Министерство финансов России планирует сокращение финансирования программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона в 20 раз в связи с кризисом, сообщают "Ведомости" со ссылкой на ведомство. По мнению экспертов, это может сказаться на развитии ряда регионов, в том числе Приангарья, где урезание программы может угрожать инвестиционным и инфраструктурным проектам, сообщает ИА IrkutskMedia.
Напомним, государственная программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" была утверждена постановлением правительства РФ №308 от 15 апреля 2014 года, ее действие планировалось до 2020 года. Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на с 2014 по 2020 годы должен был составить свыше 346 млрд рублей. Отметим, что в Байкальский регион входят Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край.
Как рассказали в пресс-службе Минэкономразвития Иркутской области, регион включен в эту федеральную целевую программу с 2014 года с двумя объектами: реконструкция автодороги Иркутск – Листвянка и завершение строительства автодороги Тайшет – Чуна – Братск. На эти объекты предусмотрено 9,1 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 5,2 млрд рублей.
Вместе с тем в соответствии с заключенным в 2014 году соглашением между Федеральным дорожным агентством и правительством Иркутской области о предоставлении в 2014 – 2016 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Иркутской области в рамках реализации ФЦП, в настоящее время построено 11,4 км автомобильной дороги Тайшет – Чуна – Братск (на участке км 155 – км 166) и проведена реконструкция 4 км автомобильной дороги Иркутск-Листвянка (на участке км 8 – км 12). В 2014-2015 годах на данные объекты направлено более 1,5 млрд рублей из федерального бюджета.
— Сокращение федерального финансирования программ, конечно, негативно отразится на мероприятиях федеральной программы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, — сообщили в пресс-службе.
Тем не менее в ведомстве отмечают, что данная новость фигурирует только в средствах массовой информации и по сообщению министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока официальных поручений по данному вопросу не поступало.
— Будем надеяться, что это не коснется объектов с высокой степенью готовности, к которым и относятся дороги региона, — отметили в пресс-службе министерства.
Как отметил председатель комитета по региональному и экономическому развитию Общественной палаты Иркутской области Алексей Соболь, решение о сокращении этой федеральной целевой программы вполне объяснимо, поскольку сейчас не самое лучшее время для реализации ряда инвестиционных проектов.
— Это, конечно, может задеть интересы Иркутской области, потому что есть ряд проектов, которые в этой программе присутствуют. В частности ряде регионов это проекты связанные развитием инфраструктуры, как автомобильной, так и железнодорожной, развитием авиации и ряда отраслей, где есть серьезные инвестиционные проекты. Поэтому тут радоваться нечему. Посмотрим, чего это конкретно коснется, как это будет на практике пока сказать сложно, — отметил эксперт.
Руководитель Центра экономических исследований института глобализации и социальных движений Василий Колташов рассказал, что первоначально на развитие Дальнего Востока и сибирских регионов был направлен целый комплекс мер, завязанный на взаимодействии с восточными рынками.
— Под это были запланированы затраты на инфраструктурные проекты, расширение железнодорожных путей, заказы труб, расширялась портовая зона в Приморье, создавалась база для развития, в том числе для Иркутской области, — сказал эксперт.
Впрочем, по словам Василия Колташова, правительство России не рассчитывало делать поворот на восток в целях общего развития восточных регионов страны. В результате экономические трудности в Китае обернулись упадком интереса к инфраструктурным и инвестиционным проектам.
— Программа оказалась сиюминутной, а не стратегической. Правительство строило свои планы исходя из задачи адаптации к санкциям. Это должно было дать положительную динамику всем сибирским регионам, но стратегия не была продумана, никто не прогнозировал, что в Китае начнется кризис. В результате провал, — отметил Василий Колташов.
По мнению доцента кафедры государственного у муниципального управления ИСН ИГУ, кандидата философских наук Оксаны Полюшкевич, сокращение госпрограммы может в будущем существенно сказаться на развитии регионов — участников программы.
— Планы на федеральные деньги у региональных властей есть всегда. Если их можно куда-то привлечь, этот шанс всегда стараются использовать. У нас всегда ряд статей бюджета планируется с учетом федеральных программ. Если сокращение произойдет, то из-за отсутствия дотаций на запланированные ранее вещи в перспективе мы можем ощутить последствия на себе, — заметила эксперт.
Напомним, в январе 2016 года на портале regulation.gov.ru Минвостокразвития опубликовало проект измененной государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014–2025 годы. Данный проект предусматривает сокращение расходов на 40% в 2016 году — с 77,4 до 46,7 млрд рублей. Покрыть дефицит планируется за счет частных и иностранных инвестиций. Таким образом Минвостокразвития приводило проект в соответствие с бюджетом.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
История болезни: Кризис вскрыл давние проблемы экономики Приангарья
Обещанными инвестициями заменят часть госфинансирования развития Байкальского региона