Перед медиками Иркутска стоят грандиозные задачи в связи с переходом под юрисдикцию региона, в министерство здравоохранения Иркутской области от города. Таким образом, в регионе выстраивается единая система оказания медицинской помощи. Ивано-Матренинская детская клиническая больница заинтересована в том, чтобы любой ребенок Иркутской области мог пользоваться ее услугами. Это общая стратегия в регионе. О работе больницы рассказал главный врач Ивано-Матренинской клинической детской больницы, депутат Думы Иркутска Владимир Новожилов в интервью корр. РИА IrkutskMedia.
— Владимир Александрович, ваша больница почувствовала как-то переход из ведения города в ведение области?
Самое главное, чтобы его не почувствовали пациенты.
В заработной плате никто из нашего персонала не потеряет, это я контролирую лично, смотрю по каждому, чтобы все было хорошо. Это принципиальный вопрос. То, что касается работы администрации, это наша работа, мы сделали все, чтобы этот процесс прошел безболезненно, у нас все для этого есть, поэтому проблем нет.
Понятно, что очень много проблем, но сейчас понятно как можно их решать, нужна просто поддержка. И поддержка есть и понимание и помощь в оформлении документов от министерства здравоохранения. Мы все сделали. Но при этом кадровый вопрос – самый важный. Должны быть люди, которые хотят что-то делать и делают. Я смотрю на своих людей и ими восхищаюсь. Помимо того, что они профессионалы, они еще и любят детей и хотят чего-то достигнуть.
— В конце прошлого года был сдан операционный блок в вашей больнице. Какие теперь планы и задачи Вы ставите перед собой как главным врачом и больницей, которую возглавляете?
Мы планируем строить хирургический корпус №2. Проект у нас уже есть, он согласован, и мы ждем решения федерального правительства о финансировании объекта в рамках программы "Развитие Сибири и Дальнего Востока". Сметная стоимость строительства – 500 млн рублей. Это будет пять отделений, и, соответственно, мы сможем переселить педиатрический корпус с улицы Депутатской на Советскую и сделать единый детский госпитальный комплекс. А здание на Депутатской использовать под общежитие, как это изначально планировалось. Общежитие для медицинского персонала больницы. Это будет решение сразу двух проблем – мы перестанем возить больных детей с Депутатской на Советскую, вся больница будет в одном месте. Второе – мы не решим никогда кадровую проблему, если мы не будем давать жилье врачам, медсестрам и т.д. Жилье нужно строить, во что бы то ни стало.
— Вы хотели еще расширить инфекционное отделение больницы, присоединить пустующее здание Минобороны. Как идет этот процесс?
Это большой стратегический план. Каждый день я стараюсь делать хоть шаг в этом направлении. Детские инфекции – это неотъемлемая часть педиатрии. Ребенок поступает в больницу на операцию, он может быть болен какой-либо инфекцией, перед операцией его нужно пролечить. А пока мы вынуждены переправлять детей в областную инфекционную больницу. Это неудобно, отравлять детей на другой конец города, а там у них то лекарств нет, то аппарат какой-нибудь не работает. Это и нервы родителей, и здоровье пациента, и нервы врачей.
Поэтому моя мечта — нормальный, большой инфекционный корпус в едином комплексе больницы. Самое главное сделать больницу единым комплексом – пришел ребенок и ему все сразу сделали и анализы, и обследование, и лечение.
И не надо было бы никуда ездить дополнительно, все в одном месте. Это реально. Есть много нюансов, но над этим надо работать и понимать, что это сделать необходимо. И мы это будем делать, несмотря ни на что.
— Как помогает в Вашей врачебной работе Ваша депутатская деятельность?
Я думаю, что все должны понимать: дети у нас в приоритете. Взрослый человек может и потерпеть, а ребенок не может. У нас такая ситуация, что матери находятся отдельно от детей. Мы ребенка кладем в больницу, а матери негде приютиться. Мы должны этот вопрос решать. Это проблема. Я недавно посещал в Швеции больницу, детское отделение. Там только палаты "мать и дитя"! У мамы кровать и у ребенка. А у нас у матерей нет кроватей. Мы все люди и каждый человек хочет, чтобы его уважали. Мы должны уважать своих матерей, потому что они приносят нам детей. Если мы будет на этом стоять, то мы решим эту проблему. Мы стараемся переделывать палаты для матерей с детьми. И новый хирургический корпус будет уже с палатами "Мать и дитя". Мы должны именно так смотреть на жизнь! Мы должны исходить из того, что удобно ребенку.
Каждый, кто лежал в больнице, может вспомнить, что без мамы плохо. И моя позиция однозначна: только палаты "Мать и дитя". Так должно быть.
Наша больница далеко не идеальная, но иркутяне, мне кажется, любят нашу больницу. А для меня поддержка жителей Иркутска – это главное. Когда я что-то делаю, я пытаюсь поставить себя на место простого человека. Я хочу, чтобы мы были проще и добрее друг к другу. И самое главное – желание помочь. И врачей это касается, и медсестер.
Нам нужно решать проблему со сгоревшим зданием, оно стоит уже 20 лет. Еще одно здание – красное здание — бывший дом главного врача — мы хотим взять, чтобы разместить там хоспис и администрацию больницы. Пока эти корпуса остались в ведении города. А когда-то эти здания были в составе больницы. Мы пытаемся решить юридические вопросы по ним. Но пока есть проблемы с оформлением документов.
Санаторий на 23 км Байкальского тракта будет развиваться в рамках государственной программы развития здравоохранения для организации реабилитации детей после операций или болезней. Там нужно делать капительный ремонт, строить еще здания. Там сейчас 3,5 тысячи детей с мамами проходят лечение. В общем, есть вопросы, которые нужно решать.
— Как Вам удается совмещать врачебную и депутатскую деятельность?
Конечно, нелегко. Но у меня есть четкое расписание и я его строго придерживаюсь. Пытаюсь все успеть. Понимаю, что все успеть невозможно, но главные какие-то вещи делаю. А депутатская работа – это другая сфера жизни человека. Тут думаешь больше о тех людях, которые тебя окружают. У меня на округе частный сектор, ИВВАИУ, район аэропорта, где мы далеки еще от решения всех проблем.
Сейчас я готовлю отчет о своей депутатской работе, хочу выступить с ним публично перед людьми, чтобы у них было понимание, что и где сделано и куда двигаться. Сразу могу сказать, что в частном секторе много сделано. Я даже не верил, что такое возможно. Освещение сделали, мост на улице Вилюйской построили, запустили школу №23. Конечно, хотелось бы решения проблем по ИВВАИУ. Но даже в нынешних условиях, если бы свои полномочия выполняла "Славянка", Минобороны, управляющие компании, то уже можно жить. Можно дороги чистить, свет провести.
Особо отмечу окончание строительства школы №23. Это было сложно. Сейчас пытаемся совместно с депутатом Заксобрани Иркутской области Ниной Чекотовой решить вопрос по затоплению гаражей на территории ИВВАИУ. Пока вопрос урегулировали временно с "Водоканалом" и нужно сделать обводную трассу, чтобы не сносить гаражи. Люди ведь не виноваты в том, что построили там свои гаражи. Им же разрешение давали. Этот вопрос нужно решать обязательно. Хотелось бы окончательно решать вопрос с очисткой улиц на территории ИВВАИУ, пока это только на договоренностях получается делать. Там нужно системное решение. Нужно решить вопрос по переселению жильцов общежития в ИВВАИУ, оно аварийное, но люди в нем живут, а кто должен отвечать за ремонт или переселение мы найти не можем.
— Будут ли в следующей Думе города Иркутска врачи, как вы думаете? В нынешнем составе их пять и это помогало решать многие вопросы.
Мы пытаемся сделать, чтобы наше здравоохранение стало лучшим. И делаем для этого все. И то, что нас пять человек – это нормально. Врач – это универсальная профессия. Это многостороннее образование, воспитание, широкий кругозор, знание права, политических наук, умение общаться с людьми. Врач – одна из самых многогранных профессий. И кто как ни врачи знают проблемы людей. И мы не просто врачи, мы – главные врачи и мы должны помогать нашим больным. Это наша работа.
Какая разница, кто будет депутатом? Лишь бы человек был хороший. Для этого есть политическая борьба, конкуренция. Но, я хочу сказать, что городская Дума – не место политической борьбы, это место работы с населением, с людьми.
Сейчас начала решаться проблема с детскими садами, но нужно смотреть вперед и школы строить и реконструировать. Это одна из больших проблем и задач, поскольку детей учить надо.
Что касается вообще политической борьбы в Думе, я не хочу, чтобы у нас было в Думе как в Братске, или Ангарске, или Усолье… Я хочу, чтобы Дума работала эффективно. На фракции партии "Единая Россия" в Думе, которой я руковожу, мы можем высказывать свои мнения, дискутировать, можем говорить все, что угодно. Это площадка для дискуссий. И мы должны это учитывать. Мы на заседаниях фракции нередко высказываем полярные точки зрения по разным вопросам, но в конечно тоге приходим к единому взвешенному решению. Например, по ситуации в микрорайоне Зеленый. Мы знали, что прокуратура его обжалует через суд, но мы же не можем хотя бы не попытаться решить проблему. И в конечно итоге мы этот вопрос по тарифам все равно решим в Зеленом.
Еще одна не простая ситуация, которую придется объяснять людям, — это введение социальных норм. Я такие волюнтаристические методы категорически не поддерживаю.
По этому вопросу населению нужно было все подробно объяснить, кого это коснется и в какой мере.
— Недавно Дума приняла решение о том, чтобы оставить молочные кухни. Таких городов всего три – Иркутск, Ангарск и Усолье-Сибирское. Все остальные поставляют сухие молочные смеси. С вашей точки зрения, как можно решить эту проблему, чтобы дети по области все могли получать натуральные продукты?
Трудно сказать, как решить эту проблему, но, на мой взгляд, каждый мэр должен подумать, что едят его дети.
Убежден, что детям нужно натуральное питание, кроме тех детей, которые не могут переносить его из-за аллергии. Надо как можно шире натуральное питание распространять ради здоровья ребятишек. Это входит в полномочия и компетенцию муниципальных властей, и каждый мэр обязан подумать, как организовать молочную кухню. Надо этим просто заниматься.
То, что Иркутск смог сохранить – это здорово. Надо развивать эту сферу.
— Вы уже определились, что, скорее всего, пойдете на следующие выборы в качестве кандидата в депутаты, какие задачи вы перед собой ставите?
Не хотел бы опережать события, но есть нерешенные проблемы. Что мне не удалось сделать из того, что хотел? Возле Типографии есть 9-этажные дома, в которых не работают лифты. И мы пытаемся решить проблему с ремонтом совместно с жильцами, которые мучаются. Конечно, нужны большие деньги на их ремонт, но надо их найти и сделать, только пока мы не можем найти, кто и за что должен отвечать и делать. Эту проблему хотел бы решить до конца.
Еще один вопрос – развитие частного сектора – улиц Вилюйской, Аларской и других. Считаю, что имея землю, людей, можно провести воду в дома, все выстроить красиво, все облагородить, обустроить, чтобы людям было удобно. Там нужен транспорт, освещение, чтобы было безопасно.
По территории ИВВАИУ хотелось бы определенности, что там будет, чтобы там могли работать управляющие компании, ТОСы и т.д.
Вообще, что касается местного самоуправления, хотелось, чтобы была решена проблема с детскими садами. И закончилась, наконец, точечная застройка. Как депутат могу сказать, что проблема очень сложная. Я понимаю людей, которые хотят строить, но прежде чем строить, вы поговорите с людьми, объясните, люди скажут как они это видят. А когда уже началось строительство, найти решение проблемы, чтобы всех устраивало, очень сложно. И это такая колоссальная трата энергии, сил, времени, людских ресурсов. А что строить негде? Да есть! Нужно подумать, где строить, нужно развивать город, раздвигать границы города. Жилье строить, чтобы наши дети не уезжали из города, потому что жить негде и зарплаты низкие. К этому надо стремиться. Я хочу, чтобы у всех детей была возможность посещать бассейны. Надо делать их при школах, детских садах, в каждом районе мы ведь живем в Сибири, где девять месяцев зима, а детей надо закалять и оздоравливать. Хочу, чтобы центр культуры появился, чтобы наши дети развивались. У нас очень талантливые дети, их нужно беречь, развивать.
И, конечно, для больницы, поскольку она имеет большое общественное значение, сделать все возможное, чтобы она стала лучшей.