Народные артисты Советского Союза Алла Пугачева и Лев Лещенко проходили свидетелями по уголовному делу в суде Приангарья после проведения "левых" гастролей в Иркутске в конце 70-х годов прошлого века. ИА IrkutskMedia начинает цикл публикаций резонансных и самых интересных дел Иркутского областного суда.
В октябре 2018 года Иркутский областной суд отметит свое 80-летие. За все эти годы судом было рассмотрено немало уголовных и гражданских дел, каждое из которых по-своему уникально и отражает историю не только отдельно взятого региона, но и всей страны. ИА IrkutskMedia совместно с пресс-службой Иркутского областного суда в преддверии юбилейной даты запускает спецпроект. Мы будем публиковать очерки по материалам уголовных дел, рассмотренных судом в разные годы. А начнем с поистине "звездной" истории…
По ту сторону рампы: закулисные махинации
Уголовное дело. Фото: Людмила Колодежная
Эта история произошла в Иркутске больше 30-ти лет назад и "прославила" столицу Восточной Сибири на весь Советский Союз. На рубеже 70-х – 80-х годов прошлого века возможность приобрести дефицитные товары или попасть на концерт столичных артистов в Иркутске считалось настоящей удачей.
Звезды эстрады колесили с гастролями по всему Советскому Союзу в надежде заработать, ведь они получали мизерные по сегодняшним меркам концертные ставки, не зависящие от концертных сборов. В день давали по несколько выступлений. За один концерт певцам и певицам платили всего 25 рублей, а чем больше концертов в год, тем, соответственно, больше заработок.
Пальто и японский магнитофон Пугачевой
В списке городов, где в то время довелось побывать именитым артистам советской эстрады, оказался и Иркутск. В 1977 году столицу Приангарья в составе вокально-инструментального ансамбля "Ритм" посетила Алла Пугачева, несмотря на то, что в ее гастрольном графике тогда город на Ангаре не значился.
За пять осенних дней музыкальный коллектив дал 15 (!) концертов в Иркутске, Братске и Черемхово. Билеты на концерты, общая выручка с которых составила почти 87 тысяч рублей (в советское время это были баснословные деньги, так как среднемесячная зарплата в стране в 1977-м году составляла 159 рублей 10 копеек – Авт.), разошлись, как горячие пирожки. Концертные залы Приангарья буквально ломились от желающих послушать женщину, которая поет...
На этом желании публики организаторы гастролей Аллы Пугачевой неплохо заработали, подделав отчетные документы и подписи материально ответственных лиц. С помощью нехитрых финансовых махинаций администраторы присвоили свыше 15 тысяч рублей от выручки с продажи билетов. На часть похищенного они купили в Иркутске несколько дубленок и японских магнитофонов. Одно пальто и магнитофон продали потом самой Алле Борисовне.
Лев Лещенко и София Ротару в Иркутске…
Два года спустя, весной 1979 года, те же концертные администраторы организовали в Иркутске гастроли музыкального коллектива "Фантазия" с участием Льва Лещенко. На концертах вновь был аншлаг, общая стоимость реализованных билетов составила тогда свыше 95 тысяч рублей! И снова нечестные организаторы укрыли от учета часть выручки: в этот раз они обставили дело так, будто половину непроданных билетов пришлось уничтожить. Похищенные деньги – 42,5 тысячи рублей – пошли на доплату артистам.
История с закулисным укрывательством повторилась и в 1980 и 1981 годах во время гастролей ВИА "Цветы" Стаса Намина и ансамбля "Червона Рута" с участием Софии Ротару. В общей сложности за пять лет организаторы концертов похитили свыше 135 тысяч рублей, причинив государству колоссальный ущерб.
Финансовые махинации с билетами вскрылись далеко не сразу. Когда же по фактам хищения государственной собственности в особо крупном размере было возбуждено уголовное дело, на скамье подсудимых оказались руководители музыкальных коллективов, администратор Украинского гастрольно-концертного объединения, сотрудники Иркутской, Одесской Ленинградской и Московской филармоний, в том числе Марк Бендерский и Григорий Гильбо. Столичные звезды Алла Пугачева и Лев Лещенко проходили по уголовному делу свидетелями.
Пугачева и Лещенко в Иркутском суде
Судебное разбирательство по "левым" гастролям столичным знаменитостей проходило в Иркутске открытым и доступным для широкой публики. Шел 1982-й год. По словам судьи Иркутского областного суда в почетной отставке Варвары Васильевны Макаровой, рассматривающей это дело, желающих присутствовать в процессе было так много, что возле здания суда пришлось выставить охрану.
Как следует из материалов уголовного дела, в ходе разбирательства трое подсудимых свою вину в совершении преступлений признали полностью. Они рассказали, как совершались махинации, на что тратились похищенные средства. Подсудимые Бендерский и Гильбо, напротив, свою виновность отрицали, давая противоречивые показания. В частности, Гильбо утверждал, что к организации концерта Пугачевой не имел никакого отношения, а в Иркутск поехал ради возможности купить дефицитные вещи. Однако, как указано в приговоре, вина Бендерского и Гильбо была доказана, в том числе показаниями Аллы Пугачевой и Льва Лещенко.
Уголовное дело — показания Аллы Пугачевой. Фото: Людмила Колодежная
Уголовное дело — показания Аллы Пугачевой. Фото: Людмила Колодежная
Из показаний свидетеля А.Б. Пугачевой в Иркутском областном суде: "У нас был вынужденный перерыв в работе над фильмом "Женщина, которая поет", и вот в это время появился Иркутск… Как-то ко мне домой пришел Марк Наумович Бендерский и с ним был Гильбо. Возник разговор о возможности моей поездки в Иркутск. Концертов в Иркутске у нас было много… Гильбо как-то пригласил меня к себе в номер, там у него в шкафу были дубленки, и еще в номере были диктофоны и четыре магнитофона. Гильбо сказал мне: "Выбирай". Я отказалась, так как у меня не было денег. Но Гильбо предложил мне пальто как подарок. Примерно через два дня я заняла деньги у своей тети, которая была моим костюмером, и купила дубленку и японский магнитофон у Гильбо".
Алла Борисовна заверила суд, что зарплату за поездку получила тут же, в Иркутске, от музыкального руководителя ансамбля "Ритм" Александра Авилова. Дополнительную оплату за выступления ей никто никогда не предлагал.
Уголовное дело . Фото: Людмила Колодежная
Кстати, как вспоминает судья Варвара Васильевна Макарова, в судебное заседание в Иркутске свидетель Алла Пугачева явилась по первому требованию. А вот Льва Лещенко пришлось вызывать неоднократно. Из-за плотного гастрольного графика певец приехал в суд не сразу. Давая показания, Лев Лещенко подтвердил, что его концерты, хоть и были внеплановыми, собирали полные залы. Он, как и Алла Пугачева, сказал, что дополнительную оплату не получал. При этом артист посетовал: организация гастролей – дело непростое и хлопотное.
Уголовное дело — показания Льва Лещенко. Фото: Людмила Колодежная
Из показаний свидетеля Л.В. Лещенко: "Мои концерты прошли успешно, зрителей было много. Об акте сжигания билетов на мои концерты я ничего не знаю… В одном из интервью я говорил, что расходы по организации гастролей не окупаются. Например, я покупаю на свои деньги ткань на костюмы ансамблю. Администраторам тоже не хватает денег. Очень трудно устроить коллектив в гостиницу, где нет мест".
Уголовное дело. Фото: Людмила Колодежная
Приговор по громкому делу гастролеров
Приговор по уголовному делу гастролеров был вынесен Иркутским областным судом 25 ноября 1982 года. Все подсудимые были признаны виновными в хищении государственной собственности в особо крупном размере (ст. 93-1 УК РСФСР).
К самому большому сроку заключения – 13 годам лишения свободы с конфискацией имущества – суд приговорил Марка Бендерского, главного администратора Московской областной филармонии. Остальные фигуранты дела были осуждены на сроки от 3 до 10 лет лишения свободы. Небольшой срок получил тогда и директор Иркутской областной филармонии Владимир Шагин.
Приговор был обжалован в вышестоящей инстанции – Верховном Суде РСФСР. Однако судебная коллегия по уголовным делам высшего суда страны оставила его без изменений.
К сожалению, фотографий с резонансного судебного заседания в Иркутске в материалах уголовного дела не сохранилось.