Избирательный округ №4 депутата Законодательного собрания Иркутской области Максима Девочкина является одной из наиболее густонаселенных территорий города и включает в себя часть Октябрьского и Свердловского районов. Здесь расположено большое количество социальных учреждений и медицинских организаций, активно строится жилье, развивается научный центр, проектируются новые объекты и совершенствуется существующая инфраструктура. Однако, как и любая территория, обладающая немалым потенциалом, четвертый округ сталкивается с рядом проблем, особенно в сферах здравоохранения и образования. Кроме того, давно назрела необходимость решать дорожный вопрос — речь идет не только о создании новых развязок, но и о регулировании транспортных потоков, а даже платных парковках.
В фокусе внимания депутата особое место занимает вопрос комплексного подхода в городской среде, рациональности приложения финансовых и законодательных усилий. Во многом именно поэтому Максим Девочкин сторонник грамотного пространственного развития Иркутска и территорий Иркутского муниципального округа, тех мест, которые потенциально являются точками роста для экономики региона, его позиционировании на федеральном уровне. Об этом, а также о будущих соцобъектах четвертого округа, сохранении памятников архитектуры, поддержке участников СВО и многом другом Максим Девочкин ответил в большом интервью ИА IrkutskMedia.
— Максим Евгеньевич, за вашими плечами — опыт работы депутатом думы Иркутска по избирательному округу №31. Если ранее вы представляли интересы 11 тысяч избирателей, то сейчас их количество выросло почти в восемь раз, как и количество проблем на территории. Как вы выстраиваете работу с жителями округа?
— Наша команда всегда нацелена на прямое взаимодействие с жителями округа. Я обладаю достаточно большим и конструктивным опытом работы в думе Иркутска, и за это время у меня выстроились дружеские отношения с большинством коллег. После перехода в Законодательное собрание мы продолжаем совместное взаимодействие — коллеги обращаются ко мне с различными вопросами, в том числе для поиска решения на областном уровне.
Когда ко мне напрямую обращаются жители, я всегда могу связаться с депутатом от территории и узнать, поступало ли ему обращение или нет, как на него было отреагировано. В случае если полученный ответ не устраивает жителей, мы отрабатываем вопрос совместно и ищем вариант, который наиболее бы соответствовал запросам граждан.
— Как работа в Законодательном собрании позволяет подходить к решению актуальных вопросов на вашем избирательном округе, учитывая, что теперь ваша деятельность имеет больше законотворческий характер, нежели нормотворческий?
— В данном случае все зависит от того, с каким видом вопросов, ко мне обращаются. Например, полномочия депутата Заксобрания позволяют решить проблему с "наливайками" не только в городе, но и по всему субъекту, а также вводить запрет курения в подземных переходах. А вот, например, поставить лавочку около дома №6 на улице Игошина уже не получится, поскольку это задача муниципального уровня, и ей занимается гордума.
Иногда жители не видят разницы между областными и городскими депутатами, и ко мне приходят с вопросами благоустройства. В таком случае мы совместно с командой городских депутатов определяем, чей это округ, и решаем, за счет каких источников можно выполнить работы — возможно ли задействовать для этого средства "депутатского фонда", либо же реализовать проект в рамках федеральной программы "Формирование комфортной городской среды" или регионального проекта "Народные инициативы". Еще один механизм, относительно новый — это инициативное бюджетирование.
В прошлом году в рамках проекта "Есть Решение" были реализованы все заявки жителей Иркутской области — всего около 600. Это привело к перераспределению средств по другим статьям на желания жителей, которые горожане посчитали необходимыми реализовать. Мы, в свою очередь, решили, что эти чаяния должны быть удовлетворены в полном объеме.
— Вы состоите в комитете по собственности и экономической политике Законодательного собрания региона. Какие задачи поставлены перед комитетом на ближайшее время?
— Основная работа Законодательного собрания, большая часть которой невидима, связана с привидением регионального законодательства в соответствие с требованиями и частыми изменениями федерального. Перед комитетом стоит задача держать на контроле те предприятия, которые являются собственностью региона. В настоящее время комитет приступает к формированию бюджета на следующий год — это, наверное, та основная задача, которой мы будем заниматься в ближайшие несколько месяцев.
— Депутаты Законодательного собрания продолжают активно поддерживать участников СВО и членов их семей, регулярно отправляют гуманитарную помощь бойцам и сами выезжают с командировками в зону спецоперации. Знаю, что для вас это в целом достаточно личная история, к которой вы трепетно относитесь. Расскажите, какую помощь вы оказываете бойцам СВО?
— С самых первых дней я поддерживаю участников спецоперации. Когда только начались боевые действия, был призван ангарский СОБР, где оказались мои знакомые. Им выдали необходимое вооружение и обеспечение, но учитывая, какие сложные задачи им предстояло выполянть, мы совместно с коллегами-депутатами при поддержке мэра Иркутска Руслана Болотова собрали средства и помогли обеспечить наших парней всем необходимым. Например, по просьбе Руслана Болотова большая партия бронежилетов была доставлена отрядам спецназначения.
Теперь эта работа приобрела системный характер. Мне важно оказывать адресную помощь, ведь тогда я буду уверен, что она точно дойдет до адресата и будет использована надлежащим образом.
Также Иркутская область продолжает оказывать помощь подшефному Кировску. Глава региона Игорь Кобзев считает, что мы должны продолжать работу в данном направлении на ежегодной основе.
— Одновременно с поддержкой участников СВО вы продолжаете заниматься решением локальных проблем на округе №4. Какие основные болевые точки вашей территории вы бы обозначили?
— Прежде всего, это медицина. Мое внимание как иркутянина и депутата Заксобрания обращено к проблеме строительства детской поликлиники №5, для строительства которой город сделал все необходимое — расчистил и сформировал участок, а затем передал его области. Был даже подготовлен предпроект, однако на данный момент известно, что федеральным министерством не согласовано размещение женской консультации в учреждении.
Я поддерживаю намерения губернатора Игоря Кобзева при формировании нового кабинета министров четче и жестче ставить задачи, которые им были определены еще во время первого губернаторского срока. Все вместе мы должны объединить усилия, чтобы избежать подобных ситуаций в области в будущем.
Аналогичная история со взрослой поликлиникой №1 в Солнечном, строительства филиала которой горожане ожидают уже больше 10 лет. В прошлом году мы обновили смету. Однако чем дольше проектная документация лежит на полке, тем сильнее дорожает и устаревает проект. В дальнейшем может потребоваться очередная корректировка бюджета и смет. Со следующего года проект опять рискует попасть в удорожание, в том числе из-за смены НДС, а сроки начала строительства вновь становятся неопределенными.
— В округе №4 также расположено большое количество школ, однако часть из них переполнена. Какие пути решения данной проблемы вы прорабатываете?
— Действительно, другая проблема нашего округа связана со строительством школ. Ситуация со школой на улице Багратиона пока находится в подвешенном состоянии, однако область предпринимает все необходимое для того, чтобы восстановить федеральное финансирование. Благодаря совместной слаженной командной работе администрации города, депутатского корпуса нам удалось завершить пристрой к школе №75 и ввести его в эксплуатацию.
Также мы приступили к работе над Лицеем ИГУ на улице Мелентьева, пока в основном за счет средств муниципального бюджета. Строительство нового здания стоит в трехлетнем бюджете на 2025-2027 годы. При благоприятном раскладе мы сможем профинансировать стройку и выполнить основные работы в 2027 году. Но, к сожалению, следующий год, скорее всего, будет не таким оптимистичным в плане финансирования строительства новых объектов, как бы нам хотелось.
— Чем обусловлен ваш неутешительный прогноз?
— Не секрет, что есть определенные сложности, в том числе и с региональным бюджетом. На днях в моем распоряжении оказалась корректировка бюджета — наверное, впервые за 10 лет Иркутская область слышит слово "секвестер". К сожалению, из-за роста процентных ставок и сложностей с финансированием наши так называемые стейкхолдеры не доплачивают средства в бюджет. А ведь основной источник пополнения бюджета — это крупные предприятия добывающих и перерабатывающих отраслей, и мы во многом зависим от наших основных налогоплательщиков.
— Выходит, что ожидать каких-то масштабных проектов в регионе в ближайшем году не стоит?
— Все зависит от того, что подразумевать под глобальными проектами. Например, капстрои идут и будут продолжаться в любом случае, хотя, может быть, и не конкретно в четвертом округе. Для начала необходимо закончить те объекты, которые достраиваются — например, поликлиники №10 и №15.
Некоторые из проектов реализуются вроде бы незаметно и, кажется, что не касаются каждого жителя напрямую. На самом деле они влияют на экологическую обстановку в Иркутске и возможности развития города, в том числе на перспективы строительства новых соцучреждений и жилья. Так, на левом берегу города — а большая часть четвертого округа расположена на территории Свердловского района — начинается реконструкция КОСов за счет средств федерального бюджета. То есть проекты продолжают реализовываться несмотря на трудности.
— Дорожный вопрос для округа №4 стоит особенно остро — достаточно посмотреть на карту в час пик, чтобы увидеть, какие из улиц особенно загружены. Проблема с пробками назрела уже давно — ее пытаются решить и в администрации города, и в думе. Какая работа ведется вами по решению данной проблемы?
— Мы продолжаем работу над финансированием проектирования и строительства двух развязок — Лермонтовской и Байкальской. Проектная документация по Байкальской развязке выходит из экспертизы уже в ноябре, а проект Лермонтовской уже готов — специалистам удалось решить вопрос с расположенными на территории объекта заправками, именно в этой части и были временные задержки. Обе развязки, как и любой крупный инфраструктурный проект, будут реализовываться при участии федерального бюджета. Даже если следующий год будет не особо успешным в плане финансирования, это не означает, что мы не можем вернуться к данным проектам в 2027-2028 годах.
Вместе с тем, я считаю, что ни одна развязка не способна в полной мере решить проблему трафика, имеющегося на сегодняшний день. Развязки де-факто передвинут пробку из одного места в другое. Тогда возникает вопрос, где лучше, чтобы была пробка — на окраине города или в центре?
Здесь можно вспомнить проект моста, который должен связать бульвар Постышева и Старокузьмихинскую. Его реализация займет определенное время, но важно начать на федеральном уровне прорабатывать данный объект — пусть он появится в повестке партии "Единая Россия" и выдвигаемых кандидатов в депутаты Государственной Думы. Наша задача — вынести данные вопросы на федеральный уровень и посмотреть отклик, оценить готовность к реализаци проектов и вероятность получить финансирование. Даже если этот процесс будет продолжаться в течение 10 лет, но мы хотя бы начать работу в данном направлении.
Вернемся к проекту Западного обхода, который в зависимости от варианта трассировки свяжет Ново-Ленино и Синюшину гору, либо Каю. Это не только даст возможность ввести в оборот большое количество простаивающих земель, но и сделать новый транспортный коридор, что позволит городу развиваться, особенно инфраструктурно.
— Обустройство обходов — это лишь один из вариантов решения логистического вопроса. Какие альтернативные меры, на ваш взгляд, могли бы снизить транспортную напряженность в городе?
— Меры, которые я озвучил — довольно популярные и, наверное, будут восприняты на "ура". Однако есть меры непопулярные, связанные с ограничением миграции легкового транспорта, в котором по статистике чаще всего едет 1,2 человека. За счет снижения маятниковой миграции получится существенно сэкономить. Кроме того, поменяв областной закон о транспорте, мы сможем убрать из города небольшие маршрутные такси. Подготовкой документа занимается правительство, и в следующем году мы планируем привести его в соответствие с текущими реалиями.
Личные автомобили в центральной части города в перспективе должны быть заменены на такси, либо каршерингом, либо общественным транспортом. Перед нами стоит задача обеспечить город современными комфортными автобусами — ранее мы уже закупили более 100 единиц техники. Возможно, они не в полной мере соответствуют пожеланием жителей, но это достаточно удобный и хороший транспорт. Кроме того, я предполагаю, что при повышении спроса на автомобили таксопарки отреагируют мгновенным увеличением количества единиц транспорта.
Центру Иркутска необходимы платные парковки, и я считаю, что на сегодняшний день надо проработать этот вопрос. На мой взгляд, город исчерпывает или уже исчерпал возможности по регулированию транспортных потоков. Ежегодно количество автотранспорта в Иркутске только увеличивается, а поскольку он является городом с историческим типом застройки, у нас нет возможности расширить проспекты и сделать виадуки.
Вместе с тем, в центре Москвы проезжие части, наоборот, были заужены и переделаны в удобные пешеходные зоны с кафе и ресторанами, тем самым подтолкнув малый бизнес к развитию. Я считаю, что это очень хороший пример. Во многих городах России реализован проект платных парковок, что позволяет наполнять бюджет и обеспечить дополнительное финансирование для благоустройства городской среды.
Кроме того, необходимо совместно с муниципалитетом объединять усилия по увеличению штрафов за парковку на тротуарах и газонах. Возможно, подобная мера будет непопулярной для многих горожан, но мы должны пресекать парковку на газонах, и сделать это можно кратно увеличив штрафы.
В данном случае Москва не совсем корректный пример, поскольку город обладает областными полномочиями, однако на сегодняшний день штрафы для юрлиц за парковку на столичных газонах доходят до 300 тысяч рублей. Такие цифры быстро лечат желающих портить благоустройство и давить бордюры. Считаю, что в данном ключе необходимо вести скоординированную работу, хотя подчеркну, что мера не популярна и не в полной мере возможно находит отклик у жителей.
— Депутаты думы Иркутска ранее уже обсуждали создание платных парковок в городе, отмечая, что для этого необходимо организовать в первую очередь трассировку существующих улиц — менять направление движения, создавать переходы, выносить трамвайные линии, строить развзяки и так далее. Это достаточный объем затрат.
— На самом деле очень многие вещи не требуют больших средств. Ранее ко мне обращались различные вендоры, готовые предоставить соответствующие решения. Также можно вести прямой диалог с другими регионами, ведь подобные парковки есть во многих крупных городах, таких как Казань, Сочи, Ростов. Существует множество инструментов для регулировки оплаты парковок и наполнения бюджета, поэтому не могу сказать, что потребуется какая-то кардинальная перестройка.
Здесь, скорее, вопрос в другом — в городе есть улицы, где в принципе невозможно припарковаться, но это нормально для исторической застройки. Для решения проблем с праковками многим компаниям стоит рассмотреть возможность размещения офисов за пределами исторического центра. Я думаю, застройщики с удовольствием отреагируют на запрос и построят современные бизнес-центры со всей необходимой инфраструктурой на некотором удалении.
— Кстати, тема застройки довольно актуальна для вашего округа, где стремительными темпами ведется строительство новых ЖК. Это, в свою очередь, порождает допонительные проблемы, вязанные с ростом социальной напряженности, переполненности различных учреждений и загруженности дорог. Какие обязательства, на ваш взгляд, необходимо предъявлять застройщику, чтобы такой напряженности не возникало, или как-то минимизировать её?
— Как правило, все взаимодействия с застройщиком происходят в рамках разрешения конфликтов между интересами бизнеса и населения. В связи с этим мы регулярно проводим встречи. Например, в микрорайоне Солнечный после встречи с жителями застройщик скорректировал планы, снизив этажность застройки ввиду экономической ситуации. Мы всегда стараемся искать конструктивный подход, потому что просто вводить запреты на основании желаний жителей мы не можем.
Необходимо понимать, что стройка — это все-таки драйвер Иркутска, благодаря которому в городе появляются новые рабочие места и поступают налоги в бюджет. К сожалению, у нас нет крупных градообразующих предприятий, которые могли бы быть локомотивами. Даже авиазавод во Втором Иркутске довольно локальная история.
Кроме того, чем больше будет в городе качественных жилищных условий, тем больше Иркутск будет притягивать к себе население, в том числе из соседних регионов. Мы давно уже говорим о том, что Иркутск представляет собой определенную перевалочную базу, куда приезжают жители районов и райцентров Якутии, Бурятии и Забайкальского края. Здесь они получют образование и опыт работы и в дальнейшем стремятся переехать в регионы, где можно получать зарплату выше. Поэтому наша задача — обеспечить граждан достойной социальной инфраструктурой и качественным жильем, ведь на сегодняшний день наблюдается большая изношенность жилого фонда.
— Уже несколько лет в регионе обсуждается судьба домов 335-й серии, но основной вопрос упирается в финансирование. Насколько была бы интересна данная тема застройщикам?
— Вопрос в том, кто возьмет на себя расселение домов 335-й серии. Всё это подсчитывается и имеет под собой какое-то обоснование. В данном случае можно обратиться к опыту Москвы — долгое время столица выглядела не сильно лучше Иркутска, а цена кв. метра в городе отличалась вдвое. Однако сегодня мы видим, что в Москву пришли проекты, которые не просто меняют облик города, а полностью его преображают. Пример — огромный квартал высотных зданий Москва-Сити. Кроме того, в Москве активно работает Фонд реновации, который сносит хрущевки и возводит на их месте современные жилые комплексы.
Поэтому когда мы говорим про расселение 335-й серии, необходимо понимать, что стоимость кв. метра нового жилья должна включать затраты на расселение, демонтаж, утилизацию, а также проектирование и строительство нового жилого комплекса.
Если цена кв. метра в Иркутске будет расти, а у людей будет возможность оплачивать это, то тогда можно смело разбирать и 335-ю серию, потому что в текущих условиях переложить все на федеральный и региональный бюджеты не получится. На сегодняшний день муниципалитет и регион и так несут достаточно ощутимую нагрузку.
— Вы являетесь стойким преверженцем принципов квартальной застройки. Один из таких проектов до сих пор является одной из главных визитных карточек Иркутска, хотя и достаточно избитым. Не растерял ли этот подход своей актуальности в текущих условиях?
— Я считаю, что комплексное развитие — это основа всего. Однако при расселении ветхого и аварийного жилья прокуратура Иркутска ставит задачу расселять дома, исходя из даты признания таковым. На самом деле, нет разницы, в каком месяце дом был признан аварийным — никто не должен жить в ветхом жилье, все люди достойны переселения.
В этом случае оптимальным решением может стать комплексное расселение. На освобожденных за счет бюджета площадях можно построить исключительно жилье, либо соцобъекты, поэтому лучше расселять кварталами, а на месте двухэтажных деревянных бараков строить новые кв. метры.
Иначе получается, что вроде 10 домов в разных районах города расселили, а эффекта от этого почти никакого не почувствовали, нет единой крупной территории, которую могли бы сформировать и запустить в хозяйственный оборот.
— Некоторые ветхие и аварийные здания обладают исторической ценностью, являясь объектами культурного наследия. Ранее вы входили в состав директоров АРПИ (прим. ред. — Агентство развития памятников Иркутска), а благотворительный фонд "Семьи Девочкиных" занимается восстановлением памятников архитектуры. Один из ярких примеров — реставрация Князе-Владимирского храма. Как в условиях комплексности выстраивать работу по имеющимся в Иркутске памятникам архитектуры?
— История с памятниками аналогична комплексной застройке и более наглядна, если обратиться к опыту АРПИ. Инвесторы агентства восстановили несколько десятков памятников, однако мы видим только 130-й квартал, потому что он выполнен комплексно, и в нем есть единая среда. Когда точечно меняется огромное количество домов, разбросанных по городу, это, конечно, не создает впечатления массового преображения района и целостной картины.
АРПИ не в состоянии охватить весь рынок. В настоящее время проводится процедура расселения квартала на улице Энгельса, а его сроки уже уходят в 2030-е годы. Поэтому я считаю, что к расселению нужно привлекать инвесторов и реализовывать КРТ (комплексное развитие территории) по отношению к памятникам. Но к сожалению, КРТ обычно предполагает снос объекта, что не допустимо в случае с памятником.
Такие проекты получаются не самыми прибыльными, поэтому в свое время мы пытались отработать данный вопрос со службой (прим. ред. — по охране объектов культурного наследия Иркутской области) и прийти к какому-то определенному решению. В принципе, оно было найдено.
Например, мы были инициаторами внесения поправок в законопроект о льготных кредитах от ДОМ.РФ на восстановление памятников истории и культуры. То есть мы предложили, чтобы выкупать могли не только граждане напрямую из бюджета, но и те, кто покупает у муниципальных и государственных предприятий, например таких как АРПИ. И на сегодняшний день инвесторы, с которыми работает АРПИ, могут претендовать на льготный кредит при восстановлении памятников архитектуры.
Второй пример, это когда мы смогли в 106-м квартале (расположен в створе улиц Тимирязева, Декабрьских событий, Фридриха Энгельса и Октябрьской революции — прим.ред.) провести небольшие изменения в части смягчения требований к сопутствующим строениям — например, разрешена переделка хозяйственных построек, связанных с объектами культурного наследия. Теперь, когда мы говорим о восстановлении усадьбы, здесь открываются возможности для получения дополнительных площадей и реализации более комплексных проектов.
— Действительно, 130-й квартал является показательным примером в данном вопросе, поскольку на его территории расположена дополнительная коммерческая недвижимость в виде торгового центра и различных магазинов. Как вы считаете, есть ли потребность создавать в городе аналогичные проекты?
— 130-й квартал явяляется хорошим примером сочетания современной архитектуры с окружающей деревянной застройкой. "Модный квартал" довольно органично вписался в гору и гармонирует с музыкальным театром им. Загурского. Это говорит о том, что нам необходимо принимать то, что историческое наследие может соседствовать с современными зданиями.
Напротив 130-го квартала доктор Юрий Козлов разрабатывает проект детской клинической больницы, и я не вижу смысла упрощать облик объекта и делать его под старину только потому, что его окружают деревянные памятники. Если б в Иркутске был жестко зарегламентированный центр, в котором нельзя было бы возводить ничего, кроме деревянных домов, то тогда логично было бы приводить здания к единому формату. Здесь же огромный плюс все-таки заключается в разнообразии, как я считаю.
— Вы назвали Иркутск своеобразной перевалочной базой для молодежи, которая получает "стартовый капитал знаний и умений" для дальнейшей жизни в западной части нашей страны. Но Иркутск также явлется еще и точкой притяжения туристов. Заявлены крупные федеральные проекты в сфере туризма, например, "Пять морей и озеро Байкал" и "Байкальская слобода". Какие, на ваш взгляд, перспективы в плане развития туристической отрасли в регионе вы бы отметили?
— Что касается проекта "Пять морей и озеро Байкал", госкорпорация Ростех и правительство добились выделения средств на реконструкцию причальных сооружений для запуска круизных катеров. Насколько я знаю, в настоящее время Ростех достраивает соответствующее судно. Я думаю, что это скажется положительно в том числе на туристической привлекательности Байкальска. На сегодняшний день путешественникам довольно сложно распланировать поездки, особенно в межсезонье или зимний период, когда единственная дорога через Култук периодически перекрывается либо из-за ДТП, либо из-за непогоды.
"Байкальская слобода" — достаточно неопределенный, на мой взгляд, проект. Считаю, что на данный момент Иркутская область не в состоянии окупить тот объем, что заявлен проектом. Кроме того, считаю, что и проект стоит делать более комплексным за счет введения в оборот территорий не только на берегу, но и в горах, создавая разного рода круглогодичные активности. А учитывая, что участие в проекте принимают ВЭБ.РФ, я бы еще предложил ввести отдельные регламенты на перестройку для поселков на Байкальской природоохранной территории. Это позволит создать красивую, удобную и экологичную инфраструктуру для туристов.
Например, возобновить идею проекта 20-летней давности под названием snow land. На сегодняшний день мы имеем только искусственно созданный склон, хотя в этом месте могли быть две хорошие горнолыжные трассы. И если объединить эти два проекта, то можно было бы реализовать комплексную историю, которая стала бы круглогодичной. Например, из отелей "Байкальской слободы" на шаттле отправляешься кататься на гору. Под эти цели можно было бы привлечь инвестор для строительства комплексных мест размещения. И в этом вопросе нам бы очень помог механизм КРТ, либо же совместно с ВЭБ.РФ разработать новый механизм редевелопмента территории. То есть возможностей и вариаций масса.
— Одним из популярных направлений для отдыха является Листвянка, однако инфраструктура поселка как будто бы не справляется с наплывом гостей, да и откровенно — сильно отстает. Что необходимо предпринять для того, чтобы превратить Листвянку в красивую визитную карточку?
— Листвянка нуждается в красивой набережной, качественном водоснабжении и канализации, хороших многополосных дорогах и маршрутно-транспортной обеспеченности. Как минимум первая линия домов должна представлять собой ухоженные здания. Для этого собственникам необходимо выдать предписания, чтобы они привели фасады в надлежащий вид. Если же они не в состоянии вести здесь бизнес и поддерживать внешний облик зданий, тогда можно рассмотреть механизмы выкупа этой собственности. И если заняться Листвянкой комплексно, с архитектурным взглядом, то это однозначно может стать особым местом притяжения.
Мы видим, как с нуля на Алтае возводились целые курорты, например, ставший главной достопримечательностью "Манжерок", как развивается "Шерегеш", не говоря уже о том, как изменилась "Красная Поляна" в Сочи, которая была значительно хуже нашей Листвянки сегодня. Кстати, на сегодняшний день "Красная Поляна" обошла швейцарский Куршевель по количеству отдыхающих, что тоже важно, поскольку туризм является драйвером экономики.
Вообще, плюс туризма заключаются в относительной дешевизне создания рабочего места. Например, организация любого промышленного предприятия предполагет большую капиталоемкость и "длинные деньги", в то время как в гостиничном бизнесе капиталоемкость существенно меньше. При строительстве гостиницы стоимость 1 кв. метра составляет несколько сотен тысяч рублей, в то время как стоимость 1 кв. метра производственного объекта может достигать до млн рублей. Поэтому я считаю, что грех не воспользоваться возможностями Иркутской области — туристы приезжают за легендой, и такая у нас есть — озеро Байкал.
— То есть, на ваш взгляд, не стоит распыляться и вкладывать деньги в пока еще нереализованный проект, а перенаправить их на трансформацию существующих территорий?
— Я считаю, что подход должен быть комплексным. Если мы готовы вкладывать деньги в чистое поле, то к этому надо подойти более вдумчиво. Даже если мы построим красивую и элитную "Байкальскую слободу", рядом с которой расположен только музей "Тальцы", то куда поедут отдыхающие? Конечно, на Байкал. А поскольку туризм — это экономика впечатлений, то стоит задуматься о том, какие впечатления будут получать туристы при поездке в Листвянку.
Во-первых, это создаст дополнительный трафик и маятниковую миграцию между "Байкальской слободой" и Листвянкой. Во-вторых, впечатления от Листвянки в ее текущем состоянии могут быть неоднозначными. Одно дело, когда в поселке работают хорошие гостиницы и вкусные рестораны, сделана красивая набережная с видом на величественное озеро — это создает определенную романтику, заряжающую энергией. С другой стороны, туристы видят отсутствие благоустройства и качественных дорог, при этом время в пути может занимать несколько часов, что не является стимулом для того, чтобы люди возвращались сюда вновь.
— Листвянка — не единственная точка притяжения туристов, есть еще остров Ольхон. Чтобы попасть на него, путешественникам приходится проводить по несколько часов в пробке на паром.
— Если говорить об Ольхоне и Малом море, то здесь также необходимо следовать правилам, о которых я уже сказал. Считаю, что все-таки на необходимо связать остров с большой землей полноценным мостом. Должна быть асфальтовая дорога, парковки, площадки для кемпинга и трейлеров и так далее. При этом должно быть видеонаблюдение, а все нарушения — караться очень большими штрафами. Мы часто можем слышать, что асфальт убьет природу, но когда мы едем по Ольхону сейчас, то видим, что вместо одной дороги шириной 18 метров у нас 30 дорог по 100-120 метров. Люди объезжают разбитые дороги по холмам, а это наносит уникальной природе и экосистеме острова гораздо больший ущерб.
— Вы говорите о большом пуле ваших знакомых, друзей и состоявшихся инвесторов, которых вы привлекаете к вложению средств в Иркутск, прилегающие территории. А как работа в Законодательном собрании помогает в преобразовании столицы региона?
— Уровень Законодательного собрания позволяет доносить проблемы города до первых лиц области. На сегодняшний день депутаты четвертого созыва одни из первых за долгое время выносят проблемы Иркутска на обсуждение. До этого проблемы Иркутска как будто бы находились вне фокуса представителей министерств и различных ведомств. Довольно много финансирования уходило в северные территории, и в связи с этим на сегодняшний день мы наблюдаем некоторые противоречия — в отдаленных районах области достраиваются школы, которые некем заполнять, а Иркутск сталкивается с хроническим дефицитом образовательных учреждений.
Законодательное собрание — это та площадка, которая позволяет планомерно выстраивать диалог между городом и областью. Помимо прямой коммуникации губернатора с Русланом Болотовым, есть еще депутаты гордумы, большое количество министров и горожан. Попытки наладить диалог принимаются впервые за долгие годы.
— Ранее вы озвучили ряд проблем, касающихся туристической и транспортной инфраструктуры как региона, так и Иркутска. Учитывая проблемы финансового характера, каким вы видите Иркутск будущего?
-— Я считаю, что у нас все-таки есть развитие и движемся вперед. Даже если рассматривать короткий отрезок времени, то мы не можем не видеть позитивных изменений в городе. Достаточно посмотреть на то, какими были дороги — кажется, что раньше было лучше, но это не так. Объективно дорожная отрасль в Иркутске хронически недофинансирована, а некоторые ресурсоснабжающие организации нередко раскапывают свеже уложенный асфальт при проведении ремонтных работ.
Я считаю, что необходимо искать рычаги воздействия на собственников и эксплуатантов сетей, чтобы избегать подобного в будущем. Однако это больше относится к деятельности городской администрации, чем Законодательного собрания.
Если смотреть в целом на перспективу, я считаю, что на региональном уровне необходимо помогать нашим предпринимателям и поощрять их вложения и инвестиции в проекты по преобразованию городской среды, вовлекать в эту работу бизнес, утвердить схему установки НТО (нестационарных торговых объектов), а вместо арендной платы установить обязанность по содержанию объектов, которое власти смогут контролировать. Если стараться и делать всё возможное, что в силах региона, муниципалитета, то мы увидим развитие и изменение облика города.