ПАО "Транснефть" вывело трубопроводную систему "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ТС ВСТО) на максимальную мощность. Торжественная церемония состоялась 27 ноября 2019 года во время заседания совета директоров компании в Москве в режиме телемоста с Братском и Хабаровском, где располагаются диспетчерские пункты управления участков трубопровода, а также портом Козьмино – конечной точкой ВСТО. Министр энергетики РФ А.В. Новак и Президент компании Н.П. Токарев дали команду осуществить пуск построенных нефтеперекачивающих станций для перевода ТС "Восточная Сибирь – Тихий океан" в работу на максимальной мощности. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на организацию.
Об успешном запуске новых производственных объектов доложили руководители ООО "Транснефть – Восток" и ООО "Транснефть – Дальний Восток", сообщив о выводе ВСТО-1 на максимальную мощность в 80 млн тонн и ВСТО-2 – на 50 млн тонн нефти в год. Порт Козьмино, являющийся конечным пунктом магистрального нефтепровода, подтвердил готовность к началу приема увеличенных объемов российской нефти ESPO.
В настоящее время прием нефти сорта ESPO осуществляется в режиме, соответствующем полной производительности, параметры работы в норме.
Стратегический проект
Магистральный нефтепровод "Восточная Сибирь – Тихий океан" был построен в соответствии с распоряжением Правительства РФ для трубопроводной транспортировки нефти месторождений Восточной и Западной Сибири на нефтеперерабатывающие предприятия российского Дальнего Востока и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Согласно первоначальным планам проект должен был быть реализован к 2030 году, однако в связи с высокой востребованностью у нефтяных компаний данного направления поставок ПАО "Транснефть" приняло решение завершить работы в рекордные сроки - с опережением более чем на десять лет.
Увеличение мощностей нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" велось по двум сегментам: расширение первой очереди (ВСТО-1) до 80 млн тонн в год и расширение второй очереди (ВСТО-2) до 50 млн тонн нефти в год.
ВСТО-1 (участок "Тайшет – Сковородино")
Нефтепроводная система "Восточная Сибирь – Тихий океан" на участке Тайшет – Сковородино (ВСТО-1) была построена за три года и введена в эксплуатацию в 2009 году. Ее протяженность составляет 2694 км, трасса трубопровода проходит по территориям Республики Саха (Якутия), Иркутской и Амурской областей.
В том же году был введен в эксплуатацию нефтеналивной порт в бухте Козьмина для обеспечения танкерных поставок нефти в страны АТР и КНР. До ввода в действие ВСТО-2 в 2012 году доставка нефти от Сковородино до Козьмино осуществлялась железнодорожным транспортом.
На начальном этапе производственная инфраструктура первой очереди трубопроводной системы ВСТО включала 7 НПС, ее пропускная способность составляла 30 млн тонн нефти в год.
В 2010 году ПАО "Транснефть" приступило к работам по расширению ВСТО-1 до 80 млн тонн в год.
С 2011 года начались коммерческие поставки нефти в КНР через отвод Сковородино-Мохэ протяженностью 64 км. Первоначальная производительность отвода составляла 15 млн тонн в год.
В 2012 году в эксплуатацию введены 5 НПС (№№12,13,16,18,20), мощность ВСТО-1 была доведена до 50 млн тонн нефти в год.
В 2014 году, после включения в работу еще трех НПС (№№ 11,15,19), показатель составил 58 млн тонн в год.
В 2017 году завершена реализация проекта по расширению МН "Сковородино – Мохэ" до 30 млн тонн в год. По итогам 2018 года объем коммерческой поставки нефти в КНР через отвод Сковородино-Мохэ составил 28,3 млн тонн в год. В текущем году планируется достижение уровня поставок до 30 млн тонн.
В 2018 году в производственную инфраструктуру ТС ВСТО-1 включены еще 3 НПС (№№ 3,6,9), пропускная способность трубопроводной системы увеличилась до 72 млн тонн в год.
С вводом НПС №№ 2,5,7 показатель увеличился до проектных 80 млн тонн нефти в год.
ВСТО-2 (участок "Сковородино – Козьмино")
Строительство второй очереди трубопроводной системы ВСТО — от Сковородино (Амурская область) до нефтеналивного порта Козьмино (Приморский край) — началось в 2010 году. Она была введена в эксплуатацию в 2012 году – на два года раньше планового срока. Протяженность ВСТО-2 составляет 2047 км, трасса трубопровода проходит по территории четырех субъектов Дальнего Востока: Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной и Амурской областей. Ввод в эксплуатацию ВСТО-2 позволил постепенно отказаться от поставки нефти в порт Козьмино железнодорожным транспортом.
На момент запуска в декабре 2012 года мощность второй очереди ВСТО составляла 30 млн тонн нефти в год. В ее структуру на тот момент входили восемь НПС — №№ 24, 27, 30, 34, 36, 38, 40, 41.
В 2015 году к системе ВСТО-2 трубопроводом-отводом протяженностью 28 км проектной мощностью 6 млн тонн нефти в год подключен АО "ННК-Хабаровский НПЗ". До ввода его в эксплуатацию сырье на НПЗ поступало в цистернах по железной дороге.
К концу 2015 года производительность нефтепровода ВСТО-2 была увеличена до 35 млн тонн.
В декабре 2017 года, с вводом в эксплуатацию НПС № 29 в Амурской области, показатель повысился до 36,7 млн тонн. В конце того же года началось строительство новых НПС (№№ 23, 26 и 32) и реконструкция действующих станций.
В июле 2019 года введен в эксплуатацию нефтепровод-отвод от ТС ВСТО-2 до Комсомольского НПЗ мощностью 8 млн тонн в год.
Завершение работ по расширению системы ВСТО-2 позволило довести ее пропускную способность до проектного уровня в 50 млн тонн нефти в год.
Порт Козьмино
Порт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ТС ВСТО) и предназначен для приема нефти по трубопроводу и ее перевалки на современные морские суда.
В Козьмино налив производится у двух причалов, принимающих суда дедвейтом от 80 до 150 тысяч тонн. Далее танкеры с российской нефтью сорта ESPO отправляются в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 2018 через порт Козьмино было экспортировано 30,4 млн тонн, в текущем году – 32,7 млн тонн. В 2020 году в соответствии с заявками нефтекомпаний объем отгрузки нефти ожидается на уровне 34 млн тонн.
Проведенные в 2017 году мероприятия по увеличению емкости резервуарного парка и дноуглубительные работы позволили в перспективе увеличить мощность по перевалке нефти в порту до 36 млн тонн в год.
Всего с начала работы порта в 2009 году и по состоянию на конец октября 2019 года на экспорт отправлено 245,2 млн тонн.
Уникальные решения
Трубопроводная система создана с учетом передовых достижений в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводов, обладает высоким уровнем надежности и минимальным воздействием на окружающую среду.
Большая протяженность и сложность прохождения трассы, скальные и песчаные породы, болота, тайга, зоны вечной мерзлоты, сейсмичность, значительное количество водных препятствий, низкие температуры потребовали применения особых технических решений.
Использовались материалы повышенного класса прочности и эксплуатационной надежности, высокотехнологичные средства автоматики, телемеханики, информатики и связи. В рамках реализации проекта была проведена замена роторов насосного оборудования, задействованного в процессе транспортировки нефти, увеличена мощность системы внешнего электроснабжения объектов, проведена доработка единой системы управления. Активно использовались технологии импортозамещения. Для достижения проектной пропускной способности ТС ВСТО-2 используются противотурбулентные присадки, производимые на сданном в эксплуатацию в этом году заводе "Транснефть-Синтез" в Татарстане.
Ввод ТС ВСТО в эксплуатацию и ускоренное расширение мощности нефтепровода являются важными этапами развития государственного топливно-энергетического комплекса. Реализация стратегического проекта ПАО "Транснефть" обеспечила возможность диверсификации нефтяного потока и увеличения объемов экспортных поставок.