Пальчики оближешь: рецепт идеального шашлыка на майские праздники
23 апреля, 09:00
Новые подходы к профориентации выработали при поддержке трека "Моя наставница"
19:00
Блогер и певец Дава сделал шокирующее признание
18:45
Электроэнергию частично отключат в Иркутском и Шелеховском районах 25 апреля
18:35
Депутаты ЗС Иркутской области и Хурала Улан-Батора намерены реализовать совместные проекты
18:30
Пенсионерка отравилась угарным газом на пожаре в многоквартирном доме в Ангарске
18:25
В Иркутске и Маркова ограничат электроснабжение 25 апреля
18:05
В Приангарье родился котенок-мутант с двумя головами
18:00
46-летняя женщина получила ожоги в попытке потушить горящий дом в Усолье
17:44
В Братске 14 мужчин отправились на службу в зону СВО
17:42
В Иркутской области автомобили Toyota чаще всего страховали в начале 2024 года
17:30
47 машин отправили из Иркутской области для бойцов СВО
17:21
Михаил Малиновский подтвердил свое назначение и.о. мэра Тайшетского района
17:05
Транспортная прокуратура прокомментировала случай вынужденной посадки самолета в Братске
17:00
Всероссийская акция "Георгиевская ленточка" стартовала в Иркутской области
16:52
Директору СЗ "ГОРОЖАНЕ" назначили штраф за сговор при покупке детсада в Приангарье
16:47
Депутаты ЗС Иркутской области и Хурала Улан-Батора намерены реализовать совместные проекты 18:30
В Иркутской области автомобили Toyota чаще всего страховали в начале 2024 года 17:30
Сын сенатора Сергея Брилки намерен стать депутатом думы Иркутска 12:55
Детскую поликлинику №5 в Иркутске построят по народной программе ЕР 23 апреля, 19:25
Опрос ВТБ: 70% сибиряков пользуются системой быстрых платежей для переводов 23 апреля, 17:38
Возможности Kandinsky 3.1 стали доступны всем пользователям 23 апреля, 16:56
Книгу для начинающих руководителей презентовала топ-менеджер Сбера 23 апреля, 16:15
В думе рассмотрели 16 вопросов на комиссии по собственности и экономической политике 23 апреля, 13:59
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10% 23 апреля, 13:47
Жители Приангарья обратились в контакт-центр "Иркутскэнергосбыта" более 560 тысяч раз 23 апреля, 13:29
Клиенты ПСБ в Иркутске смогут вернуть проценты по потребительским кредитам 23 апреля, 12:25
Игорь Рыморенко покинул пост министра цифрового развития Иркутской области 22 апреля, 21:21
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года 22 апреля, 19:53
Портфель рублевых пассивов ВТБ превысил 7 трлн 22 апреля, 18:04
На месте будущей детской поликлиники №5 прошло совещание по инициативе думы Иркутска 22 апреля, 17:14

Куда движется Иркутская область без стратегии социально-экономического развития?

Документ, по которому будет жить регион до 2030 года, не могут принять уже несколько лет
Правительство Иркутской области Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Правительство Иркутской области
Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

Разработка социально-экономического развития Иркутской области началась еще в далеком 2015 году. Депутаты регионального парламента приняли этот документ в первом чтении в 2016 году. Однако на протяжении длительного времени проект лежал "мертвым грузом" и подвергался неоднократной критике со стороны парламентариев, экспертов, контрольно-счетной палаты и других структур как на региональном, так и на федеральном уровнях. Причиной этому стало то, что документ во многом не отвечал принципам социально-экономического планирования и выступал неким набором целей и задач без конкретных мероприятий по их достижению. К тому же, со слов некоторых народных избранников, была нарушена процедура подготовки стратегии, поскольку перед внесением на рассмотрение в Законодательное собрание столь важный документ не обсуждался широким кругом экспертов. Региональный Минэк, который разрабатывал соответствующий законопроект, представил обновленную версию стратегии спустя два года, несмотря на то что, по их словам, правок было немного. На минувшей неделе в парламенте состоялось заседание, на котором была очередная попытка принятия документа, однако она не увенчалась успехом. Следующее заседание, а вернее, депутатские слушания по столь наболевшему вопросу назначили на 19 марта. О "камнях преткновения" стратегии – в материале ИА IrkutskMedia.

История вопроса

Проект стратегии социально-экономического развития Иркутской области внесли в Законодательное собрание региона для принятия в первом чтении в 2016 году. Документ подвергался резкой критике со стороны депутатов, общественников, КСП и сотрудников других структур ввиду формального подхода при его составлении. Проект не отвечал требованиям современного социально-экономического планирования, не учитывал специфику региона и в целом представлял лишь набор целей и задач — как таковых мероприятий для их достижения там прописано не было.

— Одной из проблем стало то, что до внесения в Законодательное собрание документ не был обсужден широким кругом экспертов. Это произошло лишь после внесения в ЗС. Перепутался алгоритм разработки столь важного документа. Сначала должны были быть широкое публичное обсуждение, экспертиза и анализ каждого раздела, а затем – внесение в ЗС. Мы вынуждены были вести широкое обсуждение в тот момент, когда документ поступил к нам. Проект, который был внесен в Законодательное собрание в изначальном варианте, не соответствовал современным реалиям развития региона. В этом документе отсутствовало много вещей, которые должны там быть, – рассказала председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Иркутской области Наталья Дикусарова.

Известный эксперт – профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ, специалист в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич – назвала тот документ "маниловским" и подчеркнула, что стратегия не отражает действительности и не учитывает запросов жителей региона. По ее мнению, авторы не учли существующие конкурентные преимущества Иркутской области, поставили неисполнимые задачи и построили "воздушные замки", под которые в регионе нет различного рода ресурсов.

В то же время тогдашний уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области обратил внимание на то, что в проекте нет мер для развития малого и среднего бизнеса. Не меньше вопросов было и аудиторов региональной Контрольно-счетной палаты – они пришли к выводу, что документ нуждается в серьезной доработке ввиду некорректных данных.

И все же после бурного обсуждения проект стратегии приняли в первом чтении в 2016 году, однако отправили на доработку с целью устранения замечаний. Обновленную версию важнейшего документа парламентарии увидели только в конце прошлого года.

Нынешняя ситуация

Как рассказала заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области Ольга Носенко, обновленная версия стратегии поступила на рассмотрение в региональный парламент в конце 2018 года. Последнее заседание по столь наболевшей теме состоялось на площадке представительного органа власти на прошлой неделе. Однако очередная попытка запуска принятия стратегии развития региона потерпела крах. Депутаты снова перенесли рассмотрение вопроса. Сам проект документа по-прежнему вызывает немало нареканий со стороны различных властных структур.

— В стратегии социально-экономического развития надо учесть указы президента по нацпроектам от 2018 года, планы по их реализации в Иркутской области. Такая рекомендация поступила от Минэкономразвития РФ. Мы отложили рассмотрение стратегии до того, как этот документ будет доработан министерством экономического развития. Они представили новую версию, внесли на рассмотрение в ЗС. Губернатор предложил поправки с учетом депутатских предложений. Мы составили план рассмотрения проекта стратегии. Уже было проведено первое заседание, на котором мы рассмотрели предложения от научного сообщества, общественности, промышленных предприятий, – отметила Ольга Носенко.

Также она подчеркнула, что практически три года Иркутская область живет без плана социально-экономического развития. При формировании стратегии, со слов парламентария, во главу угла должно ставиться человеческое благосостояние.

— Мы живем в такое время, когда что-то прогнозировать сложно. Хотелось, чтобы была стабильность, чтобы были планы по строительству объектов, реализации инвестпроектов до 2030 года. Главным в стратегии, как мне кажется, является уровень жизни населения. Министерство труда и занятости должно играть основную скрипку. Необходимо, чтобы миграционная и демографическая политика была в основе стратегии, – уточнила зампред ЗС.

По мнению председателя бюджетного комитета регионального парламента Натальи Дикусаровой, сейчас в стратегии социально-экономического развития региона не прописаны межбюджетные отношения до 2030 года. К тому же в проекте отсутствует раздел по развитию территории вокруг Байкала и природоохранным мероприятиям.

— Разделы по муниципальным образованиям, где обозначены направления развития территорий, не соответствуют нынешней ситуации. Перечень видов деятельности в некоторых МО непонятен. Некоторые территории не могут быть монозависимыми. Таких вопросов у представителей муниципальных образований было много. Кроме того, я неоднократно поднимала вопрос о разработке раздела, посвященного природоохранным мероприятиям, экологической ситуации вокруг Байкала. На что получила ответ, что, если надо, мы разработаем, – рассказала Наталья Дикусарова.

Качество проекта стратегии, по мнению главы бюджетного комитета, оставляет желать лучшего. Слабым местом документа Наталья Дикусарова назвала муниципальный блок.

— Мне люди задают вопросы, что нас ждет впереди. В некоторых территориях четко ответить не могу. Слабое место – муниципальный блок. Стратегия – документ на будущее. Это полет мысли, это перспективы, это смелые вещи. Может быть, они подверглись бы какой-то критике. Но там должны быть вещи, куда идет наш регион. В той стратегии, которую я вижу сейчас, этого нет. Мы пытаемся этими поправками что-то подладить. Я не могу сегодня сказать, что мы приготовили прорывную стратегию, в которой будущее Иркутской области. Мы сегодня идем исходя из того, что у нас есть. Нет стратегического экономического планирования. У нас есть какие-то политизированные вещи, пятилетки и так далее. Это не стратегия развития Иркутской области, а сиюминутные вещи, – уточнила председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС.

Парламентарии назначили на 19 марта депутатские слушания по стратегии социально-экономического развития региона. Спикером по данному вопросу со стороны исполнительной власти выступит заместитель председателя правительства региона Антон Логашов. Также будут заслушаны министры, представители научного сообщества.

"На сегодняшний день все поправки, в том числе и по национальным проектам президента РФ, правительством Иркутской области в документ внесены, никаких дополнительных доработок не требуется. В первом чтении закон находится у депутатов два года, за это время поступило всего две поправки, – сообщил заместитель председателя правительства Иркутской области Антон Логашов. – 19 марта мы ознакомим со стратегией депутатов регионального парламента нынешнего созыва, после чего документ должен быть принят во втором и третьем окончательном чтении. Надеемся на конструктивный диалог и на то, что депутатский корпус настроен на принятие стратегии как основополагающего документа развития региона".

Одновременно с разработкой Стратегии, которая определяет направления развития Иркутской области до 2030 года, велась разработка госплана, а также подготовка исполнения указа президента РФ от 7 мая 2018 года №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

"Все три документа увязаны между собой – эту работу мы проводили в течение последних месяцев. Указ президента и региональный госплан – это тактические задачи. Стратегия, соответственно, – стратегические, этот документ не содержит детализации. Наша задача – сделать перерасчет, посмотреть цифры на пять лет с тем, чтобы выйти на цели 2030 года", – уточнил заместитель министра экономического развития региона Владимир Гордеев.

Стратегия определяет приоритеты, цели и задачи региона на долгосрочный период. Для достижения данных приоритетов, целей и задач правительством Иркутской области разрабатывается и утверждается детальный план мероприятий по реализации стратегии. Затем с учетом плана осуществляется корректировка действующих государственных программ региона и закона об областном бюджете. По итогам каждого года реализации формируется отчет по достижению показателей и выводы о проделанной работе, которые представляются в Законодательное собрание Иркутской области.

"В настоящее время вся данная работа не проводится в связи с отсутствием утвержденной стратегии. Цельная и единая система стратегического планирования в регионе не может быть сформирована. Государственные программы Иркутской области действуют в отсутствие основного стратегического документа. Принятие стратегии позволит решить все эти проблемные вопросы", – рассказал Владимир Гордеев.

Со слов Ольги Носенко, предполагается принятие документа с учетом поправок во втором и третьем окончательном чтениях. Однако заместитель спикера не обозначила сроки одобрения проекта, по которому будет жить регион до 2030 года. Запустят ли стратегию в ближайшее время – вопрос открытый.