Фото: Вадим Палько, ИА IrkutskMedia
Прогулка по главной площади Иркутска: от Кремлевской до Сперанского
ИА IrkutskMedia продолжает серию публикаций, посвященных истории улиц и площадей областного центра
ИА IrkutskMedia продолжает серию материалов, посвященных старинным улицам и площадям столицы Приангарья. Темой для второй публикации стала центральная и крупнейшая площадь Иркутска, которая возникла еще в 17 веке. За годы своего существования несколько раз меняла название: от Кремлевской до Тихвинской и от Третьего Интернационала до Кирова. Историю площади поведала писатель, историк Эльвира Каменщикова в рамках проекта "Прогулки по старому Иркутску".
В конце мая 2016 года на карту областного центра вернулись сразу два исторических названия. Сквер перед зданием компании "Востсибуголь" получил "старое новое" имя в память о стоявшей здесь Тихвинской церкви. Площадь перед "серым домом" была названа в честь графа Сперанского. Вместе с тем имя революционера Кирова никуда не исчезло — сквер по-прежнему называется в честь Сергея Мироновича. Таким образом, ныне топонимы отражают более чем три века городской истории.
Далекая история
Казачьи дружины пришли сюда в далеком 17 веке. Сама площадь начала формироваться сразу, как появился Иркутский острог. Сначала, именно благодаря соседству с иркутским деревянным кремлем, площадь именовалась Кремлевской. Но после того, как кремль разобрали, площадь стала именоваться Гостинодворской, и лишь затем Тихвинской, по названию построенного в 18 веке храма.
Отметим, что Тихвинская церковь не самая старая, к началу ее строительства уже возник Вознесенский и Знаменский монастыри, Спасская, Богоявленская и Чудотворская церкви.
— Она названа в честь Тихвинской иконы Божией Матери, которую высоко чтили на северо-западе России, откуда и прибыли многие из первых жителей острога. Сначала была воздвигнута деревянная церковь. Простояла не очень долго, она сильно ветшала со временем. Через 48 лет ее снесли и стали строить новую, — рассказывает Эльвира Каменщикова.
Здесь был похоронен первый священник уже каменной церкви, у северной алтарной части многие годы хоронили почетных граждан Иркутска. Сейчас на месте церковного кладбища располагается благоустроенная зона небольшого Тихвинского сквера.


Интересно, что идея "поделить" площадь и создать зеленую зону появилась еще в 19 веке.
— 1892 году Петр Сиверс поднял вопрос о том, чтобы участок между казначейством, Думой и его домом (на месте которого ныне стоит гостиница "Ангара") сделать сквер, назвать его Екатерино-Ивановским, в честь его умершей жены. Но Дума ему отказала, поскольку предложение было сделано, но его некому было оборудовать и содержать, — отмечает Эльвира Каменщикова.
В памяти и фотографиях
Менее чем за 50 лет советской власти площадь успела измениться до неузнаваемости. Уже в 20-30-е годы архитектурное обрамление площади начало приобретать конструктивистские мотивы — появились здание Госбанка, гостиницы "Сибирь". Старинное здание городской управы было перестроено по веяниям времени — появились еще два этажа, реконструирован фасад.


Уже в послевоенные годы к ансамблю площади добавились "сталинка" с массивной колоннадой — корпус Института иностранных языков, был завершен Дом советов, а уже в брежневскую эпоху появилась панельная гостиница "Ангара", которая к моменту постройки оказалась самым высоким зданием Иркутска.


Вместе с тем в 1930-х годах были взорваны два храма: представительница сибирского барокко Тихвинская церковь, а также русско-византийский колосс — Казанский кафедральный собор. Уже в послевоенное время было снесено множество каменных особняков на Ленина, дом Сиверса и часовня Иннокентия Святителя на Сухэ-Батора, здание старейшей публичной библиотеки Восточной Сибири на углу улицы Желябова.
— Была библиотека, при которой в свое время была квартира летописца Нита Романова. В советские годы в здании располагалась кафедра криминалистики Иркутского государственного университета, там во дворе учились, гипсом следы заливали. Стояло оно до строительства гостиницы "Ангара", тогда его и снесли, — говорит историк.
Фактически, дореволюционное наследие ныне представлено лишь Хаминовской женской гимназией — ныне корпуса педагогического института ИГУ, зданием казначейства, где сейчас работает контрольно-счетная палата Иркутской области, а также промышленное училище, ныне биолого-почвенный факультет ИГУ.


Формально к этому списку можно также отнести здание Городской управы, которое, правда, изменилась до неузнаваемости.


Впрочем, предназначение площади менялось не так сильно, как архитектурный облик.
— Еще до строительства Казанского кафедрального собора на площади, которая ныне носит имя графа Сперанского, стояли каменные ряды, которые были снесены из-за ветхости, — поведала Эльвира Каменщикова.
С тех пор и по сей день площадь является местом для ярмарок, народных гуляний и военных парадов.
Рождение и гибель крупнейшего собора
В 1894 году перед жителями Иркутска предстал во всей красе один из крупнейших православных соборов Российской империи. Новый Богородице-Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Он был построен за счет средств золотопромышленника Евфимия Кузнецова, который перед смертью передал Нилу Преосвященному 250 тысяч серебром.


Строили собор почти 49 лет. Мешали разные обстоятельства, в том числе большой пожар 1879 года. Долго тянулось дело с завещанием, были скандальные истории о взятке, о многих нарушениях.
— Долго решался вопрос о том, где строить собор. Потому что он был огромен. Некоторые горячие головы предлагали убрать Спасскую церковь. Сначала был проект Огонь-Догановского. Однако что-то в его проекте не понравилось, после чего был приглашен барон Розен. Он начал с того, что заменил готические навершия на традиционные византийские купола, — говорит Эльвира Каменщикова.
Казанский собор простоял всего 39 лет. Собор могли спасти, перестроив его под корпус краеведческого музея. Но из-за больших расходов на перестройку было принято решение его снести.
— Начали взрывать его в 1932 году. Я разговаривала с Иваном Андреевичем Медведевым из обкома КПСС. Он мне рассказывал, что когда был юношей, их сюда не подпускали, взрывали по ночам. Вокруг была колючая проволока по всему периметру. Днем жители Иркутска собирались на Глазковской горе. Они видели, как исчезают купола, исчезает колокольня. Люди плакали, рыдали, — рассказывает историк.
Эльвира Каменщикова отмечает, что ни один иркутянин не пришел работать на разбор развалин, этим занимались вербованные работники из Украинской и Белорусской ССР. На площади была построена узкоколейка, по которой развалины развозили по всей площади и укатывали железными катками. Высота всей площади после этого поднялась метр. Спустя шесть лет было начато строительство Дома советов.
Отметим, что вопреки распространенному мнению, Казанский собор стоял не на месте нынешнего здания областного правительства, а ближе к площади. Установленная в память о соборе часовня расположена как раз на месте алтаря утраченного храма.
Напомним, предыдущая публикация была посвящена истории одной из старейших улиц Иркутска — Чудотворской, которой в мае 2016 года было возвращено историческое название.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: