"Через мой объектив промелькнула жизнь земляков": Эдгар Брюханенко - свидетель строек века
Фото: Kandinsky 5.0(12+)

"Через мой объектив промелькнула жизнь земляков": Эдгар Брюханенко - свидетель строек века

За 40-летнюю фотожизнь мастер запечатлел Фиделя Кастро, Никиту Хрущева, Михаила Горбачева, Бориса Ельцина и главное - передал дух времени

Общество

9.02.2026

Порой, листая старые фотоальбомы, мы путешествуем не только в прошлое своей семьи, но и открываем для себя целую историческую эпоху, ностальгируем и вспоминаем те уютные времена, когда казалось, что и "трава была зеленее, а люди добрее". Эдгар Дмитриевич Брюханенко — человек, ставший символом региональной фотожурналистики, увековечив на своих снимках память о стране и грандиозных событиях для потомков. На протяжении 40 лет он служил собственным фотокорреспондентом ТАСС в Сибири: бывал в Забайкалье, Кузбассе, Якутии, в Арктике и на Дальнем Востоке. Эдгар Дмитриевич запечатлел для потомков хронику возрождения страны из руин Великой Отечественной войны. На иркутской земле в объектив камеры мастера попали Фидель Кастро и Никита Хрущева, Михаил Горбачев и Борис Ельцин. Корреспондент стал свидетелем строительства Братской, Усть-Илимской ГЭС, новых городов и БАМа. Можно по праву сказать, что его глазами смотрят на Иркутскую область прошлого сотни тысяч людей в настоящем.

Всего за годы работы Эдгара Дмитриевича в различных журналах и газетах опубликовано свыше 25 тысяч его фотографий. В коллекции негативов и слайдов числится более 50 тысяч экземпляров. Собкор ТАСС был отмечен государственными медалями "За трудовое отличие" и "За строительство БАМа", являлся обладателем почетного знака "Золотое перо" и лауреатом Губернаторской премии 2003 года. В преддверии дня рождения Эдгара Брюханенко ИА IrkutskMedia вспоминает вехи биографии прославленного автора и представляет небольшую подборку его лучших работ.

Эдгар Брюханенко родился 9 февраля 1932 года в Москве в династии врачей. Дед будущего фотокорреспондента — Сергей Сергеевич, — военный врач, автор 17 медицинских изобретений, в частности, аппарата искусственного кровообращения — автожектора. Во время Великой Отечественной войны семья эвакуировалась в Иркутск, который стал второй родиной Эдварда Дмитриевича. Страсть к фотографии в нем пробудилась в 1945 году. Первый снимок юноша сделал в 14 лет. С 17 лет начался его трудовой путь: сначала осветителем, затем ассистентом оператора в Иркутской студии кинохроники.

"Участником войны я не был, но мальчишкой помню фугаски на крышах домов в Москве, на Красной Пресне, где мы жили, помню эвакуацию в вагонах-теплушках при бомбежках и обстрелах немцев. Далекая Сибирь стала для меня Родиной, здесь в 1949 году началась моя трудовая биография. Чего только не пришлось повидать, где только не побывать, с кем только не повстречаться", — вспоминал Эдгар Дмитриевич. 

Начало карьеры

Путь Эдгара Дмитриевича в ТАСС начался благодаря удачному стечению обстоятельств. Отслужив в армии, он искал работу, связанную с юношеским увлечением, но без специального образования везде получал отказ. Единственным местом, где его приняли, стала редакция "Восточно-Сибирской правды", куда он устроился в 1949 году.

Судьбоносной оказалась встреча с сотрудником ТАСС Павлом Лисенкиным. Опытный фронтовой корреспондент сразу разглядел в молодом человеке талант. После встречи столичный гость пообещал прислать документы для оформления. Вскоре Эдгар Дмитриевич получил вызов в Москву. Так, в 24 года он оказался в ТАСС, став самым молодым сотрудником за всю его историю.

Первое время в Москве Эдгар Брюханенко служил подмастерием у более опытных авторов. В те годы под снимком указывали две фамилии, а гонорар делили пополам. Всего через месяц столичная стажировка завершилась, и он вернулся в Восточную Сибирь уже как полноправный собственный корреспондент.

Закулисье службы

Эдгар Брюханенко пользовался штатским среднеформатным "Киевом" с набором объективов и широкоформатным "Любителем". Только в 1980-х фотослужба ТАСС получила импортные эталонные модели от Nikon, Leica, Rolleiflex и Hasselblad.

Для командировок выделяли служебный транспорт: несколько "Москвичей", УАЗ и две "Нивы". Вся территория РСФСР была разделена на 36 зон, в каждой из которых работал один или два собкора (по стране их насчитывалось от ста до полутора сотен человек).

Эдгар Дмитриевич работал на площади в 5 млн кв. км. Ежемесячно нужно было отправлять в московскую редакцию несколько десятков снимков, из которых редколлегия отбирала для публикации не более десяти.

Чтобы сделать эти полсотни кадров, приходилось работать без устали. Процесс был таким: в центр отправляли план съёмок, его согласовывали и вносили правки. Иногда темы спускали сверху. Заказ мог поступить в любое время — даже глубокой ночью или в праздничный день.

У собкора ТАСС было неоспоримое преимущество перед корреспондентами региональной и районной периодики: их не отвлекали на ежедневные планерки, мероприятия местного значения. Агентство интересовали масштабные стройки, достижения советского строя. Ежемесячно Эдгар Дмитриевич отправлял в Москву 30-40 фотографий, но только 12-15 из них редколлегия принимала, поскольку были очень высокие требования.

Работая над одним из материалов, Эдгар Дмитриевич провёл целый месяц в кабине самосвала Кременчугского завода. За это время было проделано три тысячи километров, четыре сотни отснятых кадров, из которых отобрали чуть больше ста, а оплатили лишь двадцать. Причём снимки вышли настолько удачными, что редакторы не смогли выбрать только один, как того требовало изначальное задание.

Творческий метод

Репортажная съемка велась в жестких условиях. Каждое событие неповторимо, его невозможно инсценировать вновь. Перед съемкой Эдгар Дмитриевич обходил площадку, знакомился с людьми, чтобы понимать ход мероприятия и правильно расставить акценты. Затем мастер проводил пробную съемку, чтобы оценить освещения и выбрать лучшие ракурсы.

Например, при работе на Байкал-Амурской магистрали фотограф обязательно включал в композицию агитационные плакаты, где фигурировала надпись "БАМ" и рельсы. Также ему удалось договориться с рабочими об условных знаках, после которых они принимали определенное положение, чтобы придать фото дополнительную выразительность.

Эдгар Брюханенко стал одним из лучших авторов фотоочерков. Ранее Москва заказывала конкретный снимок с короткой подписью. Центр интересовали стройки и другие достижения социалистического хозяйства. Эдгар Дмитриевич в дальнейшеем расширил спектр тем для съемок: охота на медведей, переселение соболей, приготовление русских пельменей. Заглавные кадры были участниками всесоюзных выставок. Тогда считали, что если на Всесоюзную выставку попадал один снимок, это был удачный год. За фотоочерк о добыче алмазов в Якутии Эдгар Дмитриевич был удостоен серебряной медали ВДНХ.

"С одной записью в трудовой книжке я проработал 38 лет собственным корреспондентом ТАСС по Восточной Сибири. Бывал на разных широтах и во многих уголках страны: в Забайкалье, Кузбассе, Якутии, Арктике, на Дальнем Востоке… В крохотном окошке видоискателя промелькнула жизнь моих земляков с ее радостями, горестями, буднями и праздниками. Герои моих фотографий — ученые, геологи, строители, руководители всех рангов, простые люди, все те, с кем пришлось обживать суровый, богатый и сказочно красивый край", — поделился Эдгар Дмитриевич.

Наследие мастера

Всю жизнь Эдгар Брюханенко был беспартийным. Для собкора из СССР это уникальный случай, в силу того, какое идеологическое влияние оказывали СМИ в то время. Тем не менее, он всегда находился в числе первых, кому выдавалась возможность сфотографировать известного партийного лидера или прославленного иностранца, которые посещали Иркутск или Байкал. На его негативах есть и Никита Хрущев, и Иосиф Броз Тито, и многие деятели культуры и искусства, которые стали его друзьями, как например, Евгений Евтушенко. 

"Меня в партию звали, тащили неоднократно. После отчетных поездок в Москву давал обещание написать заявление о приеме кандидатом в члены КПСС, но уезжал и все спускал на тормозах. На более настойчивые просьбы отшучивался — иногда выпиваю, люблю красивых женщин, поэтому пока считаю себя недостойным коммунистических рядов", — отмечал Эдгар Брюханенко.

Персональные выставки Эдгара Брюханенко проходили в Германии, Чехословакии, Японии, России. За них корреспондент удостоен многочисленных медалей и дипломов.

После выхода на пенсию Эдгар Дмитриевич решил передавать опыт молодым, преподавая на курсах в Байкальской академии фотографии. Свой знаменитый архив, который коллекционировался с 1965 года, мастер тщательно упорядочил. Он заказал специальные ящики, где все негативы хранил по одному в конверте с обязательной пояснительной надписью. 

Вплоть до своей кончины в 2016 году Эдгар Дмитриевич оцифровывал свой многотысячный архив, где отражена полувековая история жизни и развития Сибири, и передал в музеи и библиотеки Иркутска. Сейчас негативы его работ хранятся в Иркутской областной государственной универсальной библиотеки имени Ивана Молчанова-Сибирского.

Источники:

233940
Общество