Комитет по экологии и охране окружающей среды Госдумы опасается негативных последствий в случае реализации инициативы Минсельхоза разрешить добычу байкальской нерпы. По этому поводу комитет обратился в Минюст и Генпрокуратуру с просьбой провести экспертизу проекта. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на "Российскую газету".
Право охоты на байкальскую нерпу предлагается вернуть в опубликованном проекте приказа министерства. Отметим, что Минсельхоз предлагает ряд условий. В частности, запрет на добычу будет распространяться на кормящих самок байкальской нерпы и детенышей на стадии белька. При этом убивать животное будет запрещено на плаву, а также на плавающих льдинах — с использованием огнестрельного оружия, гладкоствольных ружей, а также крючковой снасти. Охотиться на нерпу можно будет в определенное время и определенных местах.
В комитет уже поступили десятки обращений граждан, которые просят не допустить истребления байкальской нерпы.
Напомним, запрет на вылов нерпы был введен федеральным правительством в 2007 году. Спустя 10 лет – в феврале 2018 года – Росрыболовство публично заявило о планах по возвращению промышленного лова байкальского эндемика с ремаркой о повышенных темпах роста численности вида. Минсельхозпрод соседней Бурятии тогда подтвердил, что стремительное увеличение популяции нерпы может угрожать рыбной отрасли республики, поскольку байкальский тюлень питается бычками, голомянкой и омулем.
По мнению чиновников Бурятии, чтобы решить данную проблему и не нанести урон популяции нерпы, необходимо разрешить ее промышленную добычу в 4-5 тысяч голов в год.
В Байкальском филиале Госрыбцентра инициативу поддержали, объявив, что запрет на лов нерпы 10-летней давности ввели "без всяких на то оснований, под давлением экологов", в частности Гринпис. Реакцию прибайкальских ученых на категоричный запрет ловли нерпы в свое время госучреждение даже охарактеризовало как "удивление".
"На сегодня численность нерпы достигает 130 тысяч голов. Когда вводился запрет на лов нерпы, численность составляла примерно 90 тысяч. Поэтому сейчас есть возможность разрешить промышленный отлов определенного количества нерпы – экосистеме Байкала это не повредит", – сообщил старший научный сотрудник Байкальского филиала Госрыбцентра Андрей Варнавский.
К слову, свою инициативу чиновники и ученые от правительства пытаются связать с ЧП, произошедшим на Байкале осенью прошлого года. В октябре-ноябре на побережье озера нашли 141 тушу погибшей нерпы. Взятые пробы точного ответа на вопрос о причинах массовой гибели нерп не дали. Специалисты только подтвердили, что опасных вирусов, паразитов или явных патологий у погибших не было. Тем не менее, авторы идеи возобновления промышленного отстрела нерпы часто используют это происшествие в качестве аргумента в поддержку своей идеи, заявляя о том, что численность байкальского тюленя якобы достигла максимума, и популяции уже требуется искусственная регуляция со стороны человека.
"Во-первых, нет точных данных о численности нерпы. Все выкладки, цифры – это примерные теоретические расчеты, к действительности имеющие весьма отдаленно отношение. Пока не будут проведены тщательные исследования, оперировать какими-либо цифрами не научный подход. Во-вторых, хищники всегда сами регулируют популяцию своего вида. Это копытные, к примеру, могут так увеличить численность, что их кормовая база будет подорвана. У хищных видов такого никогда не наблюдалось: природы вводит свои механизмы. К примеру, плодовитость падает. Так что мое мнение: оставьте нерп в покое – они сами все урегулируют", — заявил председатель Иркутского отделения российского социально-экологического союза, кандидат биологических наук Виталий Рябцев.
Экологов активно поддерживают местные жители. В середине марта жители Бурятии, возмущенные инициативой министерства, создали петицию с просьбой защитить байкальский эндемик. Предложение нашло множество сторонников и в Приангарье. За полмесяца инициатива против возобновления промышленного лова нерпы собрала более 250 тысяч подписей.
Примечательно, что главные интересанты в деле возрождения промысла нерпы – охотники Прибайкалья – в предложении минсельхоза и госрыбцентра не видят особого смысла.
"Упомянутые 3-4 тысячи голов в год для целой промышленной отрасли – ни о чем. Подобные цифры раньше делала одна эвенкийская община. Семья охотников в год забивала на прокорм не больше трех нерп, четыре – это была большая редкость. Так и оставьте ее только для любительского лова исконным охотникам, для которых это традиционный промысел. Промышленный лов – это совсем другие цифры, для которых в нашей области и соседней республике уже нет инфраструктуры: зверофермы, на которых соболей и норок кормили мясом нерпы, почти все позакрывали. А для обработки шкур даже указанных объемов уже много – этим процессов нигде в Прибайкалье пока не занимаются. А смысл возрождать такие предприятия? На Западе меховая индустрия стремительно снижает объемы: мех носить уже немодно. Постепенно и в Россию такое отношение приходит", – сказал председатель Ольхонского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов и потомственный охотник Юрий Ламанов.
Как ранее сообщало ИА IrkutskMedia, 141 мертвую нерпу обнаружили на берегу Байкала в Иркутской области и Бурятии в конце октября 2017 года. Предварительной версией гибели являлась естественная смерть. По словам западно-байкальского межрайонного прокурора Алексея Калинина, предварительные исследования показали, что желудки погибших на Байкале нерп были не заполнены: нормально животные не питались. Надзорное ведомство рассматривало две версии гибели нерп – антропогенную и научную.
Предварительно было получено заключение, что чумы плотоядных у животных не обнаружено. Данный факт корр. агентства подтвердили в пресс-службе Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия.
Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проводилась проверка по факту массовой гибели нерп. Лимнологическим институтом СО РАН с целью проведения углубленных научных исследований на место происшествия была организована экспедиция. К проверке были подключены специалисты Ангаро-Байкальского территориального Управления Росрыболовства, ФГБНУ "Госрыбцентр" и ФГБУ "Главрыбвод", Службы ветеринарии Иркутской области, Байкальского Управления Росприроднадзора, Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия, научных сотрудников ФГБУ "Заповедное Прибайкалье".
Кстати, жители поселков на юге Байкала, где были найдены мертвые нерпы, забирали туши для кормления домашних животных. Специалисты службы ветеринарии информировали население, чтобы не допустить введения режима ЧС и распространения каких-либо инфекций, которыми могли заразиться погибшие млекопитающие.
Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области планировало попросить у Минприроды и Минсельхоза РФ деньги на масштабное исследование Байкала из-за гибели нерп. Лимнологический институт СО РАН должен был подготовить сметную документацию.
Эксперты по итогам лабораторных исследований пришли к выводу, что 80% нерп, найденных мертвыми на Байкале, были беременными.
Также Росприроднадзор сообщал, что концентрация загрязняющих веществ в местах гибели нерп на Байкале не превышает значений предельно допустимых норм. Пробы воды отбирались на юге Байкала в районе мыса Толстый, а также вблизи Кругобайкальской железной дороги.
Ранее Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура сообщала, что антигены энтерита и парвовирусного гепатита выявлены у погибших нерп. Органами ветеринарии отобрано 15 проб патологического материала у 14-ти нерп. Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой завершена проверка, организованная в связи с массовой гибелью байкальской нерпы.
Между тем заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов обратился к министру природных ресурсов Сергею Донскому с предложением о трудоустройстве освободившихся после запрета на промышленный вылов омуля в 2017 году рыбаков. Замглавы ведомства считает, что необходимо разрешить промысел нерпы, который был запрещен в 2007 году, и тем самым обеспечить работой местных жителей. Этот вопрос был озвучен на заседании Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал 2 февраля.
Инициатива по возобновлению охоты на байкальских нерп вызвала негативную реакцию жителей Бурятии. Одна из местных жительниц создала петицию на сайте Change.org, где она просит спасти исчезающий вид животного. На данный момент документ собрал свыше 270 тысяч подписей.
Министерство сельского хозяйства России опубликовало проект приказа о корректировке правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна. Нововведение разрешит промышленный отстрел нерпы на Байкале, что, по замыслу авторов, должно обеспечить Приангарье и Бурятию ценными жиром и мехом, а саму популяцию спасти от подрыва кормовой базы. Однако эксперты сомневаются, что инициатива решит обе задачи.