Инженерная компания "Энергоресурс" начала свою деятельность в январе 2006 года. Основными принципами организации и по сей день являются профессионализм, ответственность и самосовершенствование. Компания постоянно расширяет свою деятельность, предоставляя клиентам поставку, проектирование, монтаж и техническое обслуживание систем тепло-водоснабжения, комплекс услуг по энергетическому обследованию и энергосбережению. Несмотря на успешность бизнеса руководству "Энергоресурса" до сих пор приходится справляться с последствиями финансово-экономического кризиса, который настиг Россию в 2008-2010 годах. Помощи от государства ждать не приходится. Постоянные проверки и завышенные налоги только усугубляют ситуацию и не дают спокойно вести предпринимательскую деятельность. В интервью ИА IrkutskMedia директор ООО "Энергоресурс" Оксана Вотинцева рассказала о трудностях в бизнесе, конкурентоспособности, взаимодействии с региональными и федеральными властями, а также о национальном проекте по поддержке МСП.
— Расскажите подробнее о компании "Энергоресурс". Когда была создана организация? Какие услуги вы предоставляете клиентам?
— Компания существует с 2006 года. Но в свободном плавании мы еще с 2003 года. Нас три компаньона — я, Дмитрий Дымкин и Вячеслав Вочинцев. Еще при создании компании мы решили предоставлять услуги замкнутого цикла. Предлагать клиентам проектные работы, разрабатывать технические решения, а затем их реализовывать.
Мы стараемся оказывать все виды деятельности, обрастать дополнительными услугами, все чтобы было удобно клиенту. Работаем в инженерии, занимаемся тепловыми пунктами, системами отопления, водоснабжения, канализации, учетом тепловой энергии и энергоаудитом. Мы можем подключиться на любом этапе, начиная с проектирования. Но все же рекомендуем, чтобы к нам приходили на начальном этапе. Очень сложно заходить на проект, например, уже на стадии монтажа и видеть определенные ошибки. Сейчас как такового авторского контроля нет. Проектировщик выпускает проект, а работает он или нет в итоге не знает. В нашей компании есть свой проектный отдел. Мы проводим технический аудит всей документации, которая к нам приходит. Мы знаем какое оборудование рекомендуем. Поэтому лучше все этапы работы отдавать в одни руки.
— Были ли у вас особо требовательные клиенты?
— Очень требовательных и щепетильных клиентов мы называем ключевыми. Благодаря таким заказчикам мы учимся и повышаем свой профессиональный уровень. У нас был один интересный опыт. Сейчас этой строительной компании уже не существует. По рекомендации они пришли в "Энергоресурс" и отдали нам работы по проектированию, монтажу, подборке, настройке. Заказчики были очень требовательные к качеству материалов, проверяли все досконально. Мы работали над ошибками, все исправляли. В итоге сдали объект, но оказалось, что в нескольких помещениях было холодно. Мы проверили все расчеты, отбалансировали систему. Осмотрели все со всех сторон. Пригласили наших аудиторов. В результате увидели, что у них несколько окон были сделаны с нарушениями. Субподрядчикам все замечания были устранены и в здании стало комфортно. Этот объект потом мы эксплуатировали очень долго. Затем на пришлось уйти с обслуживания здания. Все перешло на государственную службу, были проведены торги.
Государство странно подходит к нашей работе. Оно хочет, чтобы все было качественно и одновременно дешево. Но есть такой треугольник — качество, сроки и есть цена. Чтобы все они совпали — это нереально. Если вы хотите быстрые сроки, то соответственно цена будет выше. И наоборот. Поэтому мы и ушли с обслуживания. Нам была предложена такая цена, за которую качественно обслуживать здание было невозможно.
— Готовы ли вы были к изменениям законодательства в вашей сфере?
— По такому принципу мы существуем и развиваемся. Например, компания заранее подготовилась к закону об энергосбережении, который вступил в силу в 2019 году. Мы собрали аудиторов, закупились оборудованием, получили допуск в СРО. Стали выполнять энергетические обследования существующих объектов, выдавать энергетические паспорта и защищать все в экспертизе. Однако в связи с тем, что бюджетные организации административно заставляли все это делать, работы у наших энергоаудитов не стало. Но появилось еще одно требование. В Ростехнадзор необходимо было предоставлять акты о том, как соблюдаются нормы по энергосбережению в построенных зданиях. Мы также включились в эту работу. Защитили программу. У нас есть аккредитация Ростехнадзора. Мы докупили часть приборов, которые были необходимы, и сейчас наши энергоаудиторы проверяют то, на сколько наши здания соответствуют тем требованиям, которые заложены нормативными актами. Смотрят на энергоэффективность.
Кроме того, согласно еще одному закону о теплоснабжении, с 2013 года запрещено строительство недвижимости с закрытой системой горячего водоснабжения. То есть во вновь построенных домах должно стоять теплообменное оборудование, которое подогревает сетевой водой водопроводную воду и подает ее в краны потребителей. Мы также ставим и это теплообменное оборудование. Что касается существующего жилищного фонда. Сейчас все дома, которые подлежат капитальному ремонту, должны быть модернизированы в части установки теплообменников на систему горячего водоснабжения. К 2022 году у нас не должно остаться систем, которые бы на прямую питались с тепловой сети. Тепловая сеть должна только дойти до теплообменного оборудования и уйти обратно в тепловую сеть. Она не должна попасть ни в радиаторы, ни краны.
— Кто ваши основные клиенты?
— В основном это сфера строительства — застройщики или генеральные подрядчики. Все, что связано с капитальным и текущим ремонтом. Управляющие компании и ТСЖ, собственники зданий, коммерческая недвижимость, бюджетные организации, детские сады и школы. Целевых аудиторий у нас достаточно много. Мы работаем как бизнес для бизнеса, бизнес для государства и даже бизнес для физических лиц. Но, конечно, львиную долю у нас занимают, естественно, застройщики.
— Что можете сказать о конкуренции в вашей сфере?
— Сейчас нам сложно конкурировать. Большая часть бизнеса в связи с кризисными явлениями ушла в тень. Те виды работ, которыми мы занимаемся, инженерия, например, вышла из лицензионного поля. В каких-то моментах отопление, водоснабжение и канализация не попадают под саморегулируемые организации. Из-за этого контроля меньше. А в связи с тем, что из-за кризиса застройщику нужно экономить деньги — мы вообще стали неконкурентоспособны. Кроме того, много средств у нас уходит на уплату налогов, обеспечение всех наших производственников спецодеждой, инструментами, медосмотром, охраной труда, повышением квалификации.
Получается, чем больше ты пытаешься соблюсти законодательство, тем менее ты конкурентоспособен и тем больше ты под прицелом.
Например, ежегодно нас проверяет СРО. По две пачки бумаги А4 мы им предоставляем. На это тоже необходимо иметь ресурсы, персонал, который не проводит работы. Ими занимаются слесари, сварщики, проектировщики, аудиторы. Мы хотим снизить косвенные затраты, а у нас этого не получается, поскольку нам необходимо постоянно готовить отчетность. Сейчас этой отчетности еще больше. Мы должны предоставлять ее более детализировано. Помимо СРО, нас также проверяет трудовая инспекция. Они запрашивают те же самые документы. Отнимают время у персонала, который мог бы заниматься совершенно другой работой.
— Какие еще трудности возникают в вашей деятельности?
— Сейчас мы переехали на новое место. А до этого базировались на заводе тяжелого машиностроения. Все цеха снесли и у нас просто не осталось места. Нас попросили переехать в связи с тем, что там отчищается площадка для строительства бизнес-центра. Мы нашли подходящее помещение в "Сибавиастрое". У нас есть производство, склад и офис. Но нам также необходимы производственные помещения. Переезд — это достаточно дорогостоящее мероприятие. Мы понесли достаточно серьезные затраты. Плюс еще необходимо было заново провести аттестацию рабочих мест, что тоже требует финансирования. Но мне, например, непонятно, почему нельзя было просто посмотреть помещение по "квадратам", ведь оно стало гораздо просторнее. И численность сотрудников у нас стала меньше. А условия — лучше. Тем не менее нам надо было заново провести все замеры и заплатить за это деньги. Мы понесли большие затраты.
Строительная отрасль — наш основной доход. И она сейчас пребывает в реформировании, застройщики переходят на эскроу-счета. Многие небольшие компании не в состоянии этого сделать и становятся банкротами. Сейчас у нас большая дебиторская задолженность — порядка 10 млн рублей, которую мы пока не можем истребовать. Чтобы официально показать, что это задолженность безнадежная, мы должны ее подтвердить. Это иски и судебные тяжбы, то есть дополнительные затраты на юристов. Мы были вынуждены взять кредит, чтобы хотя бы заплатить зарплату, рассчитаться с поставщиками, уплатить налоги. Налоги у нас выросли до 40% относительно прошлого года. Поэтому у нас просто не хватает денег. Кредит мы взяли не на развитие, а на свою оперативную деятельность, чтобы как-то выйти из ситуации с долгом в 10 млн рублей.
— Пользуетесь ли вы поддержкой государства?
— Раньше, когда мы работали и достаточно комфортно себя чувствовали, не пользовались никакой поддержкой. Только рассчитывали на собственные силы и не брали кредиты. Нам вполне хватало наших оборотных средств. Сейчас поддержкой государства, конечно, мы пользуемся. Получается такая картина. С одной стороны у нас есть фонд поддержки, который нам помогает, а с другой стороны, у нас есть налоговые органы, трудовая инспекция и саморегулируемые организации, которые давят на нас сверху. Я всегда задаю всем службам единственный вопрос: "Скажите, пожалуйста, как можно вырасти, когда на тебя наложили какую-то плиту"? Как можно развиваться в таких условиях? Помимо этого, у нас снизилось строительство. Сфера возведения жилья уже не так сильно разивается. Мы сориентировались, открыли производство теплообменного оборудования, которое необходимо устанавливать в каждом доме. Но очередь к нам не выстроилась. Кроме того, мы вложились в открытие производства. Компания работает во всех приоритетных отраслях. Это энергосбережение, производство и строительство. Поэтому та поддержка, которую нам предоставляют, это капля в море.
— Как, на ваш взгляд, можно оценить реализацию проектов по поддержке бизнеса и популяризации предпринимательства в регионе?
— В конце февраля в "Точке кипения" состоялось совещание, на котором мы обсуждали реализацию национального проекта по поддержке малого и среднего бизнеса. Ни одного из достигнутых показателей на этой встрече не было приведено. Но, чтобы понять чего мы добились, нам нужны цифры. Основные показатели, которые нужно достигнуть — это увеличение количества малого и среднего бизнеса, рост экспорта, а также доли ВВП за счет малого и среднего бизнеса. Вроде бы экспорт у нас увеличился, но итоги по остальным двум показателям так и не были названы. От чего мы отталкиваемся, к чему должны прийти и где мы сейчас находимся — непонятно. Кроме того, было сказано, что у нас плохая тенденция к росту предпринимательства. Но, если у нас плохая тенденция, значит нужно что-то делать по-другому. Сотрудники тех служб, которые присутствовали на совещании, говорили, что это не к ним вопрос. Но мы ведь пришли обсуждать малый и средний бизнес. Как он растет. Мне не важно кто сидит. Те службы, которые занимаются поддержкой, говорят: "Мы ничего по этому поводу сказать не можем". Тогда зачем они пришли на встречу?
— Вы не смогли получить поддержку в течение долгого времени?
— Мы не можем получить поддержку в течение полугода, поскольку в информационной базе висит ошибка о нашем долге перед налоговой инспекцией. Но по факту мы ничего не должны. Мы приносим в службу письмо с печатью, что это информационная ошибка, она устраняется. Произойдет это после того, как пройдет обновление информационной системы. Они говорят: "Нет, извините, мы не можем, у нас регламент. Мы можем пользоваться только информационной системой, ваша бумага не подходит". Мы так и не получили субсидию на аренду. Нам отказали из-за долгов. В течение полугода мы не могли участвовать в тендерах, потому что у нас висит несуществующая задолженность. И никто нашу справку с синей печатью не принимает. Налоговая инспекция снимает с нас деньги опять же по ошибке. Мы на эти средства рассчитывали и должны были рассчитаться с поставщиками. И потом с высоких площадок нам заявляют, что мы неэффективный бизнес. Но как в таких условиях можно быть эффективными, когда приставы не работают и 10 млн рублей никто не может забрать у наших неплательщиков. Когда налоговая инспекция совершает ошибки, наши счета блокируют и мы не можем получать средства. Для того, чтобы малому бизнесу оказали помощь, необходимо подготовить огромный пакет документов. Но для этого нужны квалифицированные специалисты и затраты на них. Как мы можем конкурировать с теми людьми, которые ушли в теневой бизнес? Мы говорим чиновникам: "Вы нам даже не помогайте, дайте нам просто жить". Не нужна нам помощь. Они, с одной стороны, помогают, а другой — нет. Это как один шаг вперед, 10 — назад. И как в таких условиях можно развиваться и работать?
— Какие у предприятия дальнейшие планы по развитию?
— Для того, чтобы быть предпринимателем, надо быть оптимистом и иметь какую-то долю фанатизма. У нас много планов, но мы развиваемся не благодаря, а вопреки. Поэтому, у нас есть планы по развитию еще одного направления. Это производство теплообменников. Мы уже запустили оборудование в эксплуатацию, опробовали на своих объектах. Сейчас в планах начать ими торговать и предлагать нашим коллегам, которые работают в таком же правовом поле. Мы понимаем, что не охватим весь рынок и нам нужны такие же порядочные игроки, как и мы. Также планируем открыть лабораторные исследования и дальше проверять дома. Мы не останавливаемся на достигнутом. Наш девиз — это комплексное решение ваших задач. Все что нужно нашему клиенту, чтобы он решил свои проблемы. Мы стараемся всем овладеть и предоставить те услуги, которыми он был бы доволен. В конце концов, заработанную плату нам платит клиент. И мы стараемся чтобы он с удовольствием платил эти деньги и приходил к нам еще и еще.
Хотите стать героем рубрики "Секреты бизнеса" и поделиться своей историей? Напишите нам: info@irkutskmedia.ru