Гений из Иркутска Николай Камов: великий создатель уникальных вертолетов

История жизни, успехов и неудач, которые возвели простого инженера на вершину отечественного вертолетостроения в материале ИА IrkutskMedia
Николай Камов
Фото: с сайта "Вертолеты России"

14 сентября. Основу современных летательных аппаратов, без которых просто невозможно представить себе настоящее, заложили истинные творцы и технические гении, некоторые прошли сложный, но интересный путь из сибирской глубинки до руководства в конструкторских бюро. Например, не все знают, что идея создания и разработки системы винтокрылых машин, впрочем, как и появление самого термина "вертолет", принадлежит инженеру-конструктору из Иркутска Николаю Камову. Об этой легендарной личности — в материале ИА IrkutskMedia.

В двадцатых годах прошлого столетия авиацией бредили все мальчишки Советского Союза. Николай Камов не стал исключением и уже с юношества знал, что хочет посвятить жизнь созданию авиационной техники. В мировую историю он вошел как человек, который создал уникальную винтовую систему вертолета. В отличие от классической, согласно которой устроено большинство вертолетов в мире (один несущий винт над кабиной и один рулевой — на хвосте), "Соосная" система Камова имеет два винта расположенных друг над другом.

Главным достоинством таких вертолетов считается их малогаборитность. Благодаря отсутствию хвостовой балки соосные машины очень маневренны. Такой вертолет может сесть на детскую площадку небольшого размера, может работать вблизи опушек леса, линий электропередач и в горах с крутыми склонами. Противолодочные вертолеты строятся исключительно по соосной схеме.

Легкость маневрирования вертолетов Николая Камова сыграла ключевую роль во время устранения последствий на Чернобыльской АС. Ка-27 были привлечены для работ в самом реакторе. Если бы Советский Союз в то время не обладал данными вертолетами, то для устранения аварии пришлось бы привлекать большее количество человеческих ресурсов, а это могло негативно сказаться на здоровье людей, подвергнуть риску их жизни.

Как все начиналось

Николай Камов родился 14 сентября (1 сентября по юлианскому календарю) 1902 года в Иркутске в семье преподавателя русской словесности. С детства будущий авиастроитель проявлял интерес к учебе и был способным ребенком. Уже в подростковом возрасте он свободно читал на нескольких языках. После окончания школы изобретатель знал, что хочет заниматься машиностроением и решил поступить на инженера. В те годы в Иркутске не было высших учебных заведений, и тогда семьей Николая было принято решение о его поступлении на механический факультет Томского технологического института.

Однажды, приехав на каникулы в Иркутск, молодой студент, прогуливаясь по улицам родного города, увидел пролетающий самолет. Зрелище настолько впечатлило юношу, что именно тогда он решил посвятить свою жизнь созданию летающий техники.

Институт он окончил с отличием и в историю вуза вошел как самый молодой выпускник и инженер. Получив диплом, Николай Камов приехал в Москву. Его карьера началась с рабочих профессий. В столице он проработал на нескольких заводах на должностях: слесаря, чертежника, инженера, испытателя и др. Однако тяга к летной технике не покидала его, поэтому по вечерам молодой человек изучал авиастроение. Постепенно шаг за шагом он набирал необходимый конструкторский опыт и стал настоящим специалистом в этой области.

В 1928 году в руки Николая Камова попадает газетная статья о новом изобретении Хуана де ла Серва "Автожир" (от греческих слов "ауто" — сам и "жиром" — вращение), с этого времени он впервые решает заняться созданием летной техники. Летательный аппарат испанца был необычен своими малыми размерами и отсутствием необходимости аэродрома для посадки. Ему хватало небольшой площадки, чтобы приземлиться. Тогда Николай Камов, вдохновленный таким изобретением, захотел повторить конструкцию автожира. Проектом нового вертолета он занимался после рабочего дня ежедневно с 19.00 до полуночи. Проживая с женой и дочерью в коммунальной квартире, 26-летний изобретатель самоотверженно работал над своим проектом даже в выходные.

Впоследствии в интервью он признавался, что им двигало желание создать что-то необыкновенное и новое, чтобы двинуть вперед советскую науку и технику.


Каскр-1. Фото: Изаксон А.М. "Советское вертолетостроение"

Так первый полет первого советского вертолета случился в 1929 году. Во время одного из испытаний, при попытке совершить круговой полет, новый летательный аппарат рухнул, что стало большим потрясением для Николая Камова. В течение жизни он не раз терпел неудачи, но упорство и нацеленность на результат не позволяли ему остановиться. После крушения первого вертолета инженер сделал выводы и доработал конструкцию "Каскр-2". Во время его испытаний Николай Камов познакомился с будущим родоначальником самых массовых вертолетов в мире Михаилом Милем.

Интересно, что два талантливых конструктора провели свое детство по соседству друг с другом в столице Приангарья, но их знакомство состоялось лишь спустя много лет.


Следующая новость
18+
© 2005—2024