Около 30 млн рублей, выделенных из областного бюджета на отлов, транспортировку и содержание безнадзорных собак и кошек, поделят между собой все 42 муниципалитета Приангарья в 2015 году. Для сравнения, в 2014 году, после принятия двух областных законов, регулирующих эти мероприятия, 26,6 млн рублей получили только 16 муниципалитетов. Таким образом, общие расходы казны в 2015 году увеличились, однако при расчете на каждый отдельно взятый муниципалитет - снизились. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Как недавно писала Лента.ру, эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) проанализировали тендеры на оказание услуг по регулированию численности безнадзорных животных. Выяснилось, что с 2012 по 2014 годы расходы, выделяемые регионам на эти цели, выросли в среднем 10-кратно и составили почти 1 млрд рублей. "Иркутская область, запланировавшая на эти цели в 2014 году 27 млн рублей, превысила расходы 2012 года (5,5 млн рублей) почти в пять раз", - пишет издание.
Здесь можно и нужно применить нехитрый арифметический расчет. В начале 2013 года в Иркутске на условиях муниципального контракта работал единственный отловщик - ООО "Пять звезд" - и получил за это 6,5 млн рублей из бюджета города. В конце 2013 года были приняты два областных закона, касающиеся отлова, и в бюджете заложили на это субвенции. В 2014 году область выдала 16-ти муниципалитетам, в ту пору участвовавшим в отлове, почти 27 млн рублей. Таким образом, в среднем на каждое МО пришлось почти 1,7 млн рублей только областных денег.
В 2015 году общий расход областного бюджета вырос до 30 млн рублей, однако увеличилось и количество муниципалитетов, пожелавших отлавливать и содержать бездомных собак и кошек - в "игру" вступили все 42 территории региона. Если разделить 30 млн рублей на 42 муниципалитета, то в среднем каждый из них получит около 700 тысяч рублей.
Бездомные собаки вне закона
В 2013 году отлов бездомных собак в Иркутске проводил приют "Пять звезд". Контракт с "пятизвездочным" приютом мэрия заключила 12 марта 2013 года. За год его работникам первоначально нужно было отловить 3,2 тысячи особей, а стоимость контракта составила 6,5 млн рублей. В марте количество собак откорректировали, снизив до 1350 особей, однако сумма осталась прежней. Отлов начался с 15 марта. На одну собаку, согласно заключенному контракту, приходилось более 4 тысяч рублей.
Некоторое время спустя областные депутаты начали критиковать отлов. Юрий Фалейчик, возглавлявший комитет ЗС Приангарья по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве и в настоящее время покинувший областной парламент, объявил, что работа ведется "кто в лес, кто по дрова". По данным Юрия Фалейчика, только в Иркутске и пригороде насчитывалось около 7 тысяч бездомных собак, а за год собирались отловить всего 1350 особей.
Приюты для собак переполнены, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Мария Оленникова
Пока отловщики делали свою работу, а в парламентских и ветеринарных кулуарах готовились "собачьи" законопроекты (их инициатором и автором выступила служба ветеринарии Иркутской области), на деятельность иркутской мэрии в вопросе отлова обратила внимание прокуратура. Выяснилось, что расходование бюджетных средств на отлов и содержание животных, является незаконным. В связи с этим, в мэрии посчитали невозможным проведение аукциона, запланированного на апрель.
К проблеме вернулись в конце мая 2013 года. Заместитель начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта комитета по ЖКХ администрации Иркутска Юлия Гордина отчиталась, что документация на отлов животных подготовлена и проходит согласование. По ее словам, 10 июня будет проведен аукцион, и после него сразу начнут отлов. В ответ на это Андрей Лабыгин, занимавший в то время кресло спикера Думы Иркутска, высказал негодование и потребовал найти иной путь.
Как оказалось, городская прокуратура была не против аукциона, понимая социальную значимость вопроса, но администрация Иркутска отказалась от него.
Андрей Лабыгин обратился к вице-мэру Антону Логашову с предложением передать функции по отлову до подведения итогов аукциона какому-нибудь МУПу. Требования спикера Думы сделать что-то быстро упирались также в бюджет, который уже заложен, и внести какие-то изменения можно было только в ноябре. Собаки в Иркутске, тем временем, и не думали переводиться.
Попытки действовать
Новые правила отлова, транспортировки и содержания бездомных животных были разработаны и представлены к общественному обсуждению в июне. Первый законопроект касался непосредственно отлова, транспортировки и содержания безнадзорных животных, а второй - передачи органам местного самоуправления полномочиями для осуществления вышеупомянутых мероприятий.
В августе 2013 года определился подрядчик на отлов - МУП "Спецавтохозяйство". "Пять звезд" к тому времени выполнила условия контракта, отловив оговоренное число собак. С МУПом администрация Иркутска заключила контракт на 6,1 млн рублей. До конца года планировалось отловить более 1,5 тысячи животных. "Спецавтохозяйство" заключило договоры субподряда с питомником "К-9", компанией "Дальпромлес" и все тем же приютом "Пять звезд".
Собака из приюта, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Мария Оленникова
Законопроект об отлове и содержании бездомных животных - собак и кошек - был в первом чтении принят депутатами Законодательного собрания Иркутской области 13 ноября 2013 года. Во втором и окончательном чтении - 27 ноября. Также во втором и окончательном чтении приняли связанный закон, по которому полномочия по отлову, передержке и транспортировке безнадзорных животных переходят к муниципалитетам. На исполнение закона муниципалитеты будут получать субсидии.
В апреле 2014 года администрация Иркутска заключила контракт на отлов безнадзорных животных с МУПЭП "Горзеленхоз". По условиям контракта, подрядчик должен был организовать и провести отлов 2,4 тысячи безнадзорных кошек, щенков и собак, обеспечив их содержание в надлежащих условиях в течение шести месяцев. Стоимость этих услуг составляла 9,6 млн рублей.
Отлов продолжался в Иркутске в течение всего лета и осени, а в конце ноября 2014 года субподрядчики К-9 и приют "Пять звезд" его прекратили. "Горзеленхоз" потребовал отловить весь объем животных в кратчайшие сроки, но заявки продолжают поступать, хотя квота уже закрыта, рассказал руководитель питомника и приюта для собак К-9 Вячеслав Славин.
В 2015 году на иркутский муниципальный контракт по отлову безнадзорных животных, который сейчас находится на согласовании, выделено чуть более 2 млн рублей, и в квартал город будет отлавливать 60-70 собак, то есть, около 280-ти животных в год. Дата проведения аукциона пока не назначена.
Поймал + не оформил = проверка, или Затягивание гаек
По информации ветслужбы Иркутской области, в начале декабря четыре территории Приангарья, в том числе Иркутск, проверяла служба государственного финансового контроля Иркутской области и нашла нарушения, связанные с нецелевым использованием средств, выделенных на отлов. Также нарушения выявились и в документах на собак и кошек: отловщики "стерилизовали" павших животных, два раза проводили процедуру кастрации одного и того же животного, а также упускали сроки осмотра бродяжек.
В конце января 2015 года начальник управления экологии комитета городского обустройства администрации Иркутска Владимир Чубук дал корр. ИА IrkutskMedia откровенное интервью, в котором жестко раскритиковал действующую модель работы с бездомными животными. Зоозащитное лобби проникло в умы людей, которые принимают законы, и поэтому отлов безнадзорных собак и кошек в Иркутске идет по самому контрпродуктивному пути, считает он. Управление экологии, главной задачей которого является обеспечение безопасность населения, занимается вместо этого заботой о кошках и собаках. Мы делаем не то, чего от нас хотят горожане, а то, чего требует закон Иркутской области, заявил Чубук.
Отловленная собака в приюте, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Мария Оленникова
В феврале ситуация накалилась до крайности. Ветслужба объявила о введении дневного прожиточного минимума на одну отловленную собаку - это 13,42 рубля, а также "огорошила" субподрядчиков свежей новостью: теперь за отлов одной особи будут платить не тысячу рублей, а 200 рублей. Высвобожденные деньги будут перераспределены и пойдут на собачьи нужды.
За такие деньги собаки будут умирать с голоду, возразил Вячеслав Славин. Руководители остальных приютов также не согласны работать за эти суммы. Но ответ был таков: если организации, занимающиеся отловом и содержанием безнадзорных животных, не устраивают суммы, положенные по муниципальному контракту, им не стоит выходить на аукционы, безапелляционно заявил руководитель ветеринарной службы Иркутской области Борис Балыбердин.
Трата крупных сумм из бюджетов отнюдь не помогла очистить улицы Иркутска и областных городов от бездомных животных. Емкое объяснение этому дал Владимир Чубук.
- Люди слышат из СМИ о том, что мы потратили на отлов 9,6 млн рублей за один год. Никаких изменений не видно, а почему? Количество собак увеличивается из-за их репродуктивных способностей и миграции. Из 10-15 тысяч тех собак, что бегают по городу, мы изъяли 1,5 тысячи, полгода подержали и вернули обратно, - сказал он.
Никаких полномочий, кроме отлова, у администрации Иркутска нет, подытожил чиновник. Отлов, транспортировка и содержание к регулированию численности никакого отношения не имеет - это забота о животных, не более того.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Если отловщиков Иркутска не устраивают цены, пусть не выходят на аукцион - ветслужба
Зоозащитное лобби пустило отлов собак в Иркутске по контрпродуктивному пути - Чубук
Субподрядчикам в Иркутске снизят плату за отлов собак и кошек с тысячи до 200 рублей