Более 700 человек ежегодно становятся жертвами интернет-мошенничества, по данным пресс-службы ГУ МВД России в Иркутске. Один из самых распространенных видов интернет-мошенничества — фишинг. Руководитель направления информационной безопасности "ЭР-Телеком Холдинг" (ТМ Дом.ru, Дом.ru Бизнес) Михаил Терешков рассказал корр. ИА IrkutskMedia, как не попадаться на уловки мошенников.
Фишинг направлен на то, чтобы "выудить" у людей персональную информацию и платежные данные. Не стоит думать, что все приемы давно известны — мошенники постоянно изобретают что-то новое. Количество фишинговых сценариев, придуманных мошенниками, увеличивается из года в год.
В последнее время получила распространение очередная разновидность подобного мошенничества. Пользователю показывается веб-страница, которая сообщает, что тот выиграл ценный приз от своего провайдера услуг связи. Чтобы закрепить за собой фантомный приз, предлагается ввести на этой странице персональные данные. Механизм такого фишинга прост: алгоритмы злоумышленников считывают IP-адрес пользователя, по которому и определяют его оператора связи. Затем на странице автоматически подставляется соответствующий бренд, чтобы вызвать доверие у жертвы. Мошенники даже могут потребовать перевести небольшую сумму денег, сославшись на необходимость уплаты налога на выигрыш.
Как не попасться на такую уловку?
1. Всегда обращайте внимание на адресную строку страницы. Если там сумбурный набор из букв и цифр, то крайне маловероятно, что это официальная акция, проводимая провайдером.
2. Информацию о розыгрышах и конкурсах всегда лучше уточнять напрямую у представителей компании — в соцсетях или по телефону, который указан на официальном сайте. Полные правила официальных акций всегда доступны в официальных сообществах компании в социальных сетях или на сайте.
3. Помните, что оператор связи никогда не попросит с вас деньги за выигрыш. Если в соответствии с законодательством победитель акции должен самостоятельно оплатить налог на выигрыш, то он отражает это в своей налоговой декларации за год. В этом случае сумма налога зависит от стоимости подарка и не является фиксированной.
Другая большая проблема для операторов — отдельные фишинговые сайты, созданные с целью похищения данных платежных карт клиентов. Например, если клиент не пользуется личным кабинетом для оплаты услуг связи, то он может просто ввести запрос в поисковике — например, "оплата Дом.ru" (6+). С некоторой долей вероятности, в выдаче появится фишинговый сайт. Он будет очень похож на официальный, а в своем названии может содержать элементы поискового запроса — "oplata domru", "domru oplata" и т.д. Чтобы гарантированно не столкнуться с этим, лучше осуществлять оплату через личный кабинет.
"Мы отслеживаем фишинговые сайты — как нашими собственными силами, так и с помощью сообщений от клиентов или ФинЦЕРТ (центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России). Примерно раз в неделю мы блокируем по одному подобному сайту", — сказал Михаил Терешков.
1.Обращайте внимание на сертификат безопасности сайта. Все веб-ресурсы, на которых присутствует возможность онлайн оплаты, должны применять сертификат шифрования соединения. Адреса таких сайтов в строке браузера начинаются с "https://"
2. Если вы самостоятельно приобретаете и устанавливаете роутер, то всегда меняйте заводские пароли, установленные по умолчанию, на более сложные. Минимум раз в полгода проверяйте и устанавливайте обновленные версии программного обеспечения для своих устройств.
3. Не используйте для платежей общественный Wi-Fi. Мошенники могут создавать собственные Wi-Fi-сети с названиями, похожими на обычные сети операторов. Цель здесь та же — получить доступ к персональным данным, банковским картам и другой личной информации. Рекомендуем отключать на своих устройствах функцию автоматического подключения к Wi-Fi. Дополнительной защитой может стать антивирус для смартфона.