300 лет лютеранской церкви в Иркутске отметили последователи христианского учения Мартена Лютера в 2011 году. Лютеране были одними из первопроходцев Иркутской области, и несмотря на свою малочисленность они оставили заметный след в истории города. Настоятель евангелического лютеранского прихода в Иркутске отец Альберт рассказал корр. ИА IrkutskMedia об истории города, его ценностях и культурном наследии.
Лютеранская церковь вышла из католической церкви. Это реформаторско-протестантская церковная организация. Ее основателем стал Мартин Лютер, бывший католический монах живший в 16 веке. Начало лютеранству положила не идея создание новой церкви, а идея убрать такие понятия как индульгенция — продажа прощения грехов за деньги, симония — покупка священнического сана за деньги и исключить аморальное поведение служителей церкви, которое, по мнению Мертина Лютера, имело место быть.
Число всех последователей лютеранства по всему миру насчитывает порядка 76 млн человек.
— В 2011 году мы отмечали 300 лет лютеранской церкви в Иркутске. Лютеране были одними из первых первопроходцев Приангарья", — сказал отец Альберт
Первая в Иркутске лютеранская церковь была деревянной. Ее построили в 1826 году на углу Спасской и Савинской улиц в Иркутске. При пожаре 1879 года она сгорела. Окончательно ее разобрали в 1952 году перед открытием памятника Владимиру Ленину в сентябре 1952 года.
Настоятель иркутского лютеранского прихода рассказывает, что с падением советского строя, от Калининграда до Владивостока началось восстановление лютеранской церкви. В настоящее время в Иркутске приход насчитывает около 100 человек.
— В начале 90-х верующие собирались в своих домах, приезжающие священники совершали Крещения и другие таинства церкви. 14 апреля 1999 года был зарегистрирован Иркутский евангелическо-лютеранский приход св. Марии", — рассказал духовный наставник.
Сейчас, у Иркутского прихода есть капельные приходы в других городах области. Отец Альберт выражает надежду, что в будущем они станут самостоятельными приходами.
— Я с детства был верующим человеком. У меня бабушка с дедушкой были верующими. Уже в юности читал библию, молился, занимался активной службой в зонах, читал там проповеди, оказывал гуманитарную помощь. В одну из таких поездок я увидел "Катехизис доктора Мартина Лютера". Читая это, я понимал, что читаю буквально мои проповеди", — поведал священник.
Настоятель вспоминает, что однажды во время служения в одном из таких мест он встретил лютеранского священника.
— Он спросил: "А кто тебя, братец, отправил?". Тогда я понял, что я не в церкви и принял решение стать лютеранским священнослужителем", — подчеркнул отец Альберт.
Духовный наставник в 2003 году окончил семинарию в Санкт-Петербургской духовной академии. Сперва поступил на службу дьяконом, а потом пастырем.
Тема миссионерской деятельности для лютеран актуальна среди потомков, имеющих, в основном, немецкие, финские, эстонские корни.
— Мы не занимаемся активной религиозной пропагандой. Вера – не продукт разума, а дар святого духа. Можно человека убедить ходить в церковь, надавить на совесть, на эмоции, что часто проходит в сектах. Там людей держат в психологическом напряжении. Но веру невозможно дать человеку. Это дар от бога", — сказал лютеранин.
Большинство лютеранских церквей напоминают католические, однако там придерживаются простоты в убранстве и оформлении. Кроме богослужений там проходят культурные и просветительские мероприятия, концерты органной музыки.
Представители лютеранской церкви поддерживают тесное взаимодействие и с другими конфессиями.
— У нас есть одна тема, которая стала единой для всех – иерусалимское кладбище. Когда все церкви работают в одном направлении, вносят свой вклад, получается очень эффективное сотрудничество. Мы все схожи в едином мнении о том, что нужно чтить память предков и не осквернять кладбище. Убрать все развлекательные комплексы. Там около 150-ти могил, которые нужно сохранить. Приятно, что и жители Иркутска и представители власти это понимают", — считает евангелист.
Кроме того, обращаясь к памяти наших предков, стоит отметить что в середине 18 века в Иркутск прибыл первый губернатор уже Иркутской губернии генерал-майор Карл Львович фон Фрауендорф, который по вероисповеданию тоже был лютеранином. В его заслуги входит наведение порядка в Иркутской губернии: борьба со взяточничеством, укрепление границ (расселение казаков вдоль границы). По его приказу была снята первая карта озера Байкал. Карл Фрауендорф приобщал к занятию земледелием бурятское население.
— Благодаря ему мы в Иркутске получили градостроительный план, где было предписано строить прямые улицы по определенным правилам. До этого улицы были кривые, дома ставили, как хотели, заборы выходили на проезжую часть", — рассказал отец Альберт.
Генерал-губернатор занимался с учениками Иркутской навигацкой школы, он прекрасно разбирался в математике, вел занятия по картографии, фортификации, архитектуре.
Скончался Карл Львович фон Фрауендорф 2 января 1767 года. Погребение было совершено на "немецком" кладбище. Сейчас это район 130 квартала, где стоит скульптура бабра. Предположительно, могила первого губернатора находится под изваянием.
— Я надеюсь, что ситуация может измениться с захоронением генерала-губернатора. Мы видим, как поменялось отношение граждан и власти к захоронению потомков, исторической значимости погостов. Это заметно на примере уже упомянутого Иерусалимского кладбища (бывшего ЦПКиО). Надеюсь, что когда-то справедливость восторжествует, и мы еще при нашей жизни придем на открытие памятника первому губернатору Иркутской губернии", — поведал священник.
В евангелистском храме проходят воскресные библейские занятия для всех прихожан. На них преподаются основные принципы христианской веры.
— За год мы проходим 10 заповедей и молитвы господне, таинство. Надо постоянно напоминать, что есть слово Божье. У нас есть начальный теологический курс для всех прихожан, который проходит модулями. В Иркутске можно пройти несколько модулей. Это дает возможность поступить на бакалавриат в духовную семинарию в Санкт-Петербурге, получать высшее теологическое образование", — выразил настоятель.
Богатая культура протестанского течения вышедшего из католичества сегодня, это сохранение непоколебимых древних традиций христианства и возрождение духовных ценностей неравнодушных людей.