Счетная палата Российской Федерации опубликовала бюллетень, главной темой которого стала дотационность бюджетов регионов страны. Анализировались 2017–2018 годы и часть 2019-го. В бюллетене представлена независимая аудиторская оценка эффективности предоставления и использования дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам России. Для большинства регионов, в том числе и для Иркутской области, тема является особой и актуальной, поскольку важен механизм выравнивания бюджетной обеспеченности, как на федеральном, так и на региональном, местных уровнях. Свое видение по поводу сложившейся ситуация высказала председатель контрольно-счетной палаты региона Ирина Морохоева. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
По словам Ирины Морохоевой, механизм выравнивания бюджетной обеспеченности должен быть направлен, как заявлено счетной палатой, на бюджетную консолидацию, приводящую к сокращению дефицита бюджета, повышению доходов, исключению неэффективных расходов. Важным является также вывод органа о том, что высокое качество управления государственными финансами не всегда свидетельствует о наличии благоприятных условий экономического роста региона, повышения качества и уровня жизни его населения.
"К примеру, при анализе исполнения областного бюджета в 2019 году и сопоставлении с показателями предыдущего периода КСП области указывала на снижение уровня развития промышленных отраслей экономики, оборота розничной торговли на 0,9%, средней реальной начисленной заработной платы на 4,9%, прирост сводного индекса потребительских цен на 2,3%, увеличение миграционного оттока населения. Аналогичная ситуация имела место и в 2018 году, основные макроэкономические показатели за январь-декабрь 2018 года характеризовались снижением индекса промышленного производства на 3,5%, сокращением денежных доходов населения на 2,1%, увеличением уровня инфляции на 2,3%, приростом просроченной задолженности по заработной плате по отраслям экономики", – рассказала Ирина Морохоева.
Она также добавила, что бюджет региона в исследуемый период 2017-2019 годов дотационный. На долю безвозмездных поступлений из федерального бюджета приходится до 20% доходов, исключением был прошлый год в связи с ЧС (26%). В составе безвозмездных поступлений (это дотации, субсидии, субвенции, иные) дотации составляли: в 2017 году – 9 млрд рублей, в 2018 году – 12 млрд рублей, в 2019 году – 8 млрд рублей, план 2020 года – 5 млрд рублей.
Дотация носит нецелевой характер, однако после изменений бюджетного законодательства регион обязан, как получатель дотации, заключить соглашения с Минфином России и выполнять определенные ими обязательства. В отчете счетной палаты государства отмечены регионы-получатели дотации, не исполнившие обязательства, в том числе Иркутская область.
Так, в соответствии с соглашением между Минфином России и губернатором Иркутской области Сергеем Левченко, о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов регион, обеспечивая бюджетную консолидацию, обязывался не устанавливать с 2018 года новые расходные обязательства, не связанные с прямыми полномочиями органа государственной власти субъекта.
"В отчете отмечено, что Иркутская область не выполнила условие, ввиду принятия ряда нормативных правовых актов социального характера. В рамках федерального закона финансирование полномочий по дополнительным мерам соцподдержки отдельных категорий граждан не отнесено к обязанностям субъекта, осуществляется при наличии возможности, кроме того такие средства не могут являться основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. При этом областной бюджет не обеспечил полное финансирование указанных и иных расходных обязательств в полном объеме, так государственные программы Иркутской области не исполнены за 2018 год на общую сумму 3,5 млрд рублей", – пояснила Ирина Морохоева.
По словам председателя КСП региона, вышедший бюллетень счетной палаты РФ имеет важное значение для органов государственной власти субъектов страны и муниципальных образований. В документе содержатся основные проблемы управления государственными финансами. Впервые дана сопоставительная оценка качества управления финансами и эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Выводы экспертно-аналитического мероприятия направлены на совершенствование бюджетного законодательства, развитие системы межбюджетных отношений.
Кроме того, в бюллетене приведены экспертные мнения, что позволяет выработать единые позиции по поднятым вопросам для их дальнейшего обсуждения. В целом документ носит прикладной характер и, как считает Ирина Морохоева, станет настольной книгой для аудиторов и инспекторов КСО регионального и муниципального уровней.