Михаил Миль
Фото: ИА IrkutskMedia

Из Иркутска в Герои социалистического труда: конструкторский путь Михаила Миля

О жизненном пути создателя нескольких поколений отечественных вертолетов - в материале ИА IrkutskMedia

Общество

22.11.2023

Россия традиционно и вполне заслуженно славится светлыми умами конструкторского дела. Одним из таких по праву считается уроженец Иркутска Михаил Миль — человек создавший не просто винтокрылую машину, а целое направление в вертолетостроении не только российского, но и мирового масштаба. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.

Детство и юность Михаила Миля

Михаил Миль родился в Иркутске в семье железнодорожника Леонтия Самойловича и дантиста Марии Ефимовны 22 ноября 1909 года. Примечательно, что в год появления на свет Михаила знаменитый конструктор Игорь Сикорский, который позже будет восхищаться Милем, создал свой самый первый вертолет. Также стоит отметить, что свое детство Миль провел по соседству с еще одним великим авиастроителем — Николаем Камовым, который проживал по улице Декабрьских Событий, 20. Несмотря на то, что наш герой жил в 500 метрах от Камова по адресу: Карла Либкнехта, 5, познакомились гении авиастроения лишь в Москве много лет спустя.

1 / 2

Помимо этих совпадений о великом будущем мальчика говорили его многочисленные успехи. С ранних лет Михаил Миль отлично рисовал. Также он увлекался музыкой. Ему легко давались иностранные языки. Несмотря на свои начинания в живописи и музыке Михаил, когда ему стукнуло 10 лет, увлекся авиамоделированием (те годы можно ознаменовать как эру повального увлечения авиацией в СССР) и принял участие в Сибирском конкурсе авиамоделистов. Его работу отметили специалисты. Они отправили мальчика в Новосибирск на следующий этап соревнований, где он завоевал один из призов.

Чуть позже, в 1925 году, иркутянин Михаил Миль поступил в Сибирский технологический институт. В планерной студенческой секции он сконструировал легкий одноместный планер и совершил на нем свой первый полет. Однако во время учебы на втором курсе Михаила исключили из института по доносу "за непролетарское происхождение". В связи с этим Михаилу пришлось проработать год в Новосибирске в кожевенной лаборатории. И только потом он, как представитель пролетариата, уже без проблем поступил на 3 курс механического факультета Донского политехнического института в Новочеркасске, в котором была открыта авиационная специальность.

Там ему предоставили возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в СС. Отметим, что в те годы особое влияние на Миля оказали лекции по аэродинамике, который читал молодой профессор Владимир Левков, впоследствии создавший первые в мире суда на воздушной подушке.

В 1929 году Михаил Миль узнал о принципиально новом летательном аппарате — автожире, который в 1919 году сконструировал гражданин Испании Хуан де ла Сиерва. Миль начал изучать теорию его полета. Он обратился с письмом к тому самому Николаю Камову, на тот момент заведующему отделением автожиров в ЦАГИ, и получил приглашение в рамках летней практики поучаствовать в создании первого отечественного автожира КАСКР-1.

По окончании института в 1931 году Михаил Миль был направлен на Таганрогский авиазавод. Однако, заручившись рекомендацией Камова, молодой гений смог изменить свою судьбу. Он убедил комиссию в том, что принесет больше пользы для государства, если отправится заниматься автожирами в ЦАГИ. В Центральном аэрогидродинамическом институте Михаил участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15.

Спустя год он стал начальником бригады аэродинамики отдела особых конструкций ЦАГИ. В этот период появилась первая научная публикация Михаила Миля — "О разбеге автожира" (12+) в журнале "Техника воздушного флота" (12+). Получая в ЦАГИ относительно небольшую зарплату, молодой конструктор подрабатывал учителем немецкого языка и редактором. В 1932-1936 годах Михаил Миль руководил бригадой аэродинамики и экспериментальных расчетов отдела особых конструкций Центрального аэрогидродинамического института.

За эти годы под его руководством были разработаны фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых летательных аппаратов, в том числе общая теория несущего винта, применимая для различных случаев его обтекания. Позже, в 1936-1939 годы, он был инженером в опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам. А 21 марта 1939 года было принято решение о строительстве завода по производству автожиров, на котором Михаил Миль стал заместителем Николая Камова.

Деятельность Михаила Миля во время Великой Отечественной войны

К началу 1940 года Михаил Миль стал одним из ведущих отечественных специалистов по теории автожиров и вертолетов. Помимо теоретических исследований он также имел и богатый практический опыт. Михаил конструировал лопасти и другие агрегаты, изучал особенности автожиров с прыжковым взлетом.

В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 годы Михаил Миль работал в эвакуации в поселке Билимбай Свердловской области, в основном занимаясь модернизацией боевых самолетов, а также улучшением их устойчивости и управляемости. Там же работал Камов.

Примечательно, что во время эвакуации Михаилу было поручено уничтожить архив отдела особых конструкций, чтобы он не достался врагу. Но этот архив содержал в себе итог многих лет работы. Уничтожить его наш герой так и не решился. Более того, Миль сумел вынести документы из лаборатории и увезти их с собой. Впоследствии спасенные документы пригодились при проектировании вертолетов.

Важно отметить, что Михаил не всегда оказывался в стороне от передовой. Так в 1941-1942 годов на фронт был переброшен отряд из пяти автожиров, совершивший 20 боевых вылетов. В составе отряда был и Михаил Миль. В боевых условиях под Москвой автожиры планировалось использовать в качестве корректировщиков артиллерийского огня, но аппараты оказались пригодными только для тылового использования.

Истории известен эпизод, свидетельствующий о решительности Михаила Миля в критических обстоятельствах: когда после быстрого прорыва немцев ему пришлось пригрозить оружием, чтобы предотвратить панику среди вверенных ему людей и обеспечить разборку и эвакуацию автожиров в тыл.

В годы войны советские летчики, помимо всего прочего, встретились со следующей проблемой: нагруженный боеприпасами самолет, потеряв скорость, тут же попадал в штопор. Выйти из данного положения было весьма трудно, поскольку пилоту не хватало физической силы. Михаил Миль справился с этой проблемой, разработав специальное устройство.

Его испытания проходили на фронтовом аэродроме в присутствии командующего. Летчики не очень доверяли новому изобретению. Поскольку введение самолета в штопор — смертельно опасно для экипажа, поэтому никто из летчиков не хотел тестировать новинку. Положение спас летчик Эдуард Лебединский. Испытания устройства прошли успешно. В скором времени изобретение было пущено в серийное производство. В течение нескольких месяцев Миль находился на аэродромах, лично устанавливал устройство на самолеты и объяснял летчикам принцип его действия.

Параллельно Миль совместно с Пасхиным разрабатывали оригинальную конструкцию противотанкового ружья, чтобы вести огонь по танкам и ДОТам реактивными снарядами РС-82. К сожалению, довести его до производства не удалось, а сам Михаил при испытаниях чуть не получил тяжелые увечья от раскаленной реактивной струи. От тяжелых ожогов его спас наброшенный на него полушубок.

Отметим, что за годы войны наш герой понес множество потерь. Так, по дороге в эвакуацию умер его 5-летний сын. Прожив всего девять дней в роддоме без отопления умерла от холода новорожденная дочь. Миль на тот момент еще даже не знал о ее рождении. Также Михаил Леонтьевич потерял мать и родного брата.

В 1945 году иркутянин успешно защитил докторскую диссертацию "Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера", после чего возглавил в ЦАГИ лабораторию № 5. В ней он занимался работой над устойчивостью самолетов, разрабатывал вертолеты. За работы по усовершенствованию боевых самолетов Миль в 1945 году получил орден Отечественной войны. Кроме того, в военные годы им был получен орден Красной Звезды.

1 / 2

Создание вертолетов

Михаил Миль всегда мечтал создать аппарат, способный подниматься в воздух с помощью винтов. Конструктор настойчиво писал Иосифу Сталину, убеждая того в необходимости начать работы по созданию таких машин. В результате Сталин дал добро на организацию в Москве конструкторского бюро (КБ) по геликоптеростроению во главе с Милем. В декабре 1947 года оно было создано на базе завода № 383 МАП. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково летчиком-испытателем Матвеем Байкаловым.

Первые тестирования двух опытных машин закончились трагедией. В первом случае при определении потолка машины на высоте 5,2 тысячи метров в системе управления замерзла смазка. К счастью, пилот успел покинуть машину. Правда, при приземлении Байкалов повредил ногу и был отстранен от полетов, которые на втором экземпляре машины продолжил его товарищ Марк Галлай.

После возвращения в строй, Байкалов совершил 13 демонстрационных полетов на Ми-1. Четырнадцатый вылет оказался роковым. После перегона машины с испытательного аэродрома заказчику (НИИ ВВС) в точке посадки произошла катастрофа: из-за раковины в сварке обломился вал рулевого винта. Высота полета оказалась недостаточной для прыжка с парашютом, в следствии чего Байкалов погиб.

Миля шокировала гибель пилота. После изучения всех обстоятельств произошедшего определили причину трагедии: в дальнейшем карданный вал хвостовой трансмиссии вертолетов Ми-1 стали выполнять из точеных стволов артиллерийских орудий. После войны их было предостаточно. Отметим, что больше подобных катастроф с Ми-1 не было.

Потолок машины главный конструктор определил в 3 тысячи метров, для трансмиссии был подобран незамерзающий сорт смазки. Испытания третьей машины должны были решить судьбу конструкторского бюро и самого конструктора.

Поучавствовать в испытаниях вызвался известный летчик Всеволод Винницкий. К нему присоединились Марк Галлай и Георгий Тиняков. Машина блестяще прошла испытания. Именно на ее базе в 1949 году был создан первый советский вертолет Ми-1. На нем было установлено 27 абсолютных мировых рекордов.

В начале 1950 года вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолетов ГМ-1 под обозначением Ми-1. В 1964 году Михаил Миль стал генеральным конструктором опытного конструктного бюро. Его коллективом были созданы вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и другие.

Ми-8

Ми-8. Фото: ИА PrimaMedia

Позже на разработанных в КБ вертолетах было установлено 60 официальных мировых рекордов.

В 1958 году Миль получил Ленинскую премию, а в 1968 году он был награжден Государственной премией СССР. В 1966 году Михаилу Милю было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Созданные под руководством Миля вертолеты Ми-2 и Ми-4 стали легендой, а Ми-8 — самым массовым двухдвигательным вертолетом на Земле. Десантный Ми-6 стал первым вертолетом с двумя двигателями и газотурбинной силовой установкой грузоподъемностью 12 тонн. Ми-10, который также называют "летающий кран", — стал самым массивным транспортным вертолетом.

К слову, у двухвинтового гиганта Ми-12 также есть простонародное название. За то, что он поднял рекордный вес в 40 тонн, ему была дано прозвище "слон". Отметим, что Ми-12 совершил первый удачный вылет при жизни конструктора, установил множество мировых рекордов грузоподъемности, которые до сих пор никем не повторены.

Триумфом работы конструктора стал показ его уникальных машин на авиационной выставке в Париже в 1965 году. Сын основателя вертолетостроения Игоря Сикорского, Сергей, константировал, что в области тяжелых вертолетов Миль не только догнал Америку, но и по ряду параметров ушел далеко вперед.

Смерть и след Миля

Над временем никто не властен. Михаил Миль умер 31 января 1970 года от инсульта, не дожив до начала эксплуатации и триумфа первого советского ударного вертолета Ми-24.

Ми-24

Ми-24. Фото: Pixabay.com

Был похоронен гениальный конструктор на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково Московской области. 

Несмотря на то, что Миля уже нет с нами, его дело до сих пор живет. Вертолеты марки Ми эксплуатируются в более чем 100 государствах. По научному труду Миля "Вертолеты" (16+) до сих пор обучаются отечественные и иностранные инженеры-конструкторы.

Именем Михаила Миля названы улицы во многих городах РФ. Также его имя носит Московский вертолетный завод. 

В 2009 году на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара в Москве был установлен бюст нашего героя. На корпусе факультета технологических машин и роботов ЮРГТУ (НПИ) (Новочеркасск) установлена мемориальная доска: "Здесь учился и окончил НПИ в 1931 году конструктор вертолетов Ми, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук Михаил Леонтьевич Миль. 1909-1970 гг.".

Также в 2009 году в Иркутске в честь 100-летия со дня рождения Михаила Миля по инициативе поэта Геннадия Гайды была установлена мемориальная доска на доме, в котором Миль жил в детстве.

А в 2019 году Михаилу посвятили фильм, названный "Небо измеряется милями" (12+).