Главные проблемы местного самоуправления относятся к его экономической и финансовой основе в России и в Иркутской области, в частности. Так считает первый заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Игнатенко. В Иркутской области останутся только прямые выборы мэров, а институт сити-менеджмента в Приангарье применяться не будет. О реформе местного самоуправления в регионе Виктор Игнатенко рассказал в интервью корр. РИА IrkutskMedia.
Кардинальные перемены ждут муниципалитеты в связи с реформой МСУ в Иркутской области, Фото с места события собственное. Автор фото: Оленникова Мария, IrkutskMedia
– Виктор Васильевич, на последней сессии Законодательного Собрания Иркутской области были приняты областные законы, посвященные реформе местного самоуправления. Прокомментируйте их содержание.
– Были приняты два областных закона. Первый закон посвящен отдельным вопросам формирования органов местного самоуправления, второй закон устанавливает перечень вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями. Оба закона официально опубликованы 2 июня и вступают в силу 13 июня.
Необходимость принятия этих законов продиктована последними изменениями в федеральном законодательстве об общих принципах организации местного самоуправления, которыми предписано региональным законодателям отрегулировать в шестимесячный срок целый блок вопросов, которые касаются формирования представительных органов местного самоуправления, а также избрания и полномочий глав муниципальных образований. Регионам предоставлено право выбрать наиболее оптимальную для них модель формирования и организации муниципальной власти.
Применительно к нашей области Законодательным собранием было закреплено правило о том, что глава муниципального образования, наделенного статусом муниципального района, городского округа или городского поселения, избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию.
Глава сельского поселения также избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию. Также допускается, что глава сельского поселения может входить в состав представительного органа сельского поселения и возглавлять его.
Что касается порядка формирования представительного органа муниципального района, то он, как и раньше, будет избираться на муниципальных выборах гражданами сроком на пять лет.
– Получается, что институт "сити-менеджера" в нашей области применяться не будет?
Модель "сити-менеджера", при которой глава местной администрации назначается местной думой, будет оставаться в тех муниципальных образованиях, в уставах которых эта модель сегодня закреплена. Речь идет о Братске и Усолье-Сибирском. По истечении полномочий местных дум в таких муниципалитетах будут проведены прямые выборы глав муниципальных образований, которые будут после своего избрания возглавлять местные администрации.
– Вы не исключаете, что модель "сити-менеджера" все-таки может быть со временем востребована в отдельных муниципальных образованиях?
– Не исключаю. Эта модель предусмотрена федеральным законом. Сама по себе она не является ущербной и успешно применяется в ряде регионов, например, в Татарстане. У нас в области есть многолетняя традиция избирать глав муниципальных образований на прямых выборах. Зачем ее ломать? Понимаете, не должно быть назначений ради назначений или выборов ради выборов. Любая модель формирования муниципальной власти имеет свои плюсы и минусы.
Что касается муниципальных выборов, то они сами по себе являются демократической ценностью. Открытая конкурентная система формирования муниципальной власти на выборах более предпочтительна. Жители Иркутской области имеют плодотворный опыт участия в муниципальных выборах и реализации своих избирательных прав. Не будем забывать, что участие в выборах делает жителя гражданином.
– Все ли вопросы муниципальной реформы отрегулированы в нашей области?
– Не все. Мы находимся только на старте муниципальной реформы. К осени мы готовим еще ряд законопроектов. Они будут касаться определения оптимального объема полномочий для разных видов муниципальных образований. Не исключаются варианты индивидуального правового регулирования объема полномочий для конкретных муниципальных образований. На сегодня – это самый важный и сложный круг вопросов, подлежащих региональному законодательному регулированию. В этой связи вопросы формирования и организации муниципальной власти не относятся к самым сложным.
– Какие проблемы в сфере местного самоуправления Вы считаете сегодня самыми главными и наиболее сложными?
– Пожалуй, одной из самых главных проблем современного местного самоуправления в нашей стране является реальное состояние муниципальных финансов. Сегодня на долю местного самоуправления приходится всего лишь два налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц. В целом по стране доля земельного налога в общем объеме доходов местных бюджетов составляет 3 – 4%, а доля налога на имущество физических лиц – менее 1%. Все последние годы, благодаря решениям федерального законодателя, перечень полномочий муниципальных образований рос, а налоговые источники местных бюджетов оставались неизменными.
Для обеспечения реальной финансовой самостоятельности местного самоуправления необходимо увеличение доходов местных бюджетов путем перераспределения уже закрепленных Налоговым кодексом РФ федеральных и региональных платежей в пользу местного самоуправления. Разумно перераспределить часть природоохранных платежей, включая платежи за негативное воздействие на окружающую среду, также в пользу муниципалитетов.
Другая злободневная проблема – это состояние муниципальной собственности. Сегодня в федеральном законодательстве закреплен исчерпывающий перечень видов имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Таких видов имущества всего четыре. Это – имущество, предназначенное: 1) для решения вопросов местного значения; 2) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; 3) для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений и предприятий; 4) для решения вопросов, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления федеральными законами. Нахождение другого имущества у муниципалитетов запрещено федеральным законом. На мой взгляд, необходимо существенно расширить перечень имущества, относящегося к муниципальной собственности, и разрешить муниципалитетам зарабатывать на использовании своей собственности.
Очень сильно затянулся процесс разграничения прав на землю между Российской Федерацией, регионами и муниципалитетами, который начался в 1991 году. Не стоит забывать, что объектом налогооблажения могут быть только тот земельный участок, который надлежащим образом разграничен и зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. В этом вопросе также нужны серьезные подвижки. К примеру, следует максимально упростить процедуру и сроки государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки. Неплохо было бы установить юридическую ответственность должностных лиц, которые не исполняют свои обязанности по подготовке и передаче документом в целях регистрации прав на землю.
Есть и другие проблемы в области экономической и финансовой основы местного самоуправления, которые необходимо решать на федеральном законодательном уровне.
Из всего сказанного вывод таков: главные проблемы местного самоуправления относятся не к вопросам организации муниципальной власти и территориальной основы местного самоуправления, а к его экономической и финансовой основе.
- В адрес нашей редакции поступало несколько обращений от граждан северных территорий, которые жаловались на сложности работы нотариусов. Также на проблему нехватки нотариусов обращали внимание мэры и уполномоченный по правам человека Валерий Лукин. Может ли чем-то в этом вопросе помочь правительство Иркутской области?
- В нотариальной сфере полномочия исполнительной власти субъектов Федерации ограничены. По количеству нотариальных округов решение принимает Нотариальная палата Иркутской области. На мой личный взгляд, я бы увеличил их количество. Но заключение по этому вопросу делает управление министерства РФ по Иркутской области, и решение принимает Законодательное собрание Иркутской области. Такая же ситуация с мировыми судьями и адвокатами.
- Но в том числе из-за этого у нас в регионе есть сложности с оказанием бесплатной правовой помощи.
- Да. Мы над этим работаем. У нас нет государственных программ по правовому просвещению граждан, информированию, по оказанию юридической помощи, по развитию сети пунктов бесплатной юридической помощи. Правительству Иркутской области предстоит их разрабатывать. Этим займется региональное министерство юстиции, когда оно будет создано.
На следующий год мы должны такие программы разработать и принять. И здесь не только по линии адвокатов и нотариусов нужно идти, а еще надо серьезно работать и в других видах юридической помощи. Например, надо расширять сеть консультационных центров бесплатной юрпомощи. Они должны быть в каждом крупном населенном пункте, например, в библиотеках.
Я возглавляю Иркутское региональное отделение Ассоциации юристов России. Наша организация оказывает активную помощь гражданам. На общественных началах мы оказываем бесплатную юридическую помощь. В год мы проводим четыре-пять Единых дней бесплатной юридической помощи.
На эти бесплатные консультации могут приходить граждане необязательно попадающие под категорию малообеспеченных, могут прийти просто пенсионеры или еще кто-то и им оказывается бесплатная юридическая помощь. В Единый день мы бесплатно консультируем только общественными силами примерно 600-800 граждан. В этом участвуют юридические клиники, вузы, управление Росреестра по Иркутской области.
Специалисты бесплатно оказывают помощь по разным вопросам. Ведется статистика, по каким вопросам люди обращаются, какие чаще всего их волнуют проблемы. Например, как оформить право собственности на земельный участок, вопросы дарения или наследства, вопросы по семейному законодательству, много вопросов по нормам трудового законодательства, также много обращений по жилищному законодательству, в частности, в каком порядке регулируется начисления коммунальных услуг и прочее. Есть немало обращений по имущественным проблемам. Мало - по уголовно-правовым вопросам, поскольку в таких случаях понятно, что надо обращаться к адвокату, потому что каждое уголовное дело индивидуально. На сегодняшний день Ассоциация юристов Иркутской области насчитывает 345 человек.
- Виктор Васильевич, вы много лет возглавляли Избирательную комиссию Иркутской области, до этого Областной Совет народных депутатов. Как сейчас Вам работается в команде губернатора?
- Это уже не первый мой опыт работы в органах исполнительной власти. Два года я был заместителем у губернатора Дмитрия Мезенцева. Мне в этом плане легче, мне все знакомо, но тогда круг моих обязанностей был уже. Когда был назначен губернатором Сергей Ерощенко, он пригласил меня в свою команду. Я взвесил, подумал и согласился. Сейчас участок моей работы шире, чем был. Это весь государственно-правовой блок, и сейчас стоят задачи административной реформы правительства.
Для меня это направление знакомо. Я здесь профессионал по административному праву. Загрузки намного больше, конечно, теперь. Когда я пришел, губернатор поставил мне задачу поднять правовой блок. "Чтобы мы работали по закону, а не по понятиям", сказал мне тогда губернатор. Теперь все эти стороны нужно отрегулировать, вернуть сильную юридическую команду, чтобы шли качественные нормативные акты, ввести Уставный суд. Это и буду реализовывать.
Напомним, из 35-ти депутатов Законодательного собрания, присутствовавших на сессии, все единогласно и единодушно проголосовали за принятие закона о местном самоуправлении, который вводит только прямые, всеобщие выборы всех мэров, глав муниципальных образований и депутатов местных дум. Чтобы закон смог вступить в силу до даты назначения очередных муниципальных выборов, его рассмотрели сразу в двух чтениях.
Решение губернатора Иркутской области о введении только прямых всенародных выборов мэров и депутатов городов и районов удивило многих политических экспертов. Как сильный, взвешенный, правильный ход главы Приангарья оценивают политологи это решение.
Как сообщало РИА IrkutskMedia, система прямых выборов в Иркутской области наиболее функциональна и результативна. Об этом рассказал первый заместитель председателя правительства региона Виктор Игнатенко 29 мая на заседании комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Законодательного собрания. Губернатор внес законопроект "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области". В соответствии с ним все мэры городов и районов, депутаты местных дум будут избираться только при прямом и всенародном голосовании. Главы сельских поселений будут одновременно и председателями дум.
Прямые всенародные выборы мэра Братска Иркутской области могут пройти уже 14 сентября 2014 года. Правовая возможность провести тайное голосование в городе металлургов есть. Эту возможность и предоставила новая редакция закона о местном самоуправлении.
Информацию о том, что выборы в органы местного самоуправления будут проходить с помощью прямого голосования, подтвердили в правительстве Иркутской области. Законопроекты об этом рассмотрят депутаты регионального парламента на ближайшей сессии 30 мая. В случае принятия документов, в единый день голосования в сентябре выборы пройдут по предложенной схеме.
Ранее первый зампред правительства уже отмечал, что прямые выборы мэров всех городов и районов, а также депутатов Дум муниципалитетов Иркутской области – это шаг смелый, но необходимый.
"Перезагрузка" местного самоуправления идет в Иркутской области: отставки мэров и глав администраций, роспуски дум, уголовные дела в отношении чиновников. Однако кажущиеся хаотичными процессы отчасти управляемы, в том числе губернатором и правительством региона. Так считают федеральные и иркутские эксперты-политологи.
Послание Законодательному собранию губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко озвучил в конце января 2014 года. Министерства приняли к исполнению поручения губернатора сразу после послания. Послание - это программный документ, по которому будет работать не только Законодательное собрание, но и жители региона, отметили члены партии "Единая Россия".