23 января 2014. Иркутская область может брать кредиты без особого опасения, поскольку финансовая ситуация в субъекте достаточно благоприятная. Так считают федеральные политические эксперты Константин Калачев и Евгений Минченко, при этом подчеркивая, что финансовая политика региона должна быть взвешенной и осторожной, это поможет избежать рисков для политической выживаемости губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко. Об этом сообщает РИА IrkutskMedia.
Минфин России подготовил законопроект об отзыве глав регионов за рост долговых обязательств. Как сообщают "Известия", сейчас документ проходит согласования с другими федеральными ведомствами. Депутаты Госдумы не исключают, что такой законопроект может быть принят уже в этом году. По данным экспертов, в зоне риска могут оказаться больше 10-ти губернаторов, в числе которых главы Кемеровской, Вологодской, Костромской, Рязанской, Тверской, Амурской областей, а также Мордовии, Северной Осетии. Законопроект будет предложен парламенту вместе с другими поправками в Бюджетный кодекс. В уже озвученном ведомством варианте говорится, что президент вправе отправить в отставку губернатора, если "реализуемые меры плана восстановления платежеспособности субъекта не привели к сокращению просроченной задолженности по долговым или бюджетным обязательствам субъекта по итогам одного из трех последних месяцев до уровня ниже 10% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта в последнем отчетном финансовом году.
Отметим, согласно официальной информации, размещенной на сайте регионального Минфина, уровень государственного долга Иркутской области на 1 января 2014 года составил 3,15 млрд рублей, в том числе бюджетные кредиты – 2,09 млрд рублей, кредиты банков и кредитных организаций – 1,06 млрд рублей. В 2013 году Иркутская область погасила 665 млн рублей бюджетных кредитов. Срок погашения большей части кредитов – 2015 и 2016 годы. Верхний предел госдолга, установленный законом Иркутской области, – 8,35 млрд рублей. Напомним, доходы бюджета региона в 2014 году составят 95,9 млрд рублей, расходы – 105,76 млрд. Дефицит в размере 9,7 млрд рублей власти планируют покрывать за счет субвенций из федерального бюджета и бюджетных кредитов.
Руководитель "Политической экспертной группы", политический консультант Константин Калачев не видит проблем для развития и кредитования Иркутской области.
Декан Сибирско-американского факультета (САФ) Иркутского государственного университета, доктор экономических наук Надежда Грошева считает, что посыл отзывать губернаторов за долги в корне не верен, поскольку Бюджетный кодекс РФ предполагает самостоятельность уровней бюджетной системы.
- По-хорошему, мы как регион, так и каждое муниципальное образование, сами определяем расходы, которые должны нести. Что происходит сегодня: учитывая некоторые федеральные указы, в частности, майские указы президента, региону приходится нести расходы, на которые он не рассчитывал и которые он осилить не может. Поэтому уровень долга объективно растет вслед за увеличением объема расходов, но это происходит не по вине региона или губернатора. Для того, чтобы отзывать любого губернатора за уровень долга, нужно еще доказать, что этот долг создан губернатором. А что касается нашего долга, мне кажется, в Минфине Иркутской области работают очень квалифицированные специалисты, которые ежедневно делают все возможно для балансировки бюджета. Если они прогнозируют рост госдолга, этому есть объективные причины, а не просто потому что им этого захотелось, - отметила Надежда Грошева.
Все эксперты сходятся во мнении, что майские указы президента "подсадили" бюджеты всех регионов. При этом жить в долг – это нормально, если регион способен рассчитаться с этими долгами, может его обслуживать. Например, Республика Мордовия, с одной стороны, обеспечила неплохие условия для своих жителей, но с другой стороны, накопила столько долгов, что уже не в состоянии их обслуживать. Вопрос в том, отмечают все эксперты, чтобы финансовая политика региона была взвешенной и осторожной, с учетом как текущей ситуации, так перспективы.
В этом году число регионов с долгами увеличиться, так как перспективы российской экономики в целом негативные, считает профессор МГУ, эксперт в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии Наталья Зубаревич.
"Среди этих регионов вполне может оказаться, например, Краснодарский край (долг - 103,2 млрд рублей, доходы в 2014 году — 116 млрд), Карелия (долг - 12,7 млрд рублей, доходы — 24,3 млрд) и многие другие, - рассказала Наталья Зубаревич "Известиям". - Этот закон Минфина прежде всего политический инструмент для решения экономических проблем. Но ситуация в том, что большинство регионов оказываются должниками вынуждено из обязательного выполнения губернаторами указов по повышению зарплат бюджетникам".
Надежда Грошева отмечает, что есть общемировой и общенациональный кризис в экономике, и объективное колебание цен на внешних рынках и общая негативная экономическая ситуация влияет на все регионы - у одного региона не может быть хорошей ситуации.
- От этого никуда не скроешься. Иркутская область всегда поддерживает достаточно хороший уровень социально-экономического развития, и есть ряд программ и проектов, которые реализуются. На самом деле, у нас не так плохо, как во многих других регионах. Я не могу сказать, что все плохо в регионе, - реализуется очень много инвестиционных проектов, много программ развития, и можно говорить о том, что при должной системе управления у нас область будет нормально развиваться, - считает эксперт.
Что касается влияния величины госдолга на политическую выживаемость главы региона, то эксперты не видят рисков для губернатора Иркутской области.
президент коммуникационного холдинга "Минченко консалтинг"
Автор фото: Взято в соцсетях Евгения Минченко
Я думаю, что губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко ничего не угрожает в связи с этой инициативой Минфина, потому что сейчас значительная часть регионов для выполнения указов президента начала брать кредиты. Но в Иркутской области финансовая ситуация достаточно благоприятная. И в этом смысле, я думаю, что сейчас такого большого риска для Ерощенко нет. При этом я бы не стал говорить, что долги станут основанием для отзыва тех или иных губернаторов, потому что яркий пример - Алексей Меркушкин, под управлением которого Мордовия стала чемпионом по долговой нагрузке в стране.
Между тем правительство России тоже озадачилось проблемой кредитования субъектов Федерации, но только со стороны зарубежных кредитных организаций. Накануне, 20 января, Дмитрий Медведев подписал постановление о требованиях к минимальному уровню кредитных рейтингов субъектов РФ. Это сделано для того, чтобы допустить на рынки заемного капитала только наиболее финансово устойчивые субъекты Федерации и снизить риск неисполнения регионами долговых обязательств. В соответствии с этим постановлением брать кредиты в зарубежных банках могут только те субъекты Федерации, у которых есть минимум два кредитных рейтинга от международных агентств.
У Иркутской области кредитов, выданных зарубежными банками или кредитными организациями, согласно Долговой книге региона, нет. Что касается рейтингов, то у региона есть только кредитные рейтинги, присвоенные Службой кредитных рейтингов международного агентства Standard & Poor"s (S&P), которая в декабре 2012 года повысила кредитные рейтинги Иркутской области с "ВВ" до "ВВ+". Рейтинг Приангарья по национальной шкале повышен с "rrAA" до "rrAA+". Прогноз на уровне "Стабильный". Пока ситуация такой и остается.
Эксперты полагают, что ограничением международных займов правительство стремится предотвратить закредитованность регионов.
"В основе большого разрыва доходов между субъектами лежит множество факторов - как объективных, так и субъективных. Например, даже при колоссальных усилиях и большом желании нельзя закачать нефть и газ в недра тех областей, которые не приспособлены к добыче энергоресурсов. Однако большие долги региона указывают и на несостоятельность системы управления - деньги можно получать не только от продажи природных ископаемых, а за счёт производства, научных исследований, развития финансового сектора. Кредитные ограничения со стороны правительства заставят муниципальные власти сначала решить имеющиеся проблемы, а потом уже задумываться о реализации грандиозных проектов. Если выполнение тех или иных работ напрямую повлияет на благосостояние региона, то необходимо постараться привлечь инвесторов", - отметил кандидат экономических наук, первый вице-президент общероссийской общественной организации "Российский Союз Инженеров" Иван Андриевский.
Однако, по данным Российского союза инженеров, с учётом требований по кредитному рейтингу сейчас на внешние кредиты могут рассчитывать только Москва и Санкт-Петербург, но перспектива есть ещё у пяти регионов. Отсюда вытекает однобокость нововведения - лидеры по развитию и уровню жизни получат ещё больше средств на воплощение проектов, что приведёт к ещё большей диспропорции между субъектами РФ.
Напомним, окончательно был утвержден бюджет Иркутской области на 2014 год на заседании Заксобрания 4 декабря. Парламентарии совместно с правительством региона составили подробный план работы над главным финансовым документом региона в следующем году.
Как сообщало РИА IrkutskMedia, первоочередной задачей властей Иркутской области и местного самоуправления в ближайшие три года будет повышение доходов бюджета.
Госдолг Иркутской области, предусмотренный бюджетом, не так страшен, как его представляют. Эксперты полагают, что госдолг дает возможность развиваться социальной сфере и экономике Иркутской области, а ситуация с величиной госдолга в Приангарье одна из лучших в стране. Вход в сложную экономическую ситуацию с величиной долга в 4,5% эксперты оценивают положительно, тем не менее высказывается мнение о необходимости менять программу социально-экономического развития, что и собирается делать Минэкономразвития Приангарья.
Между тем никакой катастрофы с бюджетом 2013-2014 годов Управление федеральной налоговой службы по Иркутской области не видит. Ситуация управляемая и для увеличения поступлений налогов совместно с Министерством финансов региона УФНС будет работать над ликвидацией схем выплаты "серой" зарплаты, считает руководитель Управления ФНС по Иркутской области Константин Зайцев.
Резервы для увеличения доходной базы бюджета есть. Нужно более оперативно вносить изменения в законодательство, чтобы не было ухода от налогообложения. С 2014 года ситуация должна изменится, поскольку вводится декларации на возмещение НДС и все документы будут подаваться в электронном виде, что позволит налоговым органам сопоставлять данные, и прекратить незаконное возмещение НДС.
Также с 2014 года вступает в силу закон об ответственности за незаконные налоговые операции, что позволит бороться с фирмами-однодневками. Еще одно нововведение – со следующего года налоговики смогут без предупреждения выходить с проверками по операциям, проведенными на счетах физических лиц в банках, если они вызывают вопросы о происхождении средств.
Напомним, согласно поправкам, резервный фонд Иркутской области предлагается уменьшить на 100 млн рублей, до 100 млн, в 2014 году. Социальные расходы в бюджете Иркутской области в 2014 году по сравнению с 2013-м увеличены на 17 млрд рублей. Все взятые социальные обязательства правительство Иркутской области намерено выполнить в полном объеме.
Как сообщало РИА IrkutskMedia, региональный бюджет на следующий год будет жестким, но управляемым. Сокращать неэффективные расходы, брать кредиты и работать с крупными компаниями собираются областные чиновники, чтобы бороться с кризисом и снижением поступлений налогов.
руководитель "Политической экспертной группы"
Автор фото: Фото со страницы Константина Калачева в соцсетях
С моей точки зрения Иркутская область – это регион, где развитие разных территорий не одинаково, где-то развитие, где-то застой, но в целом регион находится на подъеме. Иркутская область не является депрессивным регионом, она вполне уверенно поступательно устойчиво развивается. И, если регион собирается кредитоваться, я проблем не вижу. Другое дело, что для всех губернаторов, включая иркутского, будут некие ограничители. Должна включаться интуиция, самосохранение губернатора, потому что пока за долги никого не снимут, но за доведение региона до банкротства тоже по голове не погладят. Для Иркутской области я не вижу больших проблем.