Начинающим предпринимателям в Иркутске для успешного старта проекта не хватает опыта по развитию бизнеса, считает руководитель развития региональной партнерской сети Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Станислав Триерс. По словам эксперта, в первую очередь нужно понять проблему, которую смогут решить новые продукт или технология. Стартаперы же чаще всего начинают разрабатывать продукт, а потом пытаются продать его. О тонкостях подхода к развитию стартапов в блиц-интервью корр. ИА IrkutskMedia рассказал Станислав Триерс.
- Станислав, вы уже не первый раз в Иркутске, знакомы с некоторыми проектами. Скажите, пожалуйста, какие минусы присущи именно иркутским проектам?
- В Иркутске всем проектам, как и в других городах России, наверно, кроме Москвы и каких-то ключевых городов, где IT-стартапы ушли немного вперед (Новосибирск, Казань, Екатеринбург), не хватает опыта именно по развитию бизнеса, стартапов. Видны ключевые ошибки, которые совершают все: это непонимание клиента, проблемы, которую они решают. Стартаперы просто начинают отталкиваться от какого-то решения, каких-то технологий, думают, кому это продать. Хотя самое главное – понять проблему, которую твоя технология будет решать. Я думаю, необходимо определенное время, необходимы образовательные проекты, подобные стартап-школе "Тайга", которые будут рассказывать, как нужно делать бизнес поэтапно. По сути университетская база в Иркутске сильная, потенциал города достаточно хороший. Я думаю, что в ближайшее время мы уже сможем увидеть хорошие проекты. Я приезжаю к вам уже третий раз и вижу, что есть изменения, улучшения.
- Среди проектов выделяются какие-то отрасли?
- Нет. Я этого не вижу. Периодически в городах, где сильная научная база, прослеживаются высокотехнологичные проекты, но не всегда, и это не закономерность. Иркутск не выделяется этим. Как и во всех городах есть тренды рынка, и проекты стараются в эти тренды попасть.
- На прошлой неделе в Иркутске прошел стартап-марафон ФРИИ, где вы выступали в качестве эксперта. В чем заключается цель подобных мероприятий?
- Дать обратную связь проектам, показать основные проблемы, "узкие" места, попробовать сообща составить дорожную карту, чтобы ребята понимали, что необходимо дальше делать, как развиваться. Также некоторые участники приходят, чтобы просто познакомиться с этой сферой или влиться в какую-то команду, если им понравился проект.
- Начинающие предприниматели, с которыми вы на аналогичных мероприятиях работаете, поддерживают с вами связь в дальнейшем?
- Да, я всегда оставляю свои контакты, через социальные сети меня найти достаточно легко. Как минимум 50% ко мне повторно обращаются, консультируются. Ребята, с которыми мы построили план действий, начинают по нему работать, получают результаты и хотят проконсультироваться. Мы продолжаем работать.
- Станислав, по вашему мнению, в сравнении с развитием зарубежных стартапов, чего не хватает в России?
- Там больше мероприятий, больше инфраструктурщиков: это бизнес-инкубаторы, акселераторы, которые помогают развиваться. Это вопрос времени, я думаю, у нас также будут появляются и конкуренты школы "Тайга". Это хорошо, когда на рынке несколько точек притяжения, не только одна стартап-школа.
Недавно мне на глаза попалось исследование - студенты считают идеальным работодателем "Газпром".
- Студенты выбирают, скорей всего, по принципу, где больше платят.
- Где спокойнее, гарантированная оплата труда, минимальные риски. Ведь предпринимательство – это же непосредственное рисковое занятие. Я думаю, когда появится понимание того, что необходимо становиться предпринимателем, менять что-то вокруг себя, тогда и у нас будут появляться звезды.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Стартап-марафон ФРИИ в Иркутске прошел в "домашней" обстановке