Судьба Международного аэропорта Иркутска остается неизвестной уже в течение полутора лет. На лакомый кусочек претендуют несколько крупнейших компаний, в том числе "Новапорт" и "БазЭл". Однако определенности до сих пор нет, одни только разговоры. В ситуации попыталось разобраться ИА IrkutskMedia.
А начиналось все красиво и легко…
Шумиха вокруг главного авиаузла региона началась еще в конце 2014 года, когда 31 декабря президент Владимир Путин подписал указ о передаче иркутского аэропорта в собственность региона, и в апреле 2015-го Минимущества Приангарья стало единственным акционером воздушных ворот.
Правительство Приангарья ранее уже заявляло, что после смены собственника аэропорт ждет реконструкция, также шла речь и о строительстве нового комплекса.
Как отмечал врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко, возведение нового аэропорта, который должен стать крупным логистическим хабом в области, невозможно без реконструкции нынешнего. Более того, это фактически не будет иметь смысла, поскольку речь идет в том числе и об увеличении пассажиро— и грузопотока.
Но не только "серый дом" был заинтересован в модернизации и строительстве нового воздушного узла. Иркутский аэропорт привлек также внимание госкорорации "Ростех" Сергея Чемезова.
"Сегодня мы вместе пытаемся создать большой авиационный комплекс, и я надеюсь, что мы этот комплекс создадим. Он будет не только региональным, но и большим международным", — заявлял ранее Сергей Чемезов.
В 2015 году правительство вместе с "Внешэкономбанком" занималось разработкой предложений для возможных акционеров. В тот момент интерес проявляли компания "Новапорт" Романа Троценко и холдинг "Базовый элемент" ("БазЭл") Олега Дерипаски.
"Кто предоставит лучшие условия, — прогнозов нет", — цитировал и.о. министра экономического развития Руслана Кима ТАСС.
"Красные" в городе
В сентябре 2015-го кресло губернатора занял коммунист Сергей Левченко. Казалось, что с приходом "свежей" крови судьба аэропорта решится. Однако пока только одни разговоры.
Сергей Левченко в конце октября на встрече с журналистами затронул эту тему и заявил о своем намерении обсудить вопрос с "Ростехом" и общественностью.
"Мы уже встречались с руководством "Ростеха" и обсуждали проект, касающийся действующего аэропорта и его модернизации, и договорились о том, что специалисты, которые этот вариант нарабатывали и далеко продвинулись, приедут, и мы постараемся на презентации высказать все то, что есть у жителей Иркутска и Иркутской области, и местных специалистов", — сказал глава региона.
Компания "Ростех" в свою очередь после смены власти отошла в тень. Все активнее стали проявлять интерес "Новапорт" и "БазЭл".
В декабре Сергей Левченко поднял вопрос о реконструкции взлетно-посадочной полосы. И это на сегодняшний день единственное, что действительно удалось довести до конца. "Взлетку" отремонтировали к концу июня 2016 года.
В начале лета в СМИ появилась информация о том, что контрольный пакет (50% плюс одну акцию) авиаузла Приангарья без конкурса получит компания "Новапорт" Романа Троценко. Это подтвердили и в правительстве Иркутской области. Планировалось, что регион и "Новапорт" создадут совместное предприятие, в уставный капитал которого войдут акции и доли 11-ти малых аэропортов Приангарья: Бодайбо, Братска, Ербогачена, Железногорска-Илимского, Жигалово, Казачинского, Качуга, Киренска, Мамы, Усть-Илимска и Усть-Кута. При этом сообщалось, что "Базэл" Олега Дерипаски в дальнейшем не будет настаивать на проведении открытого конкурса.
— Достигнута договоренность с компанией "Новапорт" по 50% и одной акции аэропорта. Что касается компании "Базэл", на прошедшей встрече за закрытыми дверями губернатора с Олегом Дерипаской были найдены точки соприкосновения по вопросу аэропорта, "Базэл" отказался от своих планов, — рассказал источник в облправительстве.
Однако в этот же день "Базовый элемент" ответил на это заявление. В компании пояснили, что "Базэл" подтверждает свой интерес к Международному аэропорту Иркутска, а также выражает озабоченность появившейся информацией о достижении договоренностей по развитию авиаузла между правительством Иркутской области и компанией "Новапорт" без проведения конкурса.
Буквально через две недели губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявил, что аэропорт должен оставаться на балансе области и продаже этот объект не подлежит. По его словам, сейчас рассматриваются различные организационные формы управления объектом, в том числе путем создания управляющей компании или в рамках государственно-частного партнерства.
"Это – стратегический объект. У тех, кто интересуется этими активами, несколько другой подход к развитию аэропорта – им интересна именно дальнейшая его продажа. Но тогда не будет гарантии развития аэропорта, которое нужно нам. Область должна влиять на весь процесс модернизации аэропорта и строительства нового", – заявил Сергей Левченко.
После этого сообщения шумиха вокруг иркутского аэропорта утихла, но ненадолго. В середине июля ФАС предупредила правительство Иркутской области о недопустимости передачи компании "Новапорт" права на реализацию проекта модернизации аэропорта без конкурса, чем подлила масла в огонь.
"ФАС России на основании статьи 257 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" предостерегает от совершения планируемых действий в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению статьи 15 и/или 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", — говорится в сообщении ведомства.
На сегодняшний день "БазЭл" готов развивать иркутский аэропорт на условиях государственно-частного партнерства. Группа уже направила сообщение о готовности развивать аэропорты по форме, которую выберут регион и инвестор совместно.
"Компания готова предложить качественное конкурентное решение по комплексному развитию гражданской авиации региона, в рамках которого планируется развитие существующего аэропортового комплекса Иркутска, проектирование, строительство и эксплуатация нового аэропорта, а также развитие малых региональных аэропортов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов в небольших населенных пунктах Иркутской области", — сообщили в компании.
В свою очередь, комментарий в компании "Новапорт" получить не удалось. Еще месяц назад ИА IrkutskMedia направило официальный запрос. Однако ответ до сих пор не получен.
Что сегодня говорят власть имущие?
Судьбу авиаузла вновь затронули две недели назад во время визита в Иркутск министра транспорта РФ Максима Соколова. Сергей Левченко тогда заявил, что о продаже иркутского аэропорта речи не идет. Сейчас прорабатываются все возможные варианты по модернизации воздушной гавани. Правительство обратилось ко всем, кто готов инвестировать в совершенствование аэропортов области, отметил губернатор.
"Сейчас они, к сожалению, влачат жалкое существование и их нужно модернизировать и включать в единую диспетчерскую систему. Если какая-то из компаний будет готова на таких условиях инвестировать — мы будем с ними работать. Речь не идет о продаже аэропорта — это совершенно не вяжется с нашими планами", — сказал глава региона.
Максим Соколов подчеркнул, что развитие аэропорта должен обеспечить сам регион. В федеральные же задачи входит создание новой взлетной-посадочной полосы и других объектов.
"Пока это соглашение находится в подзависшем состоянии, но мы рассчитываем, что привлекательность Иркутской области как крупного воздушного узлового аэропорта находится на высоком уровне, и инвесторы сюда придут. Будет это "Новапорт" или какая-то другая компания — решать правительству Иркутской области", — сказал министр.
Таким образом, судьбу главного авиаузла региона обсуждают уже в течение полутора лет. Власть сменилась, крупные компании не раз проявляли интерес к аэропорту. Однако вопрос о том, кому он достанется, по-прежнему остается открытым.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Накал страстей вокруг аэропорта Иркутска нарастает: что ждет главный авиаузел региона