Сухая или влажная чистка: 3 простых способа уберут грязь с обуви легким движением
18 апреля, 09:00
"ИрАэро" запустит прямые рейсы между Иркутском и Москвой
11:42
В Ангарске осудили троих мужчин за незаконную рубку леса на 10 млн рублей
11:35
Важен вклад каждого: как инициативные проекты помогают делать Приангарье лучше
11:25
Экс-подрядчика по строительству школы № 75 в Иркутске внесли в реестр недобросовестных
11:15
Иномарка несколько раз перевернулась и улетела в кювет в Осинском районе
11:05
Наказание вплоть до уголовного: это растение запретят выращивать на дачных участках
11:00
Житель Приангарья погасил долг по алиментам, находясь в зоне СВО
10:54
Удаленные сотрудники на 16% реже меняют работу, чем офисные
10:45
Полицейские из Иркутской области поймали в Новосибирске серийного мошенника
10:30
В Иркутской области наблюдается устойчивый тренд на снижение заболеваемости ВИЧ-инфекцией
10:08
Двух экс-полицейских из Иркутска обвинили в получении взяток на 2,2 млн рублей
09:41
Мэр Иркутского района стал жертвой хакеров
09:27
Съешьте это немедленно: всего 1 кусочек этого овоща и зрение будет как у снайпера
09:00
12 жильцов вывели из пятиэтажки в Шелехове из-за сильного задымления при пожаре
07:23
Тело женщины обнаружили на пожаре в шелеховской пятиэтажке
01:15
Елена Крыжановская: В послании губернатора Приангарья особая роль уделена культуре 18 апреля, 22:48
Мэр Иркутска: Игорь Кобзев четко обозначил ориентиры работы на ближайшие годы 18 апреля, 21:39
Исполняющий обязанности мэра Саянска пополнил ряды участников праймериз ЕР 18 апреля, 20:34
Политики и общественники прокомментировали ежегодное послание губернатора Приангарья 18 апреля, 19:25
Депутаты Иркутской области отметили четкость и информативность послания губернатора 18 апреля, 18:52
Спикер Заксобрания Приангарья прокомментировал послание губернатора 18 апреля, 18:09
Члены фракции ЕР оценили ежегодное послание губернатора Приангарья 18 апреля, 17:38
СберСтрахование жизни оказало помощь заемщикам в Приангарье на 140,7 млн рублей 18 апреля, 16:30
Механизмы реализации энергетической стратегии определят по поручению главы Приангарья 18 апреля, 13:41
Доверить инвестиционные решения цифровому помощнику готовы 19% сибиряков 18 апреля, 13:08
Губернатор Иркутской области выступит с ежегодным посланием 18 апреля, 09:43
Спикер Думы Иркутска поделился в ЗС региона опытом реализации инициативных проектов 17 апреля, 20:16
Инициативные проекты жителей получат еще большую поддержку в Иркутской области 17 апреля, 19:08
20 млн россиян воспользовались мобильными сервисами Сбера по противодействию мошенникам 17 апреля, 17:34
ВТБ назвал регионы-лидеры по числу дистанционных сделок с ипотекой 17 апреля, 17:30

Коротко о важном: что решил III Съезд депутатов представительных органов Иркутской области

Делегаты рассмотрели самые острые проблемы региона в рамках пяти секций
26 апреля 2018, 13:10 Политика
III Съезд депутатов представительных органов Иркутской области Пресс-службу Заксобрания Иркутской области
III Съезд депутатов представительных органов Иркутской области
Фото: Пресс-службу Заксобрания Иркутской области

III Cъезд депутатов представительных органов Иркутской области прошел 24-25 апреля в столице региона. На мероприятии депутаты представительных органов муниципальных образований Приангарья обсудили наиболее острые и злободневные вопросы, стоящие на сегодняшний день в сферах общественного и экономического развития региона. При обсуждении депутаты исходили из необходимости создания в Иркутской области эффективной системы МСУ, а это требует формирования концептуальных подходов к построению организации власти и управления на местах. Определяющими факторами в этом процессе становятся требования федерального законодательства, социально-экономическая эффективность и особенности современной организации самоуправления. ИА IrkutskMedia изучило резолюцию съезда и тезисно представляет ее своим читателям.

Экономическое развитие

Почему это важно?

Сложившаяся экономическая ситуация и федеральное законодательство, которое постоянно меняется в сторону увеличения полномочий муниципалитетов, не позволяют "подарить" МО финансовую самостоятельность. Есть комплексные проблемы, которые мешают развитию инвестиционного потенциала области: отток квалифицированных трудовых кадров; изношенность основных фондов и инфраструктуры; ориентированность областной экономики на добычу и экспорт ресурсов, а не на создание продуктов с высокой добавочной стоимостью; низкая инновационность выпускаемой продукции и ряд других.

Вопрос доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам для целей развития бизнеса остается нерешенным, а недостаточное внимание регуляторов к специфике деятельности малого и среднего бизнеса снижает уровень доверия предпринимателей к власти, что способствует его уходу в теневой сектор экономики.

Что делать?

Для решения задач экономического развития области в депутаты рекомендуют органам исполнительной власти создать условия для сокращения дефицита социальной инфраструктуры и сдерживания оттока населения; создать отдельные виды транспортной, инженерной и энергетической инфраструктур; обеспечить долгосрочные благоприятные условия для инвестиций, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства; выполнить программы комплексного развития моногородов, в том числе реализовать инвестпроекты с привлечением действующих мер поддержки; в целях привлечения инвестиций способствовать созданию и развитию ТОСЭР в моногородах; использовать на территориях моногородов инструменты поддержки и развития малого и среднего бизнеса; провести анализ реализации областных госпрограмм в целях выработки мер по повышению их эффективности; совершенствовать законодательство Иркутской области в целях улучшения условий для бизнеса и принять меры по повышению доступности для него кредитов.

Органам МСУ рекомендуется активизировать работу по улучшению инвестиционного климата, в том числе оптимизировать процедуру предоставления инвесторам земли, находящихся в муниципальной собственности; принять меры, направленные на увеличение экономического и налогового потенциала моногородов; продолжить работу по формированию благоприятной среды для развития бизнеса, в том числе по снижению административных барьеров.

Межбюджетные отношения

Почему это важно?

Проблема совершенствования межбюджетных отношений на современном этапе стала одной из самых актуальных. Бюджеты большинства МО Иркутской области несбалансированы и имеют низкую доходную наполняемость. В связи с этим появляется нобходимость разработки комплекса мер по укреплению доходной базы местных бюджетов и стимулированию органов МСУ к наращиванию собственного налогового потенциала.

Таким инструментом, например, является пересмотр нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов (к примеру, налога на прибыль), зачисление отдельных платежей в местные бюджеты (к примеру, зачисление в местный бюджет городского поселения штрафов), законодательное изменение положений Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих право субъектов Российской Федерации устанавливать единые нормативы отчислений от неналоговых доходов.

Также органами местного самоуправления отмечается, что переход на программный метод формирования и исполнения местных бюджетов позволяет более прозрачно отражать расходы и эффективно использовать бюджетные средства.

Одновременно местные власти отмечают положительные результаты реализации программы инициативного бюджетирования "Народные инициативы".

Что делать?

Для решения поставленных задач депутаты предлагают правительству Иркутской области провести комплексный анализ установленных единых и дополнительных нормативов отчислений, изучить практику субъектов РФ в этом направлении; в целях снижения рисков неисполнения расходных обязательств продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений; обеспечить анализ эффективности и результативности использования межбюджетных трансфертов; рассмотреть возможность снижения уровня софинансирования для отдельных видов субсидий; уделить особое внимание оказанию финансовой помощи поселениям и разработать комплекс мер поддержки и развития поселений; комплексно проработать вопрос расширения сфер применения инициативного бюджетирования в Иркутской области.

Органам местного самоуправления Приангарья рекомендовано продолжить работу по совершенствованию муниципальных программ; продолжить реализацию дополнительных мер по увеличению налоговых и неналоговых доходов; продолжить реализацию мероприятий по эффективному использованию муниципального имущества; продолжить погашение задолженностей по бюджетным кредитам; активизировать работу по сокращению неформальной занятости; заключать соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с хозяйствующими субъектами, развивать институт муниципально-частного партнерства; обмениваться опытом в сфере эффективности бюджетных расходов, осуществляемых органами местного самоуправления.

Законодательное собрание, в свою очередь, должно будет рассмотреть вопросы о подготовке федеральных инициатив в части изменения нормативов отчислений, установленных в Бюджетном кодексе РФ; в части пересмотра размеров отчислений от отдельных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и в части законодательного закрепления права субъектов РФ устанавливать единые нормативы отчислений от неналоговых доходов.

Социальная сфера

Почему это важно?

В Иркутской области наблюдается тенденция снижения рождаемости: за 5 лет, с 2012 по 2016 год, рождаемость в Иркутской области снизилась на 7,9%. В сложившихся условиях особую важность приобретает стимулирование рождаемости как фактора сохранения демографического роста. Доступность медицинской помощи также была обсуждена на заседании III Съезда депутатов представительных органов Иркутской области.

Важнейший аспект реформы здравоохранения – доступность медицинской помощи для населения.Недостаточная доступность медицинской помощи приводит к росту числа пациентов с хроническими заболеваниями, увеличению инвалидизации и смертности населения. Наиболее актуален данный вопрос для сельской местности, отдаленных и труднодоступных местностей.

Недостаток медицинских работников вызывает снижение доступности, качества и объемов медицинской помощи, приводит к увеличению сроков ожидания диагностических исследований и оказания плановой медицинской помощи, в результате растет количество обоснованных жалоб на невозможность своевременного получения медицинской помощи. Кроме того, дефицит медицинских кадров как основного ресурса в предоставлении медицинских услуг приводит в целом к снижению удовлетворенности населения медицинской помощью, к снижению эффективности деятельности организаций здравоохранения. Принимаемые в настоящее время меры по привлечению медицинских работников не обеспечивают достижение целей устранения дефицита медицинских кадров в Иркутской области.

III Съезд депутатов представительных органов Иркутской области

III Съезд депутатов представительных органов Иркутской области. Фото: Пресс-служба Законодательного собрания Иркутской области

Для улучшения ситуации требуется принятие дополнительных мер, так как в ближайшие годы потребность во врачебных кадрах будет сохраняться по причинам естественного старения населения и миграционных процессов. Депутаты призывают объединить усилия при осуществлении профилактики социально значимых заболеваний.

В качестве одной из приоритетных задач органов госвласти Иркутской области и органов местного самоуправления в сфере труда необходимо обозначить поэтапное введение дифференциации в оплате труда работников бюджетной сферы, учитывающей их квалификацию, сложность, количество, качество и условия выполняемой работы.

Серьезную обеспокоенность депутатов вызывает дефицит кадров, сложившийся по отдельным специальностям и профессиям, в частности, это касается специалистов сферы образования и здравоохранения, инженерно-технических кадров и рабочих специальностей. В связи с этим органам государственной власти Иркутской области и органам местного самоуправления необходимо повысить эффективность работы по привлечению и закреплению специалистов в местности, где наблюдается дефицит работников по отдельным специальностям и профессиям, в том числе в сельскую местность и отдаленные районы Иркутской области.

Несмотря на все принимаемые органами государственной власти меры, показатели, определяющие уровень развития физической культуры и спорта в Иркутской области, отстают от всероссийских и показателей субъектов Сибирского федерального округа. В связи с этим органам государственной власти Иркутской области и органам местного самоуправления необходимо выработать дополнительные меры, направленные на развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в регионе, в том числе активное строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и плоскостных спортивных сооружений шаговой доступности.

Что делать?

Депутаты рекомендуют правительству Иркутской области пересмотреть нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере профессионального образования; внедрять в профессиональных образовательных организациях практико-ориентированные модели обучения; совершенствовать механизмы мониторинга текущих и перспективных кадровых потребностей регионального рынка труда; при формировании инвестиционных программ и проектов предусматривать задания по кадровому обеспечению создаваемых производств; повышать эффективность работы по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти по вопросам сохранения и развития вузов Иркутской области; повысить доступность услуг учреждений культуры; продолжить реализацию социальной политики, направленной на обеспечение демографического роста; совершенствовать региональную систему предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, путем введения адресности их предоставления; обеспечивать доступность медицинской помощи; объединить усилия при осуществлении профилактики социально значимых заболеваний.

Развитие местного самоуправления

Почему это важно?

Депутаты отмечают необходимость дальнейшей работы по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления. Подходы к установлению общих принципов организации местного самоуправления сохранялись практически в неизменном виде более 10-ти лет. Новый этап развития местного самоуправления связан главным образом с принятием изменений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Несмотря на значительные корректировки принципов участия субъектов РФ в муниципальной практике в сторону их расширения, с уверенностью можно констатировать: основные институциональные подходы к организации местного самоуправления в целом стабильны, при этом правовое регулирование достаточно разработано и позволяет решать практически все вопросы.

Территориальная организация местного самоуправления выступает в качестве одного из видов организации территории государства, при этом очевидно, что законодательством недостаточно четко определено, как оно соотносится с некоторыми другими его видами. Фактически единственным законодательным актом в этой сфере в настоящее время остается Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР". Иных, более современных ориентиров в части отнесения населенных пунктов к категории городов, рабочих, курортных и дачных поселков, сельских населенных пунктов, включения населенных пунктов в состав городов и поселков в настоящее время нет.

III Съезд депутатов представительных органов Иркутской области

III Съезд депутатов представительных органов Иркутской области. Фото: Пресс-служба Законодательного собрания Иркутской области

Однако недавно был приняты поправки в федеральный закон об МСУ расширившие возможности создания городских округов на территориях нескольких населенных пунктов. Предполагается, что границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры. Тем самым подчеркивается, что статусом единого городского округа должна наделяться не любая совокупность населенных пунктов, а представляющая собой единый хозяйственный организм. По сути, эти нормы ориентированы на агломерации, складывающиеся на плотно заселенных территориях страны, где населенные пункты постепенно срастаются друг с другом и между ними остаются лишь условные административные, исторические границы.

Для решения задач по обеспечению устойчивого развития местного самоуправления органы МСУ должны иметь возможность самостоятельно или во взаимодействии с органами госвласти региона исполнять закрепленные за ними полномочия по вопросам местного значения.

Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию предложил развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населенных пунктов. Депутаты безусловно, поддерживают подготовку и внесение в правительство РФ проектной инициативы о "разработке стратегии социально-экономического развития макрорегиона в границах Сибирского федерального округа на долгосрочный период (2020 – 2030) и плана мероприятий по ее реализации".

Что делать?

Для достижения целей и решения задач устойчивого развития муниципальных образований Иркутской области необходимо дальнейшее совершенствование института местного самоуправления по следующим направлениям: совершенствование форм организации местного самоуправления; комплексный учет сбалансированности доходных источников и расходных полномочий; регулярный анализ проблем в сфере организации местного самоуправления и разработка действенных механизмов для решения выявленных проблем; расширение вариативности форм организации местного самоуправления; привлечение органов местного самоуправления к разработке и реализации мероприятий по устойчивому развитию МО; развитие и поддержка деятельности органов ТОС и сельских старост; развитие форм межмуниципального сотрудничества.

Для реализации данных направлений органам государственной власти Российской Федерации и Иркутской области необходимо сосредоточить усилия над уточнением полномочий органов госвласти и МСУ посредством мониторинга расходных обязательств, оптимизации системы и укрепления материально-технической базы органов МСУ, введения дополнительных механизмов привлечения граждан к участию в государственном и муниципальном управлении.

Органы госвласти Приангарья должны создать условия для совершенствования кадрового и методического обеспечения деятельности органов МСУ, проводить регулярный мониторинг доступности муниципальных услуг, создать стимулы для оптимизации численности муниципальных служащих и содействовать пересмотру существующих границ поселений с учетом требований доступности муниципальных услуг.

Органам МСУ рекомендовано обеспечить проведение регулярных публичных отчетов, активнее вовлекать жителей в деятельное участие в местном самоуправлении, более активно использовать медиа-ресурсы и распространять лучшие практики поддержки и развития гражданской активности.

Экология и природопользование

Почему это важно?

Одной из основных проблем в области лесного хозяйства на современном этапе стали масштабные пожары, которые каждый год уничтожают тысячи гектаров леса, распространяясь и на жилые районы, приводя к человеческим жертвам в силу недоступности лесных участков для проведения мероприятий по лесовосстановлению, отсутствия дорог. Другой серьезной проблемой является несвоевременное и некачественное проведение противопожарных мероприятий при выполнении лесовосстановления. Следующей по значимости серьезной проблемой является гибель лесов вследствие ущерба от незаконных рубок.

Наиболее остро стоит вопрос в сфере обращения с отходами. Существует ряд вопросов, связанных со сбором, транспортировкой, утилизацией ТКО. Также не остается без внимания вопрос раздельного сбора мусора, создания пунктов приема макулатуры, батареек, энергосберегающих ламп и другого, использования современных технологий при решении задач по сбору и переработке мусора. Особое внимание необходимо уделить проблеме несанкционированных свалок.

От состояния агропромышленного комплекса (обеспечение внутреннего рынка отечественным продовольствием) зависит развитие экономики, уровень жизни населения в Иркутской области. Одним из критериев удовлетворенности условиями и характеристиками жизни в регионе является потребление основных продуктов питания на душу населения. Указанный признак не достиг рациональной нормы. Сельское хозяйство области характеризуется также тем, что значительная часть валового производства сельскохозяйственной продукции приходится на личные подсобные хозяйства.

Нельзя не сказать и еще об одной из важнейших проблем – это обеспечение населения Иркутской области чистой питьевой водой. Наблюдается резкое различие по обеспеченности питьевой водой в разных районах области. В целом Иркутская область с избытком обеспечена водой.

Что делать?

В целях решения обозначенных проблем депутаты рекомендуют правительству Иркутской области привлекать недобросовестных арендаторов лесных участков к ответственности; тщательнее готовиться к пожароопасному сезону 2018 года; контролировать обоснованность, законность и качество санитарных рубок; обеспечить очистку мест незаконных рубок; предусмотреть в госпрограммах Иркутской области средства для покупки в лизинг оборудования для обращения с ТКО и предоставить его лицензированным перевозчикам на льготных условиях; выработать единый подход и упростить порядок оформления площадок для свалок в МО; разработать стратегию развития сельского хозяйства; разработать водную стратегию Иркутской области на среднесрочную и долгосрочную перспективы, согласовывать мероприятия, проводимые в Иркутской области в сфере водохозяйственного комплекса, с целями, определенными водной стратегией Иркутской области; активизировать работу по лесовосстановлению; определить резервные источники водоснабжения для Усолья-Сибирского, Свирска, Братска и провести модернизацию и внедрение современных эффективных технологий, улучшающих химический состав воды.

Депутаты выражают надежду на конструктивное взаимодействие органов МСУ и госвласти всех уровней и институтов гражданского общества в целях успешного и эффективного развития местного самоуправления в Иркутской области.

1524737428