Федеральная антимонопольная служба готовится взять под прямой контроль цены на электричество, воду и тепло в проблемных регионах. В Госдуме рассматривают поправки, которые позволят ведомству экстренно пересматривать тарифы в течение года, если местные власти систематически игнорируют предписания. Для потребителей это оборачивается двоякой ситуацией: платежки могут как неожиданно уменьшиться, так и вырасти.
В правительстве подсчитали, что за последние три года энергетикам удалось включить в тарифы экономически необоснованных расходов на сумму более 102 млрд рублей. Эти деньги, по сути, переплатили граждане и бизнес. При этом еще около 50 млрд рублей, наоборот, были признаны необходимыми, но в тарифы их так и не заложили. Нынешняя система, при которой ФАС может лишь выдать предписание, а исправлять ситуацию должен сам регион-нарушитель, привела к тому, что количество неисполненных решений подскочило в шесть раз — с 14 до 93 случаев за два года.
"Если проблему замалчивать и заставлять организацию работать без оценки реальной стоимости ее услуг, это приведет к обратному эффекту: она наберет кредитов, и через год сложность нарастет, как снежный ком", — объяснил в Госдуме замглавы ФАС Сергей Пузыревский.
Чтобы разорвать этот круг, ФАС дают право чрезвычайного вмешательства. Если региональные тарифные органы в течение года неоднократно проваливают исполнение решений службы, антимонопольщики смогут самостоятельно установить новые тарифы в субъекте, не дожидаясь стандартного календарного периода. Это значит, что цена за коммуналку может измениться в любую сторону посреди года.
Однако депутаты опасаются, что механизм, задуманный как инструмент справедливости, может ударить по кошелькам граждан. Глава комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг настаивает на поправке: если ФАС собирается тариф снизить, это должно работать немедленно, а вот если речь о повышении, то пусть сначала решение проверит суд. Ведь, как он утверждает, в тарифы часто закладывают завышенные цены на закупки у "своих" структур, и компании никогда не признаются, что им хватает денег.
Эксперты добавляют, что для простого человека новая система прозрачнее не станет. Доцент Финансового университета Станислав Шубин поясняет, что определение тарифа — это всегда состязание высокооплачиваемых юристов ресурсников и экспертов ФАС, у которых просто физически не хватит людей проверить все компании досконально. Сами же регионы оказываются заложниками: растут тарифы — растет социальная напряженность и нагрузка на бюджет, которому нужно платить субсидии бедным. По данным Минфина, по итогам 2025 года совокупный дефицит региональных бюджетов достиг рекордных 1,5 трлн рублей, уточняет корр. журнала "Профиль" Мария Рыбакова.
Анна Кольцова