Основу современных летательных аппаратов, без которых просто невозможно представить себе настоящее, заложили истинные творцы и технические гении, некоторые прошли сложный, но интересный путь из сибирской глубинки до руководства в конструкторских бюро. Например, не все знают, что идея создания и разработки системы винтокрылых машин, впрочем, как и появление самого термина "вертолет", принадлежит инженеру-конструктору из Иркутска Николаю Камову. Об этой легендарной личности — в материале ИА IrkutskMedia.
В двадцатых годах прошлого столетия авиацией бредили все мальчишки Советского Союза. Николай Камов не стал исключением и уже с юношества знал, что хочет посвятить жизнь созданию авиационной техники. В мировую историю он вошел как человек, который создал уникальную винтовую систему вертолета. В отличие от классической, согласно которой устроено большинство вертолетов в мире (один несущий винт над кабиной и один рулевой — на хвосте), "Соосная" система Камова имеет два винта расположенных друг над другом.
Главным достоинством таких вертолетов считается их малогаборитность. Благодаря отсутствию хвостовой балки соосные машины очень маневренны. Такой вертолет может сесть на детскую площадку небольшого размера, может работать вблизи опушек леса, линий электропередач и в горах с крутыми склонами. Противолодочные вертолеты строятся исключительно по соосной схеме.
Легкость маневрирования вертолетов Николая Камова сыграла ключевую роль во время устранения последствий на Чернобыльской АС. Ка-27 были привлечены для работ в самом реакторе. Если бы Советский Союз в то время не обладал данными вертолетами, то для устранения аварии пришлось бы привлекать большее количество человеческих ресурсов, а это могло негативно сказаться на здоровье людей, подвергнуть риску их жизни.
Как все начиналось
Николай Камов родился 14 сентября (1 сентября по юлианскому календарю) 1902 года в Иркутске в семье преподавателя русской словесности. С детства будущий авиастроитель проявлял интерес к учебе и был способным ребенком. Уже в подростковом возрасте он свободно читал на нескольких языках. После окончания школы изобретатель знал, что хочет заниматься машиностроением и решил поступить на инженера. В те годы в Иркутске не было высших учебных заведений, и тогда семьей Николая было принято решение о его поступлении на механический факультет Томского технологического института.
Однажды, приехав на каникулы в Иркутск, молодой студент, прогуливаясь по улицам родного города, увидел пролетающий самолет. Зрелище настолько впечатлило юношу, что именно тогда он решил посвятить свою жизнь созданию летающий техники.
Институт он окончил с отличием и в историю вуза вошел как самый молодой выпускник и инженер. Получив диплом, Николай Камов приехал в Москву. Его карьера началась с рабочих профессий. В столице он проработал на нескольких заводах на должностях: слесаря, чертежника, инженера, испытателя и др. Однако тяга к летной технике не покидала его, поэтому по вечерам молодой человек изучал авиастроение. Постепенно шаг за шагом он набирал необходимый конструкторский опыт и стал настоящим специалистом в этой области.
В 1928 году в руки Николая Камова попадает газетная статья о новом изобретении Хуана де ла Серва "Автожир" (от греческих слов "ауто" — сам и "жиром" — вращение), с этого времени он впервые решает заняться созданием летной техники. Летательный аппарат испанца был необычен своими малыми размерами и отсутствием необходимости аэродрома для посадки. Ему хватало небольшой площадки, чтобы приземлиться. Тогда Николай Камов, вдохновленный таким изобретением, захотел повторить конструкцию автожира. Проектом нового вертолета он занимался после рабочего дня ежедневно с 19.00 до полуночи. Проживая с женой и дочерью в коммунальной квартире, 26-летний изобретатель самоотверженно работал над своим проектом даже в выходные.
Впоследствии в интервью он признавался, что им двигало желание создать что-то необыкновенное и новое, чтобы двинуть вперед советскую науку и технику.
Каскр-1. Фото: Изаксон А.М. "Советское вертолетостроение"
Так первый полет первого советского вертолета случился в 1929 году. Во время одного из испытаний, при попытке совершить круговой полет, новый летательный аппарат рухнул, что стало большим потрясением для Николая Камова. В течение жизни он не раз терпел неудачи, но упорство и нацеленность на результат не позволяли ему остановиться. После крушения первого вертолета инженер сделал выводы и доработал конструкцию "Каскр-2". Во время его испытаний Николай Камов познакомился с будущим родоначальником самых массовых вертолетов в мире Михаилом Милем.
Интересно, что два талантливых конструктора провели свое детство по соседству друг с другом в столице Приангарья, но их знакомство состоялось лишь спустя много лет.
В 1940 году под Москвой впервые был открыт завод винтовых аппаратов, директором которого был назначен Николай Камов. Чуть позже он стал и главным конструктором завода, а его заместителем стал Михаил Миль.
В годы Великой Отечественной войны завод, на котором работали создатели будущих легендарных вертолетов, расформировали.
С 1945 года Николай Камов работал в ЦАГИ. Там он начал разработку легендарного вертолета соосной схемы "Ка-8".
Данная схема, ставшая позже фирменным отличием камовских машин, была известна давно. Еще Михайло Ломоносов в 1754 году демонстрировал модель аэродинамической машины с двумя винтами на одной оси. Многие конструкторы экспериментировали с подобной схемой, признавая ее преимущества: компактность и маневренность, но под натиском научных и производственных трудностей они сдавались.
В конце 1946 года министерство авиационной промышленности СССР поддержало проект, и вертолет собрали достаточно быстро. Уже 1948 году Николай Камов продемонстрировал аппарат высшему руководству страны во время парада в День Военно-воздушного флота. Мобильный и очень маневренный вертолет "Ка-8" "Иркутянин" произвел настоящий фурор в области авиастроения. Тогда-то впервые и был объявлен во всеуслышание термин "вертолет".
В октябре 1948 года постановлением совета министров СССР создано опытное конструкторское бюро (ОКБ-2), на котором Николай Камов был назначен главным конструктором.
Под личным руководством Николая Камова были созданы соосные вертолеты: Ка-8 "Иркутянин" (1945 — 1948); Ка-10 (1949 — 1953); Ка-15 (1950 — 1956); Ка-18 (1955 — 1960); 2-турбинный Ка-25 (1958 — 1968); 2-двигательный Ка-26 (1964 — 1967); 2-турбинный экспериментальный Винтокрыл Ка-22 (1953 — 1964). Воздушные детища конструктора неоднократно получали высшие награды на ВДНХ и на всемирном авиасалоне в Ле-Бурже.
В течение нескольких последних лет жизни Николай Камов удостоился многих значимых наград: Героя Социалистического Труда, Двух орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, медалей и Государственной премии СССР.
Также мало кто знает, что камовцы стали создателями аэросаней, которые долго использовались в районах Крайнего Севера, где до их появления жители были вынуждены пользоваться оленями и собачьими упряжками.
В 1973 году конструкторское бюро отмечало 25-летний юбилей со дня своего образования. А спустя несколько дней Николай Камов ушел из жизни.
Незадолго до смерти в одном из своих интервью он рассказал, что всю жизнь имел возможность заниматься любимым делом, идти неуклонном путем, творить и реализовывать свои способности.
За всю историю существования камовцы доказали способность идти своим уникальным путем. Даже после смерти Николая Камова коллектив предприятия шел прежним курсом.
Вертолеты Камова — это воплощение технической смелости, самобытности и целеустремленности, а соосная система до сих пор остается визитной карточкой фирмы "Камов" и национальным достоянием России.
Имя Николая Камова с 1992 года носит Ухтомский вертолетный завод в Люберцах. Мемориальные доски конструктора установлены на здании управления завода в Иркутске по улице Декабрьских событий, 20, а также на доме, в котором жил советский инженер. Его именем названы улицы в Москве, Люберцах, Улан-Удэ. В 2002 году в честь Камова была выпущена почтовая марка России. А в 2019 году Президент Владимир Путин подписал указ о присвоении аэропорту Томска имени Николая Камова.
Осенью 2019 года стало известно, что конструкторские бюро "Миль" и "Камов" решено объединить в единую структуру — Национальный центр вертолетостроения (НЦВ).
Настоящей грозой воздушного пространства считаются винтокрылые машины, созданные уже после смерти Николая Камова — Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ка-52, Ка-62 и другие.
Николай Камов. Фото: с сайта "Вертолеты России"