Новость о том, что ПАО "Иркутскэнерго" продает свои угольные и теплогенерирующие активы прогремела в регионе еще в конце прошлого года. Но новая волна сообщений всколыхнула общественность и в 2020-м. По информации некоторых СМИ, компания планирует продать Ново-Зиминскую, Усть-Илимскую, Ново-Иркутскую ТЭЦ, а также ТЭЦ-6 (Братск), ТЭЦ-12 (Черемхово), ТЭЦ-9 и ТЭЦ-10 (Ангарск), ТЭЦ-11 (Усолье-Сибирское), ТЭЦ-16 (Железногорск-Илимский). Тепловые станции будут продаваться со всем оборудованием (турбинами, генераторами), инфраструктурой, а также тепловыми сетями в городах. Всего в списке недвижимого имущества — 2,9 тысячи объектов. Возможным покупателем угольных активов может стать ООО "Газпром энергохолдинг". Еще в декабре 2019 года гендиректор компании Денис Федоров заявлял, что с "Иркутскэнерго" уже обсуждался вопрос возможного приобретения ТЭЦ, но пока никаких четких договоренностей нет. Вот и на 26-й сессии Законодательного собрания Приангарья депутаты снова подняли эту тему, опасаясь, что продажа активов компании грозит значительным повышением энерготарифов в Иркутской области, и даже предложили направить парламентский запрос к врио губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву. Как повлияет сделка крупных игроков рынка на жителей региона и планируется ли масштабная модернизация энергетического комплекса Приангарья в ближайшее время — в материале ИА IrkutskMedia.
"Сделка века" и повышение тарифов
Сейчас тарифы на электроэнергию в Иркутской области самые низкие по стране. С 1 января жители региона платят по 1,11 коп/кВт.ч. Уже в июле тарифы немного изменятся. И платить нужно будет уже по 1,17 коп/кВт.ч. По информации некоторых телеграмм-каналов (12+), когда ТЭЦ будут выведены из состава "Иркутскэнерго", формула расчета энерготарифов изменится. Соответственно, цены на электроэнергию могут вырасти в несколько раз.
Между тем, как рассказали корр. агентства в министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта региона, установление тарифа для населения не зависит от смены собственника активов тепловой генерации. Согласно действующему законодательству в сфере электроэнергетики цены на электрическую энергию для населения устанавливаются службой по тарифам Иркутской области.
"С 1 января 2011 года электрическая энергия в полном объеме (за исключением объемов электрической энергии для поставки населению) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам. Регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется в соответствии с ФЗ "Об электроэнергетике". На территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики продают электрическую энергию (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков", — говорится в ответе на запрос агентству.
В региональном министерстве отметили, что стоимость электрической энергии складывается из нескольких составляющих:
- свободная (нерегулируемая) цена на электрическую энергию, приобретаемую гарантирующим поставщиком на оптовом и розничном рынке;
- единые (котловые) тарифы на передачу электрической энергии;
- сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
- стоимость услуг инфраструктурных организаций оптового рынка.
Тарифы на передачу электрической энергии и сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков подлежат государственному регулированию и утверждаются также службой по тарифам Иркутской области в рамках предельных уровней тарифов, утверждаемых ФАС России.
"Вышеуказанный порядок ценообразования на электрическую энергию на оптовом и розничном рынках определен федеральным законодательством и не может быть изменен на уровне субъекта Российской Федерации", — отметили в МинЖКХ по Иркутской области.
Эту информацию также подтвердили и в "Иркутскэнерго". По данным компании, тепловая генерация – регулируемый вид деятельности, находящийся под полным контролем государства. Тарифы устанавливаются уполномоченным государственным органом в области регулирования тарифов (Службой по тарифам Иркутской области) исходя из экономически обоснованных затрат. Соответственно, риски для населения региона после смены собственника отсутствуют.
"Тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются Службой по тарифам Иркутской области, для остальных категорий потребителей цена рассчитывается на основе свободной рыночной цены оптового рынка электроэнергии и мощности. Все аспекты ценообразования контролируются Федеральной антимонопольной службой РФ. Смена собственника тепловых станций не изменяет законодательство РФ в части регулирования рынков электроэнергии", — подчеркнули в компании "Иркутскэнерго".
При этом отметив, что подобные сделки в сфере энергетики не являются уникальными. Например, в 2019 году состоялась смена собственника крупнейшей в России Рефтинской ГРЭС. Красноярской ГРЭС-2 (ранее генерирующая компания "СибЭКО"), имеющая в своем составе ряд ТЭЦ, была приобретена в собственность "Сибирской Генерирующей Компании".
Модернизация энергетического комплекса и газификация региона
Последние несколько лет вопрос о необходимости модернизации теплового комплекса региона возникал не раз, но активно не обсуждался. Однако энергетическая система того же Иркутска уже сейчас требует серьезного обновления и инвестиций. Есть мнение, что после продажи теплогенерирующих активов "Иркутскэнерго" ситуация изменится, а En+ (в чью структуру как раз входит и "Иркутскэнерго") удастся привлечь в регион, в лице "Газпрома", потенциального инвестора. К тому же крупная компания, вероятно продолжит в регионе давно задуманный переход угольной тепловой генерации к газовой.
Как рассказали в МинЖКХ региона, перспективы развития электроэнергетики регулируются постановлением правительства РФ "O схемах и программах перспективного развития электроэнергетики". Согласно ему, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии системного оператора и сетевых организаций ежегодно, до 1 мая, утверждают региональные схемы и программы развития энергетики на 5-летний период с учетом схемы и программы развития единой энергетической системы России.
Основной задачей СИПР Иркутской области является развитие сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, обеспечение удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики.
Схема и программа развития электроэнергетики Иркутской области на 2020-2024 годы утверждена указом губернатора региона от 22 августа 2019 года. Суммарный ввод генерирующих мощностей в Приангарье к 2024 году планируется в paзмepe 418,7 мВТ. B том числе ввод новых мощностей — 230 мВТ, модернизация существующих — 188,7 мВТ.
При этом перевода угольной генерации на природный газ в СИПР Иркутской области не предусмотрено.
ПАО "Иркутскэнерго" в рамках федеральных конкурсов выиграло право на ДПМ-модернизацию по семи проектам (ДТП — договор предоставления мощности, гарантирует возврат инвестиций через повышенные платежи потребителей — прим.ред.), то есть практически на каждой ТЭЦ Иркутской области.
Возможен ли перевод всех ТЭЦ региона на газ?
О масштабном проекте по газификации региона заговорили еще несколько лет назад. Даже была разработана соответствующая программа мероприятий. В соответствие с корректировкой генеральной схемы газификации и газоснабжения Иркутской области на территории Приангарья предусматривалось формирование четырех центров газодобычи: Южного, Братского, Усть-Кутско-Киренского и Северного. Кроме того, в рамках программы предполагалось построить внутрипоселковые газораспределительные сети, газопроводы-отводы для бытовых и коммунальных потребителей, находящихся на территориях, расположенных вдоль трассы магистральных газопроводов от Южного, Братского и Усть-Кутско-Киренского центров газодобычи. Также программа мероприятий предусматривала экономически целесообразный перевод котельных всех форм собственности, расположенных в Приангарье, на использование природного газа в качестве основного вида топлива, а также создание условий для размещения на территории Иркутской области автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и автомобильных газозаправочных станций (АГЗС).
Основной целью реализации программы было повышение уровня газификации территории Иркутской области за счет формирования системы распределения и потребления высокотехнологичного углеводородного сырья — природного газа месторождений Иркутской области.
В 2017 году тогда еще занимавший пост губернатора Иркутской области Сергей Левченко признавал, что газификация региона идет не так быстро, как хотелось бы, и поручил правительству подробнее проработать этот вопрос. Спустя год, в 2018 году, "Газпром" и региональные власти определили дорожную карту первого этапа газификации Иркутской области в рамках Петербургского международного экономического форума.
Для реализации дорожной карты в мае того же года газопропод Ковыкта — Жигалово перевели из категории "магистральный", при которой он представлял собой отвод от строящегося газопровода "Сила Сибири", в категорию "распределительный", что даст возможность дальнейшего продолжения газотранспортной системы для подачи на юг региона.
"Перевод угольных теплоисточников на газ возможен после газификации региона. Но пока компания не располагает информацией о планах или сроках реализации этого проекта", — отметили в "Иркутскэнерго".
По информации министерства жилищной политики, энергетики и транспорта региона, в настоящее время нa территории Иркутской области отсутствует развитая газотранспортная система. Газификация природным сетевым газом осуществляется только в Братске и Братском районе от локального Братского газоконденсатного месторождения.
В свою очередь отмечается, что при условии развития систем газоснабжения для обеспечения населения и предприятий коммунально-бытового сектора на базе газотранспортной системы "Ковыкта — Саянск — Иркутск", которая сейчас обеспечивает запросы крупных потребителей, максимально возможный объем потребления природного газа населением (индивидуальные домовладения) к 2040 году может составить 476 млн кубометров год. Экономически целесообразный уровень потребления природного газа теплоисточниками может составить до 235 млн кубометров в год.
Напомним, что депутаты КПРФ высказали опасение о значительном повышении платы за электроэнергию в Приангарье из-за возможной продажи угольных активов "Иркутскэнерго". Депутат ЗС, руководитель фракции КПРФ Андрей Левченко заявил об этом на брифинге во время 26-й сессии Заксобрания Приангарья 29 января. Спикер подчеркнул, что представители партии коммунистов готовы устраивать митинги, чтобы не допустить удорожание тарифа на электроэнергию.