До -20°С ожидается в Иркутской области 31 октября
14:33
Chery стала самой страхуемой маркой в Иркутской области за 9 месяцев
21:24
Обзор самых популярных новостей за 30 октября
21:00
В рамках партпроекта "Старшее поколение" иркутянам рассказали о профилактике инсульта
18:42
Наконец-то дождались! Компенсацию за оплату детсада могут увеличить впервые за 10 лет
18:40
Сериал "Нейровася" с иркутянином Яном Цапником выходит в ноябре
18:14
В Иркутске открылась фотовыставка военкора Владимира Аносова "Донбасс"
17:57
Спикер ЗС Приангарья заявил о необходимости правового регулирования религиозных учреждений
17:51
Работодатель оштрафован за задержку зарплат 15 сотрудникам в Братском районе
17:45
Сбер предложил юным клиентам ещё один удобный способ перевода денег
17:41
Новые технологии расширяют возможности иркутских педагогов
17:25
Это голос! ГигаЧат научился разговаривать 
17:25
В Иркутске на Ново-Ленинском кладбище создадут Аллею Памяти участников СВО
17:08
Электричество частично отключилось в Шелеховском районе
16:44
Ветеран Великой Отечественной войны получил звание "Почетный гражданин" Приангарья
16:39
Тир вспыхнул на острове Конный в Иркутске
16:23

Цена процента: как рост НДС отразится на бизнесе и жителях Приангарья

О реальной стоимости повышения налогов: почему не всем это во вред - корр. ИА IrkutskMedia рассказали эксперты
Цена процента: как рост НДС отразится на бизнесе и жителях Приангарья Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia.ru
Цена процента: как рост НДС отразится на бизнесе и жителях Приангарья
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia.ru
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

IrkutskMedia, 28 октября. Экономике страны и Иркутской области сейчас приходится несладко: санкции, рост издержек и падение налоговых поступлений давят и на бизнес, и на конечных потребителей — жителей. И пока регионы пытаются адаптироваться к непростым реалиям, налоговая политика продолжает ужесточаться. Так, например, с 1 января 2025 года вырос налог на прибыль, при этом большая часть новых поступлений ушла в федеральный бюджет. А с 2026 года на очереди — повышение НДС и изменения в упрощенной системе налогообложения (УСН). Это только часть налоговых новаций, но именно эти меры способны заметно ударить по кошелькам предпринимателей и обычных жителей.

На простом о сложном: как устроены налоги 

Прежде чем разбираться, как новые налоговые ставки ударят по карману и бизнесу, давайте для простоты разберемся, что вообще скрывается за "страшными" аббревиатурами — НДС, УСН, ПСН и ОСНО. Звучит сложно, но на деле всё проще, чем кажется, а понимание этих терминов поможет оценить, что именно изменится с 2026 года.

НДС — это налог на добавленную стоимость, проще говоря, налог, который "вшит" в цену любого товара или услуги. Его платит конечный покупатель, хотя формально его перечисляют компании в бюджет. Сейчас базовая ставка НДС в России составляет 20%, а с 2026 года она поднимется до 22%. Это значит, что при цене товара в 100 рублей два дополнительных рубля уйдут в бюджет.

УСН — упрощённая система налогообложения, созданная для малого бизнеса. Она заменяет для этих категорий предпринимателей сразу несколько налогов — на прибыль, имущество и НДС. Предприниматель может выбрать один из двух вариантов:

  • платить 6% с дохода,
  • или 15% с дохода за вычетом расходов.

Сейчас пользоваться этой системой могут компании с годовым оборотом до 60 млн рублей, но с 2026 года порог снижается до 10 млн рублей.

ПСН (патентная система налогообложения) применяется индивидуальными предпринимателями. Она предполагает покупку патента на определённый вид деятельности сроком от одного месяца до года. Сумма налога фиксирована и не зависит от реального дохода, что удобно для стабильного малого бизнеса, но в условиях экономических колебаний может стать проблемой — платить придётся одинаково, даже если выручка упала.

ОСНО (общая система налогообложения) — базовый, но самый сложный режим. Он включает уплату налога на прибыль (20%), НДС (теперь 22%) и налога на имущество. Эту систему чаще используют крупные компании, где ведётся полноценный бухгалтерский учёт.

Налог на прибыль — один из основных источников дохода бюджета. Его платят организации со своей прибыли, то есть с разницы между доходами и расходами. До 2025 года ставка составляла 20% (из них 3% шло в федеральный бюджет и 17% — в региональный). С 2025 года налог повышен до 25%, и теперь соотношение меняется: 8% — в федеральный, 17% — в региональные бюджеты.

Таким образом, каждая налоговая система — будь то общая, упрощённая или патентная — имеет свои особенности и уровень нагрузки. Но любые изменения в ставках и порогах напрямую отражаются на бизнесе и на ценах товаров и услуг, которыми пользуются простые граждане.

Бизнес под давлением

С чего все началось: осенью появилась информация о том, что готовится проект поправок в Налоговый кодекс, и 22 октября Госдума РФ принимает этот "пакет" в первом чтении. По информации Минфина, предлагаемые меры нацелены на решение важнейших задач, в числе которых обеспечение потребностей СВО, финансирования национальных проектов, выполнение социальных обязательств перед гражданами. Однако стоит отметить, что с самых первых заявлений поправки вызвали волну негодования как среди предпринимателей, так и простых потребителей. 

Как отметили представители бизнес-сообщества в документе обращения к председателю Госдумы Вячеславу Володину, оказавшемся в распоряжении редакции, проекты федерального бюджета на 2026–2028 годы и поправки к Налоговому кодексу создают "существенное увеличение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства".

По расчётам, снижение порога по УСН до 10 млн рублей вынудит платить НДС каждого десятого предпринимателя в стране — более 700 тысяч человек. В Иркутской области, где зарегистрировано свыше 74 тысяч субъектов упрощённой системы, под новые требования попадут около 9 тысяч компаний.

1 / 2

"Предлагаемое повышение налогов увеличит финансовую нагрузку. 73,6% опрошенных предпринимателей заявили, что им придётся повысить цены, каждый четвёртый планирует сократить персонал, а почти 31% — вовсе закрыть бизнес и уйти в найм", — говорится в обращении

По данным Федеральной налоговой службы, в регионе насчитывается 9,4 тысячи плательщиков НДС, которые в 2024 году уплатили 102,1 млрд рублей. Увеличение ставки на 2% даст бюджету ещё около 10,2 млрд, однако эти средства поступят в федеральную казну. Регион, как отмечают эксперты, не получит прямой выгоды, но столкнётся с ростом цен и снижением деловой активности.

Бизнес в шоке: предприниматели выдвигают предложения

Согласно документу, предприниматели предлагают пересмотреть положения проекта закона.

"Не оспаривая безусловную необходимость увеличения доходов федерального бюджета в связи с обеспечением обороны и безопасности государства, следует отметить крайне негативные последствия для российского микробизнеса в связи с предлагаемым снижением с 60 до 10 млн рублей предельного размера дохода для плательщиков УСН в целях уплаты НДС", — отмечают предприниматели.

Чтобы смягчить последствия, предприниматели предлагают целый ряд мер.

  • Заменить фиксированные сборы на прогрессивную шкалу, основанную на уровне доходов, разделив бизнес на четыре категории: до 15 млн, от 15 до 30 млн, от 30 до 45 млн и от 45 до 60 млн рублей;
  • Поэтапное внедрение изменений и сохранение особого статуса для социально значимых отраслей, включая медицину;
  • Если термин "НДС" подразумевает налог на добавленную стоимость, целесообразно разрешить использование вычета "входящего" НДС, отражающего реальный прирост добавленной стоимости;
  • Предлагается рассмотреть альтернативу в виде налога с продаж, который собирался бы напрямую с потребителей и не создавал дополнительной административной нагрузки на предпринимателей;
  • Повышение порога по УСН и ПСН до 30–40 млн рублей;
  • Переходный период не менее двух лет;
  • Сохранение пониженных страховых взносов для предприятий инновационных и региональных отраслей (таких как лесопереработка и туризм)
  • Предоставление регионам права вводить нулевые ставки для новых МСП (малых и средних предпринимательств) в первые годы работы;
  • Бизнес настаивает на создании федерального механизма мониторинга влияния налоговых изменений на МСП, чтобы корректировать политику по результатам ежегодных отчётов и др. 

22 октября Комитет по бюджету и налогам Госдумы предложил доработать законопроект о поправках в Налоговый кодекс ко второму чтению. Причина — предприятия не успевают подготовиться к новым требованиям, поэтому парламентарии настаивают на поэтапном переходе. Планируется смягчить пороги доходов для УСН и ПСН, сохранить льготы для социально значимых сфер и розничной торговли в сельской местности, а также расширить перечень расходов, учитываемых при УСН.

По словам экспертов, новые правила почти не затронут крупные компании и экспортеров, для которых изменения могут оказаться даже выгодными благодаря возможности возмещения входного НДС.

Рост цен для потребителей: как изменения НДС ударят по кошельку

Доктор экономических наук, декан Байкальской международной бизнес-школы Надежда Грошева отмечает, что рост НДС неизбежно приведёт к росту цен и сжатию прибыли бизнеса.

— Введение НДС — это всегда рост цен для конечного потребителя. Компания устанавливает цену, исходя из себестоимости и желаемой нормы прибыли. Если рынок не готов платить больше, падает выручка, а вместе с ней и налог на прибыль", — подчёркивает Надежда Грошева.

Экономист приводит наглядный пример.

— Если предприниматель хочет получить с продажи чашки кофе 100 рублей, при действующей ставке НДС 20% конечная цена продажи составит 120 рублей — 100 рублей бизнесу и 20 рублей в федеральный бюджет. После повышения НДС до 22% для сохранения той же прибыли необходимо продавать кофе за 122 рубля. Если же предприниматель не хочет повышать цену и оставляет продажу на уровне 120 рублей, его чистый доход сократится: вместо 100 рублей в кармане останется лишь 98,4 рубля.

По словам Грошевой, в этом и заключается главный риск для малого бизнеса, особенно работающего в сегменте B2C (business-to-consumer —  прим. ред), то есть предоставляющего товары и услуги напрямую конечным потребителям.

— Для малого бизнеса это неприятный сюрприз. Это необходимость вести налоговый учёт, которого у них раньше по большому счёту не было. Малый бизнес работает в сфере услуг населению, и на него такое изменение ударит больнее всего", — добавляет эксперт.

Важно понимать, что бизнес в текущих условиях не может игнорировать повышение НДС. Это не вопрос "хочу-не хочу" — НДС является самым собираемым и прозрачным налогом. Соответственно, все дополнительные расходы неизбежно будут заложены в цену товаров и услуг.

"Это частичный возврат в 1990-е" — прогноз экспертов

Мнение Надежды Грошевой разделяет и доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и управления человеческими ресурсами Байкальского государственного университета Елена Метелева. По словам эксперта, максимальное негативное воздействие повышение ставки НДС окажет на предприятия МСП. Сложно придется и тем, кто работает по ОСН (общей системе налогообложения), и особенно тем, кто работает по УСН (упрощенной системе), т.к. они начнут платить страховые взносы. 

Эксперт оценивает происходящее как шаг назад в налоговой политике.

— Можно ожидать закрытия существенной части МСП, либо же масштабного ухода в "тень", т.е. частичный возврат в 1990-е гг. Наибольшие потери (закрытия) можно ожидать в сфере услуг. Вырастут потребительские цены на товары повседневного спроса, т.к. НДС — это именно налог на потребление, налог, закладываемый в цену, который всегда в итоге платит конечный потребитель", — — отмечает Елена Метелева.

Рост НДС приведет к росту цен, снижению реальных доходов населения, падению потребительского спроса и еще большему замедлению роста в национальной и региональной экономике.

Так, согласно документу обращения, об уходе в "тень" и планах по использованию схем налоговой оптимизации говорят 29,7% опрошенных предпринимателей.

По словам Елены Метелевой предприятия столкнутся с ростом затрат, особенно если имеют длинную "входящую" цепочку добавленной стоимости.

— По оценкам экспертов, итоговый рост цен для конечного потребителя может составить от 10% до 20%", — отметила эксперт.

ИА IrkutskMedia

По оценкам экспертов, итоговый рост цен для конечного потребителя может составить от 10% до 20%. Фото: ИА IrkutskMedia

К росту расходов, работающих на УСН, может также привести необходимость пользоваться услугами профессиональных бухгалтеров для ведения отчетности (начисления страховых взносов — прим. ред). Если же предприниматели сами возьмутся за выполнение данной функции, то можно ожидать некорректного заполнения отчетности ввиду недостаточной квалификации, что приведет к росту штрафных санкций со стороны ФНС и объема недоимки.

По оценкам предпринимателей, дополнительные издержки на привлечение бухгалтера-специалиста по НДС составит 40-50 тысяч рублей в месяц, тем самым совокупные издержки предпринимателей на бухгалтерские услуги составят порядка 250-420 млрд в год.

"Более того ведением бухгалтерского и налогового учета плательщиков УСН, как правило, занимаются банки (охват — 90% компаний), которые разработали и внедрили цифровые программы ведения учета и сдачи отчетности по минимальным тарифам. При введении НДС банки осуществлять эту деятельности уже не смогут, а быстро привлечь десятки тысяч бухгалтеров проблематично", — отмечают эксперты в документе обращения. 

Удар по экономике региона

Как отметила Елена Метелева, рост НДС не станет фактором, влияющим на объемы налоговых поступлений в бюджеты от крупнейших налогоплательщиков региона. Скорее, он даже будет выгоден для них, поскольку они имеют право на возмещение входного НДС со своих затрат. Крупные компании, работающие на гособоронзаказ, будут получать стабильное государственное финансирование, в т.ч. за счет полученных в госбюджет дополнительных налоговых поступлений. 

Однако, есть и другое мнение, по оценке предпринимателей, последствия налоговых новаций будут чувствительны как для бизнеса, так и для экономики региона в целом. Рост налоговой нагрузки приведёт к сокращению прибыли предприятий, снижению поступлений по налогу на прибыль в областной бюджет и риску роста безработицы — 19-27 тысяч человек (из ~384 тысячи занятых в МСП на 2025 г.)

Стоит отметить, что малый бизнес работает и предоставляет возможность приобрести продукты и товары первой необходимости в сельской местности и малых городах, где практически не представлены торговые сети, при этом в 2025 году в отдаленных сельских местностях уже стали закрываться магазины и системы потребительской кооперации и аптеки. Согласно документу обращения, по данным Центросоюза России из 23 тысяч магазинов потребительской кооперации планируются к закрытию 14 тысяч, поскольку введение НДС делает часть небольших магазинов в системе потребительской кооперации убыточными.

Согласно информации, представленной на сайте областного правительства, на 1 июня 2025 года находится 1518 населенных пунктов, 1453 из них сельских. 

Как рассказали редакции в министерстве экономического развития и промышленности Иркутской области, по данным Банка России, повышение НДС не окажет устойчивого инфляционного давления — индекс потребительских цен в Иркутской области в 2026 году ожидается на уровне 105,1%. На данный момент, по информации Иркутскстата ИПЦ составляет 109,04 (на сентябрь 2025 г. к соответствующему периоду предыдущего года).

ИА IrkutskMedia

Индекс потребительских цен в Иркутской области в 2026 году ожидается на уровне 105,1%. Фото: ИА IrkutskMedia

По словам экономиста и специалиста по региональному развитию Натальи Зубаревич, экономика Иркутской области сейчас переживает непростой период.

Эксперт рассказала в интервью, что бюджет региона остаётся в дефиците — расходы превышают доходы примерно на четверть. Налоговые поступления снижаются: только по налогу на прибыль падение составило около 24% по сравнению с прошлым годом. Из-за этого в ряде сфер наблюдаются задержки с выплатами зарплат, урезание стимулирующих надбавок и замедление реализации инфраструктурных проектов.

При этом рост номинальных зарплат — около 12% — не перекрывает инфляцию, поэтому реальные доходы жителей остаются на прежнем уровне.

В розничной торговле — небольшой рост на 3%, в основном за счёт федеральных сетей. А вот сфера общепита почти стоит на месте — всего +1% против среднероссийских 8%.

Дополнительное давление создаёт налоговая политика: федеральный центр получает всё больше, а регион — всё меньше. Сокращаются межбюджетные трансферты, снижаются поступления по налогу на прибыль и НДФЛ. Плюс все доходы от добычи полезных ископаемых давно уходят в федеральный бюджет. В итоге у области становится меньше средств на развитие и поддержку экономики.

В целом, несмотря на отдельные локальные позитивные тенденции в строительстве и торговле, экономика Иркутской области остаётся в стагнации. Рост НДС с 20% до 22% и снижение порога по УСН добавляют новое давление на малый бизнес, который играет ключевую роль в региональной экономике.

Эффект распространяется как домино: рост НДС → рост издержек бизнеса → либо повышение цен, либо сокращение маржи → часть МСП закрывается или уходит в "тень" → меньше налогов и платежей в цепочке региональной экономики, включая аренду, услуги, закупки и зарплаты.

Таким образом, косвенные потери региона проявляются в снижении доходов малых предпринимателей, сокращении числа рабочих мест и уменьшении оборотов в ключевых сферах экономики Иркутской области.

Эксперты сходятся во мнении: грядущее повышение НДС и изменение порогов по УСН и ПСН создают серьёзные риски для региона, где экономика и без того "чувствует себя плохо".

Предпринимательское сообщество, в свою очередь, призывает федеральные власти услышать регионы и учесть реальную ситуацию на местах. Пока же, как отмечают эксперты, Иркутская область встречает налоговую реформу в условиях падения доходов, секвестра бюджета и роста социальной напряжённости.

234715
14
48