Законопроекты администрации Иркутска о передаче с 1 января 2017 года в бюджеты городских округов дополнительных налоговых доходов могут привести к расколу внутри Ассоциации мэров муниципальных образований региона, заявил источник в облправительстве. По мнению замдиректора Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Надежды Грошевой, проекты законов ставят в неравные условия городские округа и муниципальные районы, поскольку не предусматривают изменение нормативов отчислений для МР. К тому же мэрия областного центра достаточно поздно внесла документы в региональный парламент. Переформирование основных параметров региональной казны на следующий год в столь сжатые сроки практически невозможно просчитать и обосновать. Это, в свою очередь, может привести к срыву сроков принятия бюджета Иркутской области, сообщает ИА IrkutskMedia.
Законопроекты, внесенные в областной парламент администрацией Иркутска, предполагают передать в бюджеты городских округов единые нормативы отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на год раньше – с 1 января 2017 года. Кроме того, предлагается добавить городским округам еще 3% НДФЛ, мобилизуемого в местные бюджеты. На данный момент ставка составляет 26,5%.
Как отметила Надежда Грошева, согласно ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, при внесении изменений в бюджетное законодательство необходимо сделать поправки в законы о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов. В частности, для бюджета Иркутской области необходимо найти дополнительные источники компенсации выпадающих доходов, которые, по предварительным расчетам, составят около 1,7 млрд рублей, либо сократить отдельные статьи расходов казны. Проекты бюджета Иркутской области и территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, предлагаемые корректировки потребуют пересмотра не только бюджета на следующий год, но и на плановый период до 2019-го.
— Данные законопроекты внесены достаточно поздно. Законодательством установлен срок внесения проекта закона "Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов" 14 ноября. Следовательно, переформирование основных параметров региональной казны на 2017 год в такие сжатые сроки практически невозможно просчитать и обосновать, что может привести к срыву сроков принятия закона об областном бюджете. Можно рекомендовать рассмотрение данных проектов законов в первой половине 2017 года в рамках формирования бюджета на 2018 и последующие годы, – сказала заместитель директора Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Надежда Грошева.
Кроме того, она сообщила, что перераспределение доходных источников в пользу группы муниципальных образований станет, несомненно, полезно для данных МО. При этом потеря доходной составляющей регионального бюджета должна будет компенсироваться сокращением определенных статей расходов, в том числе направляемых на поддержку муниципальных образований. Данные последствия должны быть тщательно просчитаны. К тому же необходимо обосновать кумулятивный социально-экономический эффект. Это требует проработки таких корректировок с другими муниципальными образованиями.
— На наш взгляд, должен действовать единый подход к формированию доходной базы бюджетов МО. В случае распространения предложенных законодательных инициатив на муниципальные районы выпадающие доходы областного бюджета могут составить 2,4 млрд рублей, – добавила эксперт.
Помимо этого, заместитель директора Байкальской международной бизнес-школы отметила, что для развития Иркутска существует специализированная адресная поддержка на выполнение функций областного центра. По мнению эксперта, можно рекомендовать рассмотреть вопрос об увеличении данной формы поддержки с обоснованием направлений использования средств.
Между тем источник в правительстве Иркутской области уточнил, что в случае принятия предложенных законопроектов выпадающие доходы областного бюджета по "упрощенке" составят в 2017 году 840 млн рублей, по НДФЛ – 880 млн рублей. Из них Иркутску достанется 1 млрд 45 млн рублей. На все остальные городские округа остается всего 675 млн рублей.
— А, собственно говоря, заслужило ли руководство областного центра полумиллиардную надбавку по тому же НДФЛ? По динамике поступлений этого налога в муниципальные образования за девять месяцев текущего года Иркутск занимает скромное 28-е место, показывая 105,1%. К примеру, маленький Свирск дал 149,4%. При этом по двум иркутским законопроектам ему перепадет всего… 7 млн рублей. В среднем по области показатель динамики поступлений НДФЛ в местные бюджеты составляет 108,2%, – прокомментировал корр. агентства источник в облправительстве.
Также Надежда Грошева заявила, что в представленном виде законопроекты не предусматривают изменение нормативов отчислений для муниципальных районов, ставя в неравные условия городские округа и МР. А это уже политический аспект, ведущий к расколу внутри Ассоциации мэров муниципальных образований Иркутской области, отметил источник в "сером доме".
Напомним, мэр Иркутска Дмитрий Бердников выступил за изменение межбюджетных отношений в пользу города. Градоначальник рассказал на встрече с депутатами Законодательного собрания Приангарья о выгоде, которую может получить областной центр в случае изменения ставок налоговых отчислений. Дмитрий Бердников назвал ряд условий, выполнение которых позволит увеличить доходную часть бюджета муниципалитета и решать актуальные для горожан вопросы на качественно новом уровне.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Мэр Иркутска: Назрела необходимость поменять суть межбюджетных отношений