Главу Иркутска планируется избирать по новой системе в 2020 году. На сегодняшний день закон прорабатывают депутаты представительного органа областного центра. По мнению доктора юридических наук, профессора Сергея Шишкина, над данным документом необходимо работать не только на муниципальном, но и на региональном уровне. Главная же сложность, несмотря на наличие подобного опыта в других субъектах РФ, – сжатые сроки. В том случае, если депутаты не успеют решить поставленную перед ними задачу, градоначальник будет избираться из числа депутатов по действующей норме. Эксперт также опасается, что некоторые пункты закона могут получиться двоякими, поэтому считает важным определить весь правовой створ взаимоотношений должностного лица с Думой Иркутска, в руках которой находится судьба первого. Подробнее об этом – в материале ИА IrkutskMedia.
— Сергей Иванович, скоро пройдет первое обсуждение закона о введении новой системы избрания главы Иркутска. Причем, учитывая его крайне узкую формулировку, необходима детальная проработка.
— Действительно, этот довольно короткий закон вступил в силу с сентября текущего года. Никакой дополнительной мысли он не развивает, поэтому центр тяжести по правовому регулированию смещается в сторону городской Думы. На мой взгляд, муниципальное регулирование не может охватывать действия всего субъекта, поэтому вопросы, связанные с созданием отборочной комиссии со стороны губернатора, должны быть отработаны на уровне региона.
— Представительному органу МО будет крайне сложно предусмотреть дальнейшее развитие города вкупе с общей политической конъюнктурой.
— Депутатам не стоит тратить время на этот вопрос, лучше уделить повышенное внимание прагматизму управления, нежели заниматься стратегическими планами политического характера. Ведь сама по себе система местного самоуправления пронизана идеей прагматизма, предметики. Здесь места для политики нет, несмотря на то, что в последние годы это проявляется. Прошедшие выборы оказались конкурентными, грязными, политически пронизанными. Сейчас достаточно велика роль партии в выдвижении конкретных кандидатов и организации всей избирательной кампании. Теперь Дума должна провести ряд существенных правотворческих мероприятий, в том числе, изменение устава.
— На сегодняшний день круг кандидатов замкнут (избирается из числа депутатов), новым законом мы его размыкаем. Глава городской администрации появится за счет неопределенного круга лиц, поскольку в комиссию могут поступить заявления от кого угодно. В связи с этим возникает главное правило – не навредить. Поскольку люди не проходят через горнило выборов, как мы можем регулировать "качество" возможных кандидатов на должность? Установлением набора критериев, которым должен соответствовать каждый желающий. Образование, опыт прежней работы, личные характеристики, состояние здоровья, психики, отношение к воинской службе и прочее. Мы в этом вопросе не пионеры, наши соседи в Забайкальском крае уже избрали градоначальника, продвинулись по многим позициям. Есть возможность подсматривать практику у других субъектов РФ, чтобы не изобретать велосипед. Использовать существующие наработки по организации работы комиссии, поиска оптимальных кандидатов и голосования.
Центр тяжести по поиску и принятию решений лежит не столько на комиссии, сколько на Гордуме, считает профессор. Ведь представительный орган будет принимать решение о кандидатах двумя третями голосов и открытым голосованием. Последнее слово – за депутатским корпусом. Отличие только в том, что размыкается круг соискателей на эту должность.
— Желательно провести все мероприятия быстро, но сложность в том, что нужно время. Например, на объявление конкурса, проведение этих собеседований, принятие решений. Это все нормируется 131-м ФЗ. Сроки уже поджимают, но верю, что аппарат Думы алгоритмирует все это: Существует дедлайн, я считаю, что это 27 сентября. Хотя некоторые называют март. Но представим, что это 27 марта — последний рабочий день мэра Дмитрия Бердникова в должности главы города. И к этому времени, должны быть все готово.
В рамках подбора претендента важно определить весь правовой створ взаимоотношений этого лица с представительным органом местного самоуправления. Так, по словам профессора, существовала некая органичность взаимодействия между Думой и мэром, когда последний являлся бывшим депутатом.
— Если ты депутат, председатель Думы и в последующем мэр, то так или иначе ты осознаешь правовые возможности этого органа. И ты понимаешь весь абрис выстраивания диспозиций. Другое дело, когда ты пришел извне, ты не из этой среды. Предположим, что мэром станет человек не из числа депутатов представительного органа. Теоретически это возможно, тогда важны правовые позиции будущего взаимодействия. Как описан механизм подконтрольности и подотчетности? В отношении главы городской администрации все это четко описывает 131-й закон. Если говорить о сити-менеджере, то для него мы ввели весь объем исполнительно-распорядительных полномочий. Создаем какого-то супермена, у него полномочия и мэра, и главы городской администрации.
Самым слабым, при этой форме избрания, эксперт видит ответственность, которая будет прописана между Думой и будущим мэром.
— Четыре года назад, когда мы готовили поправки в устав, мы оставили эти вопросы на потом. Сейчас депутаты ставят вопрос об ответственности заместителя мэра Александра Кима. Но, поскольку нет четкого механизма ответственности мэра за неисполнение решений Думы, все дальнейшие измышления становятся достаточно аморфными. Не прописаны вопросы ответственности мэра, что уж говорить о его заместителях. Это только добрая воля мэра — хочу увольняю, хочу нет. Если бы был механизм, то ситуация была бы иная и более правовая. Проигнорировал претензии депутатов один раз, два раза и тогда встанет вопрос не о твоем заме, а о тебе самом. Это меняло бы всю ситуацию, мэр бы учитывал этот момент. Хватит ли воли и желания авторов при корректировке устава в этот раз отрегулировать эти вопросы, я не знаю. Однако чем четче будет прописан правовой статус этого высшего должностного лица, тем лучше будет устройство муниципального менеджмента.
— Проработка всех вопросов может занять немало времени. Может ли теоретически возникнуть ситуация, что срок, к которому это все должно быть подготовлено, будет значительно позже? Могут ли быть продлены полномочия мэра?
— Я понимаю, что уже идет проработка правовых последствий, если вдруг будет нарушен дедлайн 27 марта. Как должен развиваться событийный ряд, неужели Дмитрий Бердников остается на неопределенный срок? Есть некие аналогии в законе. Если срок полномочий мэра истек до единого дня голосования, то до полугода Дума может продлить его. Но у нас ситуация особенная, день голосования отсутствует, как и соответствующие полномочия у представительного органа. Однако Гордума по-прежнему имеет право, например, назначить исполняющего обязанности до момента, когда комиссия выберет сити-менеджера. Стать градоначальником может любой, поскольку, повторю, центр тяжести принятия управленческих решений находится в руках председателя Думы Дмитрия Ружникова.
Поскольку двумя третями депутаты легализуют будущего градоначальника и организуют, фактический, процесс, посылая своих представителей вместе с губернаторскими в эту отборочную комиссию — не остается вопросов, кто является единственным легитимным органом. Фактически, у них сейчас все в руках, если поставить под сомнение правовую чистоту пребывания в должности мэра. Сейчас важно алгоритмировать процесс по срокам действия.
Круг тех лиц, которые будут принимать участие в разработке документа и положений, известен: институт регионального законодательства им. Сперанского, ГПУ правительство, они работали над этой темой. Я думаю, что и Дмитрий Бердников не сидит сложа руки. Есть мой коллега, Андрей Лобыгин, который работал в Думе много лет, он хорошо знает данную тематику. В Иркутске достаточно интеллектуальных и профессиональных сил, чтобы создать этот документ. К тому же аналоги есть в других субъектах, всю работу, наверное, должен скоординировать председатель Думы.
— Не может получиться такой ситуации, что Дума аккуратно отставляет работу по новой системе избрания должностного лица города и избирает по старой?
— Нельзя исключать такой вариант. Предположим, что 27 марта уже наступило, и у нас нет новых норм устава, однако действующие заложены, поэтому пробела нет. Мэр может быть выбран из числа депутатов представительного органа, новая система может быть запущена следом. Но не ясно, когда это произойдет.
Напомним, комиссия Думы Иркутска по муниципальному законодательству и правопорядку единогласно внесла на рассмотрение представительного органа поправки в устав города об изменении способа выбора мэра Иркутска. Речь идет об изменении выборов из числа депутатов Гордумы на определение из числа кандидатур, представленных конкурсной комиссией. Главный момент — требования к кандидатурам будущего мэра областного центра, которые планируются сформулировать представительным органом. После чего проект вынесут на общественные слушания.
Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что законопроект об изменении способа избрания главы Иркутска приняли в окончательном чтении на сессии областного парламента был принят 18 сентября. Стоит отметить, что вопрос не вызвал особо продолжительных споров в Заксобрании, только пять депутатов высказали свое неодобрение внесенным изменениям. Согласно проекту закона, глава областного центра будет избираться специальной комиссией из представителей Гордумы и регионального правительства.