IrkutskMedia, 17 октября. Иркутский областной суд рассмотрел апелляционную жалобу по иску пенсионерки из Усть-Илимска к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области. В иске женщина пояснила, что является неработающим пенсионером по старости с 2019 года и постоянно проживает в районе, приравненном к районам Крайнего Севера.
Как сообщили в объединенной пресс-службе судов общей юрисдикции, в 2024 году пенсионерка поехала на отдых в Турцию. Когда женщина вернулась, она обратилась в ОСФР по региону с заявлением о компенсации расходов на проезд к месту отдыха по маршруту "Усть-Илимск — Красноярск — Анталья — Красноярск — Усть-Илимск" в размере 17,7 тысяч рублей. Женщина предоставила билеты и справки о стоимости авиаперелёта, данные об ортодромическом расстоянии по территории Российской Федерации.
Работники ОСФР выплатили женщине компенсацию за проезд по маршруту "Усть-Илимск — Красноярск", "Красноярск — Усть-Илимск". А в возмещении стоимости перелёта по маршруту "Красноярск — Анталья — Красноярск" пенсионерке отказали. Своё решение ведомство мотивировало тем, что женщина предоставила документы, которые не соответствуют унифицированной форме электронного пассажирского билета, не могут являться бланками строгой отчётности, а потому не могут считаться подтверждением фактически произведённых расходов на оплату проезда.
Кроме того, билеты были оформлены на перелёт на судне турецкой авиакомпании — государства, не являющегося членом ЕАЭС. Женщина в заявлении не предоставила доказательств того, что не могла купить билеты на рейс российских авиакомпаний или авиакомпаний государств — членов ЕАЭС.
Усть-Илимский городской суд рассмотрел материалы дела и пришёл к выводу, что ОСФР незаконно отказало пенсионерке в выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Суд постановил, что нормы, содержащиеся в правилах начисления компенсации расходов за проезд к месту отдыха и обратно, не могут исключать возможность получения компенсации только потому, что проездные документы оформлены неправильно.
Пенсионеры, проживающие на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, раз в два года имеют право получить компенсацию стоимости проезда к месту отдыха. Если гражданин едет за пределы РФ, то возмещается стоимость проезда до ближайшего к месту пересечения государственной границы аэропорта, морского (речного) порта, автовокзала, автостанции.
То, что женщина отдыхала за границей, подтверждается билетами и отметками в загранпаспорте. Расходы на перелёт в Анталью и обратно подтверждён кассовым чеком о покупке тура с указанием сведений об оплате туристической путевки.
В справке авиакомпании указано, что пассажир приобрел билеты за 46 тысяч руб. По маршруту "Красноярск — Анталья — Красноярск" процентная часть (25%) стоимости перелета на территории Российской Федерации составила 11,5 тысяч рублей.
По информации, которую предоставило ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" по запросу суда, полеты авиакомпаниями государств — членов Евразийского экономического союза по маршрутам "Красноярск — Анталья", "Анталья — Красноярск" на дату вылета не планировались и не выполнялись.
Усть-Илимский городской суд удовлетворил требования истца. В пользу пенсионерки с ОСФР по Иркутской области взыскали компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 11,5 тысяч рублей.
Ответчик с выводами суда не согласился и подал апелляционную жалобу. Иркутский областной суд поддержал решение суда первой инстанции и оставил его без изменения.
Ранее агенство сообщало, что пенсионеры получили компенсацию 250 тысяч рублей расходов на проезд в Братске после вмешательства прокуратуры. Заявителям было отказано уполномоченным органом в компенсации оплаты проезда к месту отдыха и обратно. Прокурор Братска обратился в суд от лица 13 пенсионеров с иском о понуждении получить выплату.