы и прямо откровенно заявляют, что нам сегодня помогли те исследования, что мы проводили в вузе.
Например, в связи с проведением специальной военной операции нужно было вовремя отреагировать на те выпады, неадекватные выпады некоторых лиц, находившихся на территории Российской Федерации, в том числе иностранных граждан, которые позволяли себе высказываться и комментировать ход тех или иных событий. И сегодня у нас есть очень много составов преступлений, которые введены (в КоАП и УК РФ — прим.ред.) были в 2022−2023 годах как раз для противодействия подобному. И ребята, изучающие эти аспекты в рамках дипломной работы, сегодня применяют их на практике в правоохранительных органах.
— Какие ключевые задачи вы ставите перед Байкальским государственным университетом на ближайшие годы?
— Задача, которую я ставлю перед собой, как руководителем, это, прежде всего, сохранение и укрупнение, усиление кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава вуза. К сожалению, на протяжении последних лет 15−20 лет не считалось интересным, престижным работать в образовательной сфере, поэтому сложился такой разрыв возрастной между преподавателями. У нас есть великие ученые, в прямом смысле этого слова, но уже далеко преклонного возраста. И подающая надежды молодежь, которой, к сожалению, сегодня очень мало.
Разрыв между преподавателями по некоторым отраслям составляет 40 лет, что может негативно сказаться на высшей школе и на образовании. И наша главная на сегодня задача — это привлечение молодежи, при сохранении кадрового потенциала, который уже сформирован, чтобы накопленный опыт и фундаментальные знания были переданы последователям славных традиций вуза.

Посещение зала истории БГУ. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Этот вопрос уже как-то решается в вузе?
— Безусловно. Планомерная работа в этом направлении идет. За последние три года мы каждого аспиранта, которого ведем на защиту диссертации, ориентируем на работу в БГУ, предлагаем условия для работы по совместительству или на полставки. И надо сказать, что за последний год мы приняли на работу порядка 10 человек возрастом до 35 лет. Причем это уже молодые люди остепененные, грамотные и перспективные. И такая тенденция должна продолжаться, ведь мы должны думать о том, кто будет обучать наших студентов через 10-20 лет. И те ребята, которые приходят в вуз сейчас в 25−35 лет, это как раз зрелый профессор через 20 лет. Это наша основная задача.
Вторая задача — это, конечно же, финансовая стабильность и устойчивость, которую мы должны выдерживать в рамках конкуренции образования, конкуренции направлений. Чтобы наши преподаватели, наши работники университета получали достойную заработную плату. Это наша социальная миссия. Не только воспитание кадров, но и сохранение сегодняшнего кадрового потенциала.
Третья задача касается уже наших студентов — это воспитательный процесс. Для меня есть один очень важный тезис, которого я придерживаюсь и всегда обозначаю: обучить может быть не всегда сложно, а воспитать настоящего гражданина своей страны мы должны.
То есть, если мы нашему выпускнику в чем-то не сформировали ту или иную компетенцию, где-то он навык не приобрел в нужном объеме, гарантировать такое никто на 100% не может. Но придя на производство, в ту сферу, которая будет ему интересна, к хорошим наставникам, эти компетенции он восполнит, освоит.
А вот если мы не сформируем у него правильный воспитательный потенциал, не заложим традиционные духовно-нравственные ценности, которые важны для каждого гражданина Российской Федерации, то уже на производстве его никто воспитывать не будет, там некогда этим заниматься. Поэтому задача образовательных организаций высшего образования и среднеспециальных образовательных организаций — воспитательная деятельность.
Мы должны привить нашим ребятам то, что сегодня говорит наш президент — воспитать гражданина Российской Федерации. Социально активного, ответственного, понимающего свое предназначение в этом обществе. Не индивидуального человека, который сам по себе, а именно социально активного человека. Это третья миссия университетов и ее мы в БГУ реализуем. Думаю, что сегодня она становится первоочередной.
— Есть ли планы по открытию новых образовательных программ или направлений подготовки? Чему будет уделено особое внимание в условиях меняющегося спроса на рынке труда и веяний времени, в том числе связанных с проведением спецоперации?
— Мы видим свой потенциал, если говорить в таком ключе, в подготовке специалистов по работе с искусственным интеллектом. Потому что сейчас почти на 90% успеха того или иного оборудования зависит от программного обеспечения, от того, как мы используем искусственный интеллект. И здесь как раз мы таких специалистов и должны готовить, переориентировать в этой части наш образовательный процесс по соответствующим техническим специальностям. Мы уже в этом году начали работу по формированию соответствующей материально-технической базе — две лаборатории по работе в области искусственного интеллекта. Это будет не только разработка определенных программ, но и решение определенных задачи в области экономики, финансов, юриспруденции.
— БГУ — один из ведущих вузов в подготовке кадров для региона. По имеющимся данным, 80% выпускников БГУ работают по специальности. Какие компоненты должны сложиться, чтобы был такой высокий показатель?
— Это и преподавательский состав, и работа с индустриальными партнерами, и всесторонняя работа со студентами. Для того, чтобы человек пошел работать по специальности, нужно, чтобы представители этой отрасли, компании были в аудитории, где он обучается. Это связь теории и практики. Какой бы ни был уникальный преподаватель высшей школы, но если к образовательному процессу не привлекаются представители работодателя, кстати, по нормативам такой человек обязан быть в аудитории, то ожидать высокого показателя трудоустройства не стоит. У нас почти регулярно в аудиториях присутствуют представители работодателя, потому что считаем это одним из главных факторов успеха.
Если с первого курса в аудитории присутствует представитель работодателя или представитель отрасли, для которой мы готовим специалистов, то наш студент, выпускник пойдет работать именно по данному направлению, а не будет курьером или продавцом.
Например, если говорить про органы местного самоуправления, органы государственной власти, то с ними у БГУ сформировалась серьезная поддержка для молодых специалистов. У нас есть учреждения, где берут на государственную гражданскую службу без опыта работы. Это важный фактор, показывающий доверие к выпускнику, молодому специалисту по адаптации их в практической деятельности.
— Как бы вы оценили квалифицированный уровень ваших выпускников? Это максимальная "5" или все-таки пока перспектива роста?
— Я бы сказал, что на каждом выпуске есть звезды, которые далеко за "5+", у которых высокий уровень квалификации, а где-то есть те, кто пока не дотягивает до международного стандарта. Но в целом общий уровень квалификации наших студентов — близкий к максимальному. Ведь возможности, которые доступны тем людям, кто хочет развиваться, совершенствовать свои знания почти неограничены.
Сейчас написать диссертацию можно не выходя из своего кабинета или квартиры, интернет позволяет пользоваться неограниченным количеством информации, электронными библиотеками во всем мире. Поэтому главное, чтобы наш студент был заинтересован в поиске этой информации, новых знаний, и обязательно умением владеть этими знаниями.
Высшее образование предполагает большую самостоятельность в обучении, самоорганизованность. Преподаватель может помочь сформировать базу, направить молодого человека или девушку в своем исследовании, а научиться мыслить самостоятельно, находить знания и применять их — это обязанность студента в высшей школе. Я вижу, что многие наши студенты именно такие, и хочу, чтобы они только прогрессировали.

Главный редактор ИА IrkutskMedia Антон Ерошенко и ректор БГУ Олег Грибунов. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia