На два противоборствующих лагеря разделились жители Иркутска из-за забастовки водителей коммерческих автобусов, которая продолжается второй день. В соцсетях разгорелись настоящие словесные баталии. Часть горожан отмечает, что готовы к повышению стоимости проезда до 15-18 рублей. Еще часть иркутян пишет, что существующая цена точно соответствует уровню сервиса и состоянию транспорта. Обзор соцсетей подготовило ИА IrkutskMedia.
Скриншот с Twitter, Фото с места события из других источников. Автор фото: Антон Манохин
Часть горожан, судя по записям в социальных сетях, где разгорелись споры, безоговорочно готова к повышению стоимости проезда. Иркутяне отмечают, что цены на проезд в областном центре не поднимались с 2008 года, что перевозчики работают себе в убыток и не могут обновить парк автобусов.
"Нет, а че смеяться то... с 2008 года проезд 12 рублей!!! В других городах каждый год, несмотря ни на что, поднимают проезд на рубль или два!!! Тем более бензин дорогой стал, газ тоже не дешевый!!!", - пишет "Вконтакте" Yulechka Usova.
"И правильно делают, что бастуют... они тоже люди... уже давно во всех городах России подняли проезд, а чем Иркутск отличается? В Ангарске проезд стоит 17 рублей. Цены на бензин, продукты, товары поднялись, а проезд, что? Я поддерживаю!!!", - пишет Наталья Слободчикова.
"Сам водитель, понимаю, почему бастуют. Я думаю, если бы подняли проезд до 14 рублей, никого бы не убило", - считает Макс Кировский.
"А Иркутск-то зажрался, я гляжу)) Ангарск катается по 17 рублей на куда меньшие расстояния, и что-то митингов не поднимает.... А тут привыкли по 12 рублей через весь Иркутск кататься, и все, водилы все плохие раз хотят тариф повысить...", - пишет Макс Давидченко.
"Дорогие иркутяне, соседи, хочу обратить ваше внимание на тот факт, что за последние несколько лет очень многое подорожало, кроме стоимости проезда в Иркутске. Ваше возмущение недостаточным качеством перевозок и насмешки над мерами водителей и перевозчиков добиться поднятия цены выглядят несправедливыми", - считает Дарья Маргунова.
"Сначала все недовольны забастовками, а потом поднятием цен. Я считаю, правильно они сделали. И пусть цену поднимут, водилы бедные просто так горбатятся", - пишет Валерия Мишкун.
Есть среди горожан и те, кто готов к повышению стоимости проезда, однако отмечают, что это должно привести к повышению качества обслуживания.
"Я согласна с тем, что необходимо повышение стоимости проезда. Но и требования к водителям и к транспортным средствам тоже должны быть ужесточены в связи с этим", - отмечает Insolent Lady.
А Макс Асбер пишет: "Я не против повышения цен за проезд, но только при условии, что с маршрутов уберут раздолбанные "Хайсы" и ржавые 80-е, в которых зимой температура как на улице".
Отметим, к обсуждениям в соцсетях зачастую присоединяются и родственники водителей, знакомые с ситуацией "изнутри".
"У меня брат родной работает на 28р. Он с 5 утра и до 00.00 пашет за такие копейки. Не высыпается, ложится в 3 часа, так как еще своих забот хватает дома, и встает в 5 утра. Постоянно на нервах - то наглые пассажиры попадутся, то зайцем проезжают. Это не так уж и просто работать водителем, это большая ответственность, он в первую очередь отвечает за своих пассажиров, следит за дорогой", - пишет Варя Ильясова.
Однако большинство горожан отреагировали на забастовки водителей резко негативно. Горожане пишут, что автобусы, которые ездят сегодня по городу, находятся в плачевном техническом состоянии, водители не всегда вежливы к пассажирам. Кроме того, многие отмечают, что зарплаты не поднимают большинству горожан.
Так, пользователь "Вконтакте" Никита Сыроватский отмечает, что перевозчикам нужно не бастовать, а собирать документы, необходимые для обоснования повышения стоимости проезда. "Предоставили пакет и никаких проблем! Почему в соседнем Ангарске спокойно подают документы на 18 рублей? Никто не вопит, не бастует. Я знаком с транспортниками. И скажу, частники не хотят работать по муниципальным договорам. Вот и пытаются ужом сделать себе лучшую жизнь".
Пользователь Александр Первый даже провел небольшой математический анализ расходов на пассажирские перевозки. "В Иркутске 600-650 тысяч человек. Бензин с 2008 года даже не подорожал, а упал. В 2008 он подскочил до 32-34 рублей. А в 2012 году стоил 29 рублей. Сейчас стоит 31-32 рубля. Где поднялся? Далее: в 2006 году проезд в автобусе стоил 5 рублей. Сейчас 12 рублей. Значит, цена выросла более чем в два раза. Что выросло в два раза? Бензин? Запчасти? Хлеб вырос в два раза? Маленькие маршрутки стоили 8 рублей. До 12 подняли при резком скачке цены на бензин. Но потом цена упала. В 2008 году бензин подскочил до 34, цену на проезд подняли. Затем цена упала до 26 рублей. Маршрутчики снизили цену? Нет. Сейчас цена на бензин 32-34 рубля. Значит 12 абсолютно нормальная цена".
"О цене на транспорт. Учитывайте, что в городе еще и студенты живут... 12 то еле наскребнуть получается...", - пишет Ксюша Борисова.
"Езжу с пересадками каждый день из Ново-Ленино. В день и так 50 рублей на транспорт уходит. Куда уж больше", - посетовала "Вконтакте" Олеся Харитонова.
"Ну надо же, "бедные водители, просто так горбатятся". А то, что у нас народ сокращают, зарплаты урезают, люди лишаются работ просто так - это норма. Много у кого работа нервная и тяжелая. А давайте все бросим нашу работу и будем требовать повышения зарплаты? Магазины не будут работать, заводы и предприятия встанут, больницы закроем. Не ну а что, мы тоже хотим повышения, чем мы хуже?", - возмущена Дарья Анисимова.
"Если было бы невыгодно, то маршруток было бы намного меньше", - пишет Ро Ман.
"У нас в организации тоже уже не поднимали зарплату лет 8, что-то мы забастовки не устраиваем) Что бы сделали с нами? Наказали. И тут всех наказать надо! Власти пошли им навстречу, дали возможность обосновать, что действительно нужно повышение цен за проезд! Они этого не сделали! Значит пусть работают и не вякают, или пусть другую работу ищут, более денежную!", - пишет Елена Преловская.
"А пусть водители маршрутки приведут в порядок! Шторки постирают... Все помоют... Потому, что едешь на маршрутке как в телеге... Пусть водители будут более вежливые... Тогда можно разговаривать о поднятии цен на проезд! Я думаю не так сложно убраться!", - считает Евгения Хасанова.
С ней согласна и Ирина Антонова, которая пишет: "Говорила и буду говорить: прежде чем поднимать стоимость проезда, приведите в порядок маршрутки и автобусы! Без слез порой на них и не взглянешь. А то, что иногда и ездить то в них страшно, я вообще молчу...".
Некоторые из пользователей предложили решить сложившуюся ситуацию радикальным способом.
"Уволили бы их и новых набрали, сейчас работы многим не хватает, горезабастовщики", - пишет Даша Будко.
Скриншот с Twitter, Фото с места события из других источников. Автор фото: Orlova™
"Столько лет работали, а сейчас наплевали на всех людей! Они то в чем виноваты? Ну соберите делегацию и идите в мэрию, жалуйтесь! Но оставлять людей без автотранспорта ненормально!!", - считает Ksenia Slesareva.
"Вообще бред какой-то, считаю, что водители, которые устроили забастовку, должны понести какое-то наказание. Видела такую толпу на Сквере утром, все ждали 16к, беспредел какой-то. Люди не виноваты в их недовольствах", - написала во "Вконтакте" Кристина Денисова.
Между тем пользователь Карина Тортина написала: "Вчера водитель 64-го маршрута сказал, что забастовка не столько по воле водителей, сколько по воле хозяев маршрута".
Многие отмечают, что забастовка водителей в первые дни пребывания на посту нового мэра Иркутска Дмитрия Бердникова станет для него серьезной проверкой.
"Вот и новый мэр, посмотрим что дальше будет он делать", - пишет "Вконтакте" Лена Васильева.
Также иркутяне отмечают, что многие водители вынуждены не выходить на маршрут из-за того, что их запугивают бастующие.
"Бастующие водилы за это могут по головке не прогладить. Таким обычно колеса прокалывают, стекла бьют и соляру сливают", - пишет Александр Максимов.
Некоторые отмечают, что забастовка стала хорошим шансом заработать для водителей служб такси, муниципального и личного транспорта. "Со своими забастовками они дали хорошую возможность заработать бомбилам, службам такси и муниципальному транспорту", - пишет Андрей Раков.
"Сегодня утром такси просто лопалось от заявок в Ново-Ленино... Люди добирались как могли…", - отметил Пётр Фанкарцев.
Тем немногим водителям, продолжающим работу несмотря на забастовку, иркутяне выражают искреннюю благодарность. "Спасибо 24 автобусу! Если б не он, то с Первомайского вообще не как не выехали бы! 45,7,21 по прежнему бастуют", - пишет пользователь Orlova™ в Twitter.
Однако итогом развернувшихся дискуссий можно считать мнение пользователя "Вконтакте" Ксении Куклиной. "А в итоге то все равно от нас ничего и не зависит! Поднимут цену - будем платить, не поднимут цену - все равно будем платить. Ездить то все равно придется".
Скриншот с "Вконтакте", Фото с места события из других источников. Автор фото: ИА IrkutskMedia
Напомним, забастовка водителей автобусов в Иркутске началась накануне, 2 апреля. На работу не вышли водители автобусов порядка 15-ти маршрутов. Конфликт с маршрутчиками попробовали регулировать в мэрии и пообещали, что за саботаж они будут наказаны.
"Ситуация оценивается администрацией Иркутска как несанкционированный невыход на линию перевозчиков. Это нарушение правил перевозки пассажиров, нами будет подготовлено сообщение в скором времени в контрольно-надзорные органы для принятия мер административного реагирования к перевозчикам, которые совершили такие действия. Это нарушение устава федерального законодательства и правил перевозки пассажиров", - сообщила на брифинге накануне начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юлия Гордина.
Начальник управления транспорта уточнила, что обращение будет направлено в УГАДН и прокуратуру города. УГАДН, в свою очередь, составит протоколы и направит их в суд для принятия решения о штрафных санкциях. Также Юлия Гордина пояснила, что на работу не вышли перевозчики, которые не имеют договоры с муниципалитетом. Между тем на стоимость проезда ситуация, связанная с саботажем перевозчиков, не повлияет.
Несмотря на заверения Юлии Гординой, что ситуация в городе нормализуется в течение одного дня, сегодня забастовка продолжилась. При этом на водителей, не присоединившихся к ней, началось давление. Так, в автобусах, курсирующих по маршрутам 80,480 и 90, неизвестные, ворвавшись в салон, разбили стекла.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Водители маршрута №90 в Иркутске попали под прессинг
Перевозчик: Забастовка – это не способ решить проблему со стоимостью проезда в Иркутске