К изменениям в законодательстве одним из первых в Иркутске подготовился Сибирский федеральный центр по подготовке и переподготовке водителей "Автомобилист" НИ ИрГТУ. В настоящее время автошкола обладает не только современными тренажерами, но и собственным автоматизированным автодром, позволяющим принимать внутренние экзамены. Это позволит школе не повышать стоимость обучения, после вступления нового законодательства в силу. Об этом, а также о подготовке водителей категории "М", послушности мигрантов и необходимости изменения менталитета автовладельцев в интервью корр. РИА IrkutskMedia рассказал руководитель "Автомобилиста" Геннадий Кабанов.
- Геннадий Викторович, расскажите о том, как была основана автошкола?
- В апреле автошколе будет уже 21 год. Раньше в Политехе было автотранспортное предприятие, на водителей учили в первой автобазе, как говорится, у "чужого дяди". Поэтому в 1992 году собрались, подыскали более-менее подходящее помещение в общежитии №1. Я сам занимаюсь подготовкой водителей 42 года, здесь работаю 11 лет.
- Почему, по вашему мнению, автошкола стала такой успешной?
- Во-первых, все зависит от коллектива. У нас работают мастера. За 11 лет моей работы ни один инструктор, ни один преподаватель не уволился. И я не заинтересован выпускать "липового" водителя, мы потом с ним на дороге встретимся, и он скажет: "Извини, как научил, так и езжу". Во-вторых, я постоянно "держу руку на пульсе" и слежу за тем, что в России происходит. Езжу на разные семинары.
- Расскажите про подвижной состав и материально-техническую базу автошколы.
- У нас 10 автомобилей принадлежат техническому университету, каждый год меняем по машине. Еще девять автомобилей работают по договору. Машины у нас от "Жигулей" до "Мерседеса". Тренажеры есть в обязательном порядке. Три тренажера стоят в классах и один в медицинском кабинете - мы на него манекен посадили, отрабатываем навыки извлечения при аварии. Есть у нас компьютерный класс по приему теоретического экзамена.

Тренажер для отработки действий при аварии, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Оленникова Мария, РИА IrkutskMedia
- Геннадий Викторович, знаю, что "Автомобилист" стал федеральным центром подготовки и переподготовки водителей. Расскажите, как удалось этого добиться?
- У нас один из немногих вузов, которые имеет автошколу, причем с такой базой. В вопросе выдвижения на конкурс меня поддержал коллектив и руководство университета. После этого мы, Владивосток, Владикавказ и Архангельск попали в федеральную целевую программу. В этом году центры появятся еще в Перми, Самаре и на базе Московского автодорожного института. Мы создали Сибирский федеральный центр по подготовке водителей и специалистов, занимающихся подготовкой водителей, а также сотрудников ГИБДД. Министерство выделило деньги, но мы их не видели, их сразу перегнали в фирму, которая прислала нам автоматизированный автодром по системе ГЛОНАСС. Сейчас в Иркутске всего два автоматизированных автодрома. Первый был в ДОСААФ, по устаревшей корейской технологии. Сам по себе он неплохой, но очень затратный – 38 млн, а у нас стоит 3,5 млн рублей. Он намного компактней, если изменится методика приема экзаменов, два человека все переделают.
- Что представляет из себя автоматизированный автодром?
- Компьютер, антенна ГЛОНАСС/GPS, антенна Wi-Fi. На автомобилях тоже установлены антенны Wi-Fi и заколоченные в землю реперы, их координаты контролируются через спутник. Теперь машина проехала, распечатали и посмотрели - сдан или не сдан экзамен. И уже нет никакой предвзятости, инспектор не скажет "Ты пересек линию". Мы получили три комплекта оборудования на автомобили, на которых принимают экзамены в городе. Там стоит шесть видеокамер, ноутбук - система подключена и все пишется - и лицо учащегося, и щиток приборов. Эта информация потом хранится в ГАИ 3 года, чтобы в любой момент можно доказать, сдавал человек или нет.

К изменениям в законодательстве готова автошкола "Автомобилист" в Иркутске, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Оленникова Мария, РИА IrkutskMedia
Совершил, например, ДТП, надо узнавать, где учился человек. Может он водительское удостоверение на "Шанхае" купил? Теперь все на флэшке, достали ее в ГАИ и посмотрели в какой школе, в каком году учился, сдавал экзамены. И опять же, исключается коррупционный фактор.
Сейчас еще идет контейнер с видеокамерами. Потом поставлю их на автодроме, будет удаленный доступ.
- Как родилась идея ввести в штат психолога?
- Мы одни из первых, у кого в штате появился психолог. Сейчас это обязательно по программе. Я-то еще четыре года назад знал, что так будет, потому что, бывая на международных конференциях и общаясь с директорами автошкол, предвидел это. Если человек приходит учиться, я отказать ему не имею права, а ему не дано водить. Вот у нас женщина ходила, училась-училась, бедная, деньги несла и вроде к концу занятия ехать начинала, через два дня - опять все заново. Мы ее протестировали, выяснили - она профессионально непригодна к этому виду деятельности.
- То есть результаты работы психолога уже приносят ощутимые результаты?
- Не каждый день у нас так, но случаи были. Конечно, необучаемых людей практически не бывает, но бывают "труднодрессируемые". Методом "кнута и пряника" ведь можно и медведя научить ездить. Другое дело, водитель будет как тот медведь - едет машинально, не соображая.
Всегда говорю учащимся "Соблюдайте правила 3Д" - дай дорогу дураку. Согласитесь, если вы купили машину и поехали на ней и стукаетесь на дороге с таким дураком, ему ГАИ выпишет административный штраф за несоблюдение правил, вам деньги налоговая вернет, но ждать вы их будете долго. Пока будете искать автосервис, поставите туда машину - тех денег, что дает налоговая никогда не хватает на ремонт, потому что они высчитываются с учетом износа, а запчасти придется новые покапать.
- Почему же тогда, если автошколы всему учат, на наши дороги выходят такие водители?
- В Иркутске больше 30-ти школ сейчас, и ни одна не учит учеников ездить на красный свет. Еще с детского сада все знают "На красный - стой, на зеленый - иди!", а на перекрестке стукнутся и доказывают оба, что ехали на зеленый. Это психология. Люди распоясались, "выпустили джинна из бутылки".
- Геннадий Викторович, на форумах в интернете бывшие ученики школы писали, что инструкторы не всегда ездят с учениками на автодроме. Знаете об этой ситуации? Как-то ее решили?
- Учащийся в машине должен быть только с инструктором, ни в коем случае он не должен находиться один, потому что это не учеба. Инструктор должен постоянно контролировать все действия учащегося - как он руль держит, как на педаль нажимает. Так что со своими инструкторами "воевал". Говорю им: "Вам нравится, когда про нас такое пишут?".
- Расскажите о подготовке водителей категории "М". По вашему мнению, это поможет решить проблему гоняющих на мопедах подростков, которые не только сами попадают в аварии, но и провоцируют ДТП?
- Согласно закону, который вступил в силу 5 ноября, водители мопедов, скутеров должны иметь водительские удостоверения категории "М". Но подростки если и пойдут учиться, то не все. Они же эти мопеды и друг у друга угоняют, а "поймать" их – один случай из 10-ти. Гоняться за ними нельзя. Скорость пьянит, хуже наркотика. Когда в машине едешь, скорость не так ощущается. А когда на мопеде или на мотоцикле едешь – это встречный ветер в лицо, сумасшедший всплеск адреналина. Но с увеличением скорости поле зрения у человека сужается, можно только вдаль смотреть. На плотине ГЭС если бы разрешили ставить памятники, там было бы сплошное братское кладбище. Летят, интервал не рассчитывают, зацепились и полетели "клочки по закоулочкам". С этим надо бороться с детского сада. В школе вводить изучение правил дорожного движения в обязательном порядке.
- А мигранты к вам приходят? Улучшается все таки ситуация с их обучением?
- Приходят и учатся. Сначала деньги приносят, потом их нет. Спрашиваем: "Почему на занятия не ходишь?", а он отвечает: "Я деньги заплатил, еще и на занятия ходить надо?". Но ситуация улучшается. Они как-то более послушны. Это нам надо менять сознание за рулем. Кстати, после введения штрафов и нарушений меньше стало. Перед камерами уже скидывают скорость. Но кроме штрафов ничего не влияет. Хоть все Ново-Ленино разрисуй значками, поставь камеры - камера же не видит трезвый водитель или пьяный. Сшибут человека и не остановятся, никто их не поймает из-за сокращения сотрудников дорожной полиции, полицейских не хватает.
- Как специалист, что посоветуете начинающим водителям – механику или автомат?
- Все сейчас как с ума посходили, все идут на механику. Весь мир переходит на автомат сейчас. В прошлом году в России было на 46% автомобилей на автомате продано больше, чем в предыдущие годы. Конечно те, кто на механике научился ездить, на автомате тем более поедут, переучиться не сложно. Вот с автомата на механику пересесть - сложнее. Автомат удобнее – сцепление не жжешь, не газуешь, спокойно едешь. За городом механика экономичнее, но я считаю, что автомат все-таки лучше.
- Геннадий Викторович, как оцениваете последние изменения в законодательстве, наделавшие много шуму?
- Дело в том, что закон "Об образовании" вышел в сентябре, 5 ноября - закон "О дорожном движении", а подзаконных актов, постановлений правительства о допуске к экзаменам нет и учебная программа до сих пор "в воздухе болтается". Вроде согласования все прошли, в Минюст их отправили, там два месяца пролежали и их отправили в Минэкономразвития на доработку. Сейчас же лобби сумасшедшее этих перевозчиков. Перевозчики не хотят вкладывать деньги в подготовку водителей, а хотят сразу со школы готовых получать. Лоббируют подготовку самостоятельную – ни класса не надо, никакого автодрома, оборудования, доктора не надо – сел, сам все прочитал и пошел на экзамен. Но перевозки бывают разные, если водитель работал на грузовом автомобиле и перешел на пассажирские перевозки без стажировок тут никак. Обязательно водитель должен пару недель, как минимум, проходить стажировку и организация за это время сможет присмотреться к нему.
- После принятия закона "Об образовании" бытует мнение, что автошколы не смогут в столь короткие сроки приобрести и установить все оборудование, а его установка вызовет резкое повышение цен?
- У нас уже один год стоит оборудование, так что наша цена как была средней по городу, так и будет. Оборудование сейчас из Санкт-Петербурга. Это не наш был выбор - министерство заключило контракт на поставку, в общем "плачь, но ешь". Я бы, допустим, в Новосибирске купил - тут и ближе, и точно такое же оборудование. Выбора не было: деньги дают - бери. В общем, мы ко всем изменениям готовы. Конечно, те автошколы, которые сейчас закупают на свои деньги оборудование, вынуждены будут повысить цену.