Политика. 5 апреля 2016, 14:30
Государственная Дума. Фото: Ланин Сергей, PrimaMedia

Quid prodest: будут ли "корпоративные монстры" спонсировать кандидатов в ГД от Приангарья

ИА IrkutskMedia узнала мнение политологов о выгодности для крупных компаний спонсирования кандидатов в Государственную Думу

5 апреля 2016, IrkutskMedia. Средняя сумма расходов на предвыборную кампанию в одномандатном округе для кандидата составит примерно 100 млн рублей, считают эксперты, хотя не исключают и выхода за пределы этих средств.По мнению руководителя Байкальского регионального фонда "Наша Сибирь", политолога Максима Зимина, даже самый состоятельный кандидат не сможет в полном объеме обеспечить свой штаб этой суммой. Политолог Сергей Шмидт не исключает, что многие кандидаты могут воспользоваться финансовой помощью таких "корпоративных монстров", как "Газпром" или "Илим Палп". Мнения экспертов о выгоде, которую преследуют крупные компании, спонсируя кандидатов в Госдуму, узнало ИА IrkutskMedia.

Цена вопроса

В январе вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Петр Быстров заявил, что предварительный объем затрат на организацию предвыборной кампании в Госдуму в одномандатных избирательных округах может достигать 100 млн рублей. Он отметил, что 100 млн рублей – некая средняя сумма, а реальный коэффициент конкурентности от 0,5–1,5. Это значит, что будут округа, где для победы хватит и меньшей суммы.

Политолог Сергей Шмидт считает, что Иркутская область будет немного отставать по величине средней суммы, необходимой для проведения победной кампании. Эксперт отметил, что в данном случае победит тот, кто больше и, естественно, дороже "развлечет" электорат.

— Все регионы разные, стоимости разные. Я могу предположить, и я повторяю, это предположение, что в Иркутской области у победителей по одномандатным округам сумма будет все же несколько ниже. Общий статус Иркутской области предполагает, что наш регион должен немного отставать от "средней температуры по больнице". При этом я могу предположить, что выборы по одномандатным округам — это когда "кто больше потратит, тот и выиграет". Так бывает не всегда, но в этом случае, по-моему, сработает. Голосование будет по принципу "кто нас больше всех развлек, тот и выиграет, — считает Сергей Шмидт.

Федеральный политконсультант, президент коммуникационного холдинга "Минченко консалтинг" Евгений Минченко, напротив, относит Иркутскую область к числу премиальных регионов, и в связи с этим затраты на кампанию могут быть намного выше средней суммы. Дополнительный фактор в проведение предвыборных кампаний вносит присутствие в регионе заинтересованных бизнес-групп.

— Я думаю, что Иркутская область относится к премиальному сегменту в плане стоимости избирательных кампаний, и здесь большое количество федеральных бизнес-групп. Здесь их минимум десяток. В этом регионе общие затраты пойдут по верхней планке — более 100 млн рублей. Но формальные расходы на агитационную кампанию могут уложиться в предусмотренный федеральным законодательством лимит — 40 млн рублей, — считает эксперт.

А надо ли?

Оправданы ли данные затраты и гарантируют ли они победу? Региональный координатор движения "Голос", политолог Алексей Петров уверен, что не всегда. Однако политолог отметил, что опытные политики или уже готовы к расходам или сейчас собирают необходимую сумму.

— Сильные кандидаты уже владеют средствами на кампанию. Есть кандидаты, которые, может, и не имеют нужной суммы, но сейчас активно ее собирают. Я знаю случай, когда кандидат, идущий на выборы с лощенными книжками и большим количеством баннеров, проигрывал кандидату, который печатал листовки на своем принтере и развозил их на велосипеде, — прокомментировал Алексей Петров.

Главный редактор газеты "Байкальские вести", политолог Юрий Пронин также отметил, что настоящие "тяжеловесы" уже имеют капитал для предвыборной кампании и даже назвал несколько примеров.

— Естественно, какие-то средства у кандидатов есть и свои. Сергей Тен — крупный предприниматель и может себе позволить округ. Олег Каньков — фигура крупная, связан с лесным бизнесом. Он очень давно аффилирован с группой "Илим", может быть у него есть сподвижники, которые ему помогут. Павел Сумароков, замгендиректора "Усольского свинокомплекса", тоже имеет определенный финансовый ресурс, — сказал Юрий Пронин.

Согласно сведениям о поступлениях денежных средств в избирательные фонды региональных отделений политических партий, во время прошлых выборов в Думу в 2011 году СХПК "Усольский свинокомплекс" перевел на счет партии КПРФ 365 тысяч рублей в качестве пожертвования.

Максим Зимин считает, что некоторые кандидаты все же вынуждены будут прибегнуть к дополнительной спонсорской помощи, так как нельзя исключать непредвиденные расходы.

— Кандидаты, идущие сейчас на выборы, вряд ли могут одномоментно найти указанную сумму, даже самые состоятельные из них. Там нужны и спонсорские средства, для подстраховки, — уверен эксперт.

Юрий Пронин тоже не исключает участия спонсоров в продвижении тех или иных кандидатов, но назвать конкретных жертвователей не может, так как это непубличная информация.

— Большинство партий имеют персонифицированных спонсоров, имен которых мы не знаем. Это очень деликатная среда, отсюда проистекают недоговоренности и умалчивания по этим вопросам, — отметил Юрий Пронин.

Так quid все же prodest?

Сергей Шмидт отметил, что система низового финансирования — от гражданина к кандидату — в России весьма неразвита, основная спонсорская помощь идет, как правило, из фондов партий и от "корпоративных монстров".

— В этом смысле Иркутской области повезло, здесь представлены крупные корпорации. У этих "корпоративных монстров" правилом хорошего тона считается участвовать в региональной политике, когда она связана с федеральной. Поэтому я думаю, структуры вроде "Газпрома", "Илим Палпа", "Русала", может быть, и "Роснефти", но я насчет нее не уверен, будут поддерживать отдельных кандидатов, — прокомментировал Сергей Шмидт.

Он также упомянул "Газпром", как возможного спонсора конкретного кандидата, но имени кандидата не назвал.

— Скажу прямо, "Газпром" строит газопровод "Сила Сибири". Вот у кого на баннерах написано "Сила Сибири", того и поддерживает "Газпром". В противном случае это кража бренда. Про "Илим Палп" ничего сказать не могу, но "Русал" себя точно как-нибудь проявит, — прокомментировал Сергей Шмидт.

Юрий Пронин назвал те же крупные компании в числе возможных спонсоров кандидатов от Приангарья. Имена выдвиженцев, которые получат помощь корпораций называть пока рано, считает эксперт.

— Из крупных компаний будет "Русал", группа "Илим". Не совсем понятно пока с "Роснефтью", но я не исключаю, что они могут поучаствовать в выдвижении кандидата по Шелеховскому округу. Не исключаю, что эта фигура будет не связана с партиями КПРФ и "Единая Россия", скорее всего, будет третья сторона. Эти компании очень крупные, они не всегда будут четко за губернатора или против, — прокомментировал Юрий Пронин.

Максим Зимин уже предполагает имена конкретных адресатов средств из корпоративных касс, однако все названные им люди — члены партии "Единая Россия".

— Сергей Тен, насколько я знаю, пойдет на деньги своего "семейного бюджета". У Андрея Чернышева есть бизнес и здесь, и в Москве. Есть "Русал", с которым у Чернышева есть "смычка". У группы "Илим" с Олегом Каньковым имеется "смычка". Это нормальный процесс, когда крупным федеральным игрокам нужно взаимодействовать с региональными товарищами, — считает Максим Зимин.

Представителей бизнеса, среди членов "Единой России" немало. Согласно сведениям о поступлениях денежных средств в избирательные фонды региональных отделений политических партий, во время прошлых выборов Думу в 2011 году пожертвование в 2 млн рублей в фонд "Единой России" сделало ООО "ФИРМА МЕДИНА", гендиректором которой является некий Красноштанов Михаил Николаевич.

Что касается кандидатов не от "Единой России", то Максим Зимин отметил, что главный спонсор партии КПРФ не изменится: это будет "Усольский свинокомплекс". ЛДПР, по мнению эксперта, тоже имеет обеспеченных кандидатов, которые внесут вклад в общую кассу.

— В ЛДПР сейчас решается вопрос участия в выборах Лугового. Его бизнес записан на Михаила Сазонова — "Братские электросети", которые он собирается продавать, но это непроверенная информация. Может быть, Луговой будет выдвигаться и не в Иркутской области. Еще в ЛДПР есть братчанин Георгий Любенков — видный бизнесмен (директор ООО "Элегант-логика" прим. ред.), — сказал Максим Зимин.

Опять-таки, согласно сведениям о поступлениях денежных средств в избирательные фонды региональных отделений политических партий, во время прошлых выборов Думу в 2011 году партия ЛДПР получила порядка 700 тысяч рублей от пяти разных компаний, зарегистрированных в Братке — "Бикей", "ДИС", "КБЦ", "ПКК-Девять" и "Жилсервис".

Алексей Петров считает, что рассуждать об интересах крупных компаний в конкретных кандидатах пока рано. Даже участие Павла Сумарокова в выборах в Госдуму пока под вопросом.

— Если честно, я не знаю есть ли у энергетиков и нефтяников интерес в своих кандидатах. Пока не готов ответить на этот вопрос. Если взять "Усольский свинокомплекс", то если Павел Сумароков пойдет на выборы, то предприятие будет участвовать в кампании. Я понимаю, что северяне, например, будут участвовать в кампании по Братскому одномандатному округу, но какие предприятия — Братские или Усть-Илимские, лесники или энергетики — я пока не готов сказать. Все может быть, давайте просто подождем, — отметил эксперт.

Время собирать камни

Если же допустить, что абстрактный кандидат при спонсорской поддержке "корпоративного монстра" окажется в Госдуме, то свою "благодарность" за финансовую поддержку он будет выказывать через лоббизм тех или иных выгодных для компании законопроектов, считает Максим Зимин.

— Любая Дума, начиная с сельской и заканчивая государственной, — это своего рода такой бизнес-клуб. В сельских Думах, конечно, только отчасти, а в государственной это очень ярко выражено. Понятно, что люди, которые обладают мандатом такого уровня, вольны заниматься лоббизмом при принятии законов, — отметил Максим Зимин.

Юрий Пронин не настроен столь категорично, но лоббизм, как предполагаемый механизм отстаивания интересов спонсора, вполне может быть использован кандидатами в депутаты в случае победы. Политолог назвал два основных способа такого отстаивания.

— В первую очередь, это инициирование и поддержка законодательных инициатив. Второй способ — депутатские запросы. Запрос депутата Госдумы он несколько весомей, чем любой другой запрос. Через них депутат может отразить проблемы или потребности своего спонсора. Есть еще такое, отнюдь неругательное слово, — "лоббизм", которым у нас пользуются, но еще не совсем официально, — отметил Юрий Пронин.

Сергей Шмидт, сославшись на авторитет Евгения Минченко, сказал, что Государственная Дума отнюдь не самая важная инстанция с точки зрения значимости принимаемых решений. Кроме возможности лоббировать интересы, считает политолог, должность депутата Госдумы дает гарантию для бизнеса, и это уже по-настоящему важно.

— Конечно, возможны механизмы лоббирования интересов корпораций. Можно будет отработать спонсорство голосованием за те или иные проекты, но как это будет обставляться по отношению к самим корпорациям, я не знаю. Это очень темная сторона нашей действительности. Многих кандидатов просто привлекает статус депутата Госдумы, так как это определенные гарантии для бизнеса. Что касается отбивания затрат, то главное здесь — те гарантии для бизнеса, которые приходят вместе со статусом, — сказал Сергей Шмидт.

Напомним, директор Института политического права и управления, член Российской ассоциации политических консультантов Алексей Васильев считает, что со сменой губернатора в Иркутской области финансово-промышленные группы получили на выборах больше свободы в поддержке того или иного кандидата. Этим корпорации смогут воспользоваться уже на выборах депутатов Государственной думы РФ, в которой примет участие и крупный региональный бизнес.

Также, ранее сообщалось, что президент компании "Русал" Олег Дерипаска войдет в генсовет партии "Правое дело". Политологи отмечали, что, скорее всего, олигарх станет основным спонсором партии во время предвыборной кампании в Государственную Думу. Однако позже лидер партии "Правое дела", бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов рассказал, что Олег Дерипаска отказался от места из-за бурной реакции СМИ.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

В Иркутской области ФПГ получили больше свободы на выборах в Госдуму – Алексей Васильев

СМИ отвели Олега Дерипаску от "Правого дела" — Борис Титов

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia