В Госдуме РФ предложили вернуть федерации полномочия по борьбе с лесными пожарами

По мнению парламентария Михаила Щапова, правительство отказалось из-за того, что тушить пожары на выделяемые регионам деньги непросто

Политика

3.08.2020

Правительство РФ выделит регионам более 2,6 млрд рублей на тушение лесных пожаров, сообщил на днях премьер-министр Михаил Мишустин. Для сравнения: 2 млрд рублей требовалось в этом году Иркутской области для  создания новых авиаотделений, чтобы взять под охрану дополнительно 20 млн га лесов, выведенных из зоны контроля. Таким образом, 2,6 млрд рублей —  вопрос адекватного финансирования лесных полномочий в одном лишь регионе. А таких — десятки. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.

Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды прошлой осенью предлагал кабмину выделить в 2020 году примерно 9,6 млрд рублей на увеличение штата лесной охраны для предотвращения пожаров. Этой суммы должно было хватить на зарплату дополнительных 18 тысяч лесников. Однако предложение было отклонено, сообщает пресс-служба депутата ГД РФ Михаила Щапова.

Этим летом Сибирь горит меньше прошлогоднего (1,5 млн га лесов к середине лета, год назад — 2,3 млн га примерно на ту же дату). В Иркутской области, по данным региональных властей, от огня пострадало 89,7 тысяч га тайги — это в 10 раз меньше, чем в прошлом году, когда пожарами было пройдено 886,6 тысяч га. Однако масштабы бедствия все равно колоссальны. И тенденция неутешительна — площадь лесных пожаров последние 20 лет растет.

Ученые полагают, что виной тому глобальные изменения климата. Сибирь нагревается быстрее остальной планеты, и затяжные периоды жары здесь повторяются все чаще. А аудиторы считают,  что причина тяжелой пожароопасной обстановки — нехватка финансирования. К такому выводу, например, в прошлом году пришла Счетная палата РФ в ходе проверки. Из-за недостатка денег в регионах нет необходимой техники, а подразделения наземной и авиационной охраны неукомплектованы.  

"По Лесному кодексу за сохранность лесов должен отвечать федеральный центр, но полномочия переданы регионам. С ними должны быть переданы и деньги. В реальности государство финансирует охрану лесов на 20 процентов от необходимого. И если правы климатологи, и дальше ситуация с лесными пожарами в Сибири будет только ухудшаться, то государство не реагирует на эту угрозу", — говорится в сообщении.

Экологи признают, что есть небольшие подвижки в ситуации.  Например, появился нацпроект "Экология", в рамках которого выделяют деньги на покупку противопожарной техники. В основном это пожарно-химические станции второго типа —  не самые большие и оснащенные, но это лучше, чем ничего. 

Тем не менее, такой подход скорее латание тришкиного кафтана — чтобы хуже не стало. Только улучшения от этого тоже не будет. Радикального изменения в подходах не предвидится.

Прошлой осенью Госдума, пытаясь понять, почему регионам не хватает денег на исполнение лесных полномочий,  разобрала буквально постранично методику распределения между субъектами РФ субвенций в сфере лесных отношений. Непрозрачность распределения средств поразила народных избранников. 

"Например, лесной кодекс требует охранять от пожаров все леса, независимо от категорий. В то же время по методике федеральный бюджет деньги выделяет только на тушение лесных пожаров в эксплуатационных и защитных лесах. Между тем, в соответствии с лесным планом в Иркутской области 27% лесного фонда — это резервные леса. В методике они не учитываются. Получается, больше четверти нашей тайги никак не обеспечена  деньгами на охрану и борьбу с пожарами", — отмечает депутат ГД РФ Михаил Щапов.

По методике регионы с большой площадью лесного фонда могут получать меньше средств, чем субъекты, где леса практически нет.  Да и среди лесных территорий равенства не наблюдается. Например, в Якутии, где площадь лесов 127 млн га, субвенции на противопожарные мероприятия на один га составляют один рубль 80 копеек. В  Астраханской области, где лесов всего-то около 200 тысяч га, расходы на борьбу с пожарами достигают 93 рублей на гектар.

"Та же методика предусматривает покупку противопожарной техники, но не закладывает расходы на приобретение запчастей к ней и ГСМ. Не учитывает методика и удаленность лесных территорий, отсутствие инфраструктуры — в виде лесных дорог, просек и тому подобного. Этих переменных в расчетных формулах нет", — уточняется в сообщении.

Вопрос о пересмотре нормативов финансирования лесных регионов поднимался еще в 2015 году. И Рослесхоз даже пошел навстречу. В результате Иркутская область, получавшая до того момента  900 млн рублей, как сообщал региональный Минлесхоз, стала получать чуть более 1,3 млрд. Тем временем, все те мероприятия, которые федеральный центр требует от региона: лесовостановление, тушение пожаров, использование лесов — требуют расходов в 5 млрд рублей ежегодно.

Изменения методики в 2019 году тоже носили сугубо косметический характер. Поэтому осенью 2019 года депутат Госдумы Михаил Щапов внес законопроект о передаче полномочий по тушению лесных пожаров с регионального на федеральный уровень.

Михаил Щапов
Михаил Щапов

Депутат Государственной Думы

Автор фото: С сайта Госдумы

"Это сосредоточит и деньги, и ресурсы, и рычаги управления, и, что самое главное, ответственность в одном месте. Ведь кроме нехватки денег, техники и людей, есть и еще одна беда: неразбериха. У нас за тушение лесных пожаров отвечает ПЯТЬ различных ведомств! Региональные министерства лесного комплекса, или их аналоги, отвечают за земли лесного фонда. Структуры Министерства обороны отвечают за леса на своих землях. Лесами на особо охраняемых природных территориях федерального значения занимаются федеральные учреждения, заповедники или национальные парки. Муниципалитеты должны следить за лесами на землях поселений. Если гореть начинают поселки, то в дело включается МЧС. Естественно, когда дело доходит до выяснения, почему горят леса, начинается занимательная игра "передай ответственность другому".

Законопроект сейчас находится в Госдуме. Правительство уже дало заключение: "Создание пожарных подразделений на федеральном уровне потребует увеличения численности работников и дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на их содержание и материально-техническое обеспечение". Но автор (парламентарий Михаил Щапов), отмечается в заключении, источников не предложил, а правительство не знает откуда их взять.

""На самом деле, в законопроекте я предложил источник средств: взять те деньги, которые передаются сейчас регионам. Пусть федералы сами попробуют на них тушить пожары", — отмечает депутат.

"Фактически в своем заключении федеральное правительство признает, что денег не хватает, и брать на себя ответственность не хочет. Ведь проще постоянно сваливать проблемы на регионы. И время от времени грозить тому или иному "проштрафившемуся" губернатору, что отнимут у него почетное право тужить пожары в лесах и пусть ему будет стыдно. Хотя, надо полагать, регионы  с радостью бы отдали эти "почести"  федералам. Вот только дальше угроз дело не идет, и наверное и не пойдет", — резюмируется в сообщении.

201895
Политика