Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного собрания Приангарья принял решение не увеличивать сумму субсидии для областного центра из бюджета региона в 11 раз. Вместо этого Иркутск получит 1% от суммы своих доходов, то есть в пять раз больше, чем ранее. При этом губернатор Иркутской области Сергей Левченко предлагал привязать сумму трансферта к доходам городского бюджета – определять размер ежегодной субсидии исходя из суммы положительной разницы между доходами Иркутска за текущий и предыдущий финансовые годы. Однако предложение главы региона не прошло, так как меняет "изначальную концепцию закона". Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова сообщила, что губернатор предлагал привязать объем субсидии к положительной разнице налоговых и неналоговых доходов Иркутска между текущим и предшествующим финансовыми годами. Однако эта инициатива была встречена "в штыки", так как, по мнению правового управления ЗС, поправка "принципиально меняет подход предоставления субсидии".
Представитель администрации Иркутска обратила внимание, что поправка губернатора предусматривает передачу разницы, которая определяется "в сопоставимых условиях". При этом нет методики, позволяющей определить эти сопоставимые условия. Наталия Бояринова ответила, что понятие "сопоставимые условия" определено и уже "обкатано" на передаче 30% налога УСН и 5% по акцизам на нефтепродукты.
"Чтобы исключить увеличение объема на суммы, не связанные с работой муниципального образования, направленной на повышение собственного налогового потенциала, нужна корректировка статьи, которая и была внесена", — сказала Наталия Бояринова.
По мнению представителя губернатора и правительства Иркутской области в Законодательном собрании Романа Буянова, предложенная поправка не меняет закон концептуально, а лишь предлагает альтернативный механизм определения размера субсидии.
Заместитель мэра — председатель комитета по бюджетной политике и финансам администрации Иркутска Альфия Валиулина заметила, что предложение губернатора стимулирует городские власти наращивать доходную базу, но для этого есть и другие механизмы.
"Не надо выделять Иркутск и заставлять нас стимулировать доходы. Этот закон другого порядка — он регулирует отношение области и столицы. Наше мнение — не надо закладывать в нее принцип стимулирование. Во-вторых, если принять эту поправку, то мы никогда не достигнем тех объемов трансфертов, которые выделяет областной бюджет. Прирост наших доходов в прошлом году, по отношению к позапрошлому, составил всего 175 млн рублей", — рассказала Альфия Валиулина.
Министр финансов ответила, что в законе прописана граница, ниже которой субсидия точно не "упадет".
Мнение высказал и представитель муниципальных образований — мэр Зимы Андрей Коновалов, который представил позиции других районов и городов Иркутской области по поводу изначальной версии закона.
"36 мэров высказались против таких инициатив, понимая, что это негативно скажется на межбюджетных трансфертах. Сегодня в наших бюджетах даже нет достаточной суммы для выплаты зарплат до конца года. Мы понимаем, что это единая система и расбалансировать ее нельзя", — заявил Андрей Коновалов.
Следом слово взял один из авторов законопроекта, депутат Эдуард Дикунов. Он заявил, что этот закон не касается всех мэров и их мнение здесь учитываться не может.
"Это вопрос не межбюджетных отношений и он никак не затрагивает интересов Ассоциации муниципальных образований. АМО, наверное, не имеет даже достаточных правовых оснований высказываться по этому законопроекту. Почему? Потому что он не уменьшает размер межбюджетных трансфертов и не влияет на методику их расчета. Принимать закон необходимо, а дискуссионный вопрос — только в сумме", — заявил Эдуард Дикунов.
Ни один из членов комитета не проголосовал за поправку губернатора.
Вторая поправка главы региона предлагает перенести срок вступления данной нормы в силу с 1 января 2019 года. Эта инициатива не вызвала нареканий и была принята депутатами без обсуждений.
В итоге объем субсидий решено было повысить не до 2,2%, а до 1%. Это предусматривала третья поправка к законопроекту, внесенная группой депутатов от "Единой России".
Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что еще одна межбюджетная война может развернуться в в Приангарье из-за инициатив мэров Ангарска и Братска о внесении изменений в закон "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты". В соответствии с этими поправками предполагается увеличить поступления от УСН в пользу муниципалитетов второго уровня (как городов, так и районов) на 20% (с 30% до 50%), а также увеличить поступления от НДФЛ на 5% (только для городских округов). Таким образом, средства в размере 4,2 млрд рублей будут изъяты из областного бюджета и распределены между муниципалитетами, но далеко не в равных долях. Иркутск, Ангарск и Братск претендуют на 78% от всей суммы, то есть на 3,276 млрд рублей. По словам мэра Саянска Олега Боровского, чья публикация в социальной сети Facebook и привлекла внимание ИА IrkutskMedia, в заключении Ассоциации муниципальных образований Приангарья представлена не совсем объективная информация об отношении глав МО к этой инициативе. Как говорила министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, еще прошлая "межбюджетная война" дала властям своеобразную "удочку" – 30% дохода по УСН, которую можно было использовать для наращивания собственных доходов, но, как показала отчетность за 2017 год, не все мэры работали активно – доходы по УСН выросли в 16-ти муниципалитетах из 42-х.
Добавим, что мэры нескольких территорий высказались против принятия во втором чтении законопроекта депутатов регионального парламента Эдуарда Дикунова и Владимира Чеботарева об увеличении с 0,2 до 2,2% годового объема субсидий на развитие Иркутска. По мнению глав муниципальных образований, областной центр получит дополнительно более 2 млрд рублей, что может пагубно сказаться на дотационных МО. К тому же некоторые из них считают, что для эффективного распределения средств между муниципалитетами необходимо добиться внесения изменений не в областное, а в федеральное законодательство.