Госдума рассматривает законопроект, обязывающий нотариусов вести видеосъемку при оформлении сделок с недвижимостью. Авторы инициативы считают, что это защитит, в первую очередь, пожилых граждан от мошенников. Однако эксперты рынка и юристы в разговоре с Krasnodarmedia предупредили о рисках удорожания и бюрократизации без какой-либо гарантии безопасности.
Инициатива депутатов — понятная реакция на случаи мошенничества, но не панацея от него, считает основатель строительной компании Kronung Group Филипп Шраге. Он подчеркивает, что запись может быть дополнительной защитой для уязвимых категорий и важным доказательством в суде.
"Запись фиксирует, что человек понимает, что делает, действует по своей воле и осознает последствия сделки", — говорит эксперт.
Однако основное мошенничество, по его мнению, происходит не в момент подписания документов у нотариуса, а на стадии предварительной подготовки. Без четких правил закон создаст дополнительную нагрузку, а сделки станут дольше и дороже.
"Если видеофиксация станет лишь формальностью, когда люди механически повторяют заученные фразы, ее реальная польза будет невелика", — констатирует Шраге.
Адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов "Прецедент" Владимир Завьялов указывает на еще один нюанс: обязательное нотариальное удостоверение, а значит и потенциальная съемка, требуется далеко не для всех сделок. "Договоры купли-продажи жилья, находящегося в единоличной собственности продавца, к ним не относятся", — поясняет юрист. Он также сомневается, что видео станет абсолютной защитой, так как нотариус и так выясняет все важные обстоятельства.
Единственным преимуществом Завьялов называет возможность использования записи для судебных экспертиз. "Таким образом, получается, что каждая оспоренная сделка, в которой имелась проблема с выражением воли, повлечет за собой назначение судебно-психологической экспертизы. Насколько это улучшит защиту прав продавцов и покупателей, покажет практика", — заключил эксперт.
Анна Кольцова