Замешиваю уксус с содой в унитазе и получаю взрыв чистоты. Налет слезает уже на утро
3 декабря, 09:00
Гороскоп на 4 декабря: приятные сюрпризы для Овнов и судьбоносная встреча для Львов
00:00
В Свердловском районе Иркутска частично восстановлено электроснабжение
3 декабря, 21:21
Обзор самых популярных новостей за 3 декабря
3 декабря, 21:00
Объявлен тендер на строительство новой дороги в Нукутском районе
3 декабря, 20:20
Опрос: три четверти россиян учитывают необходимость уплаты налога при открытии вкладов
3 декабря, 20:10
Ваши драники впечатлят самых придирчивых гурманов - справится даже новичок
3 декабря, 20:00
Обрушение лестницы произошло в одном из аварийных домов
3 декабря, 19:35
Пропавшего 22-летнего парня нашли мертвым в Бурятии
3 декабря, 19:18
Суд оставил в силе штраф за нарушение антимонопольного закона в отношении "СПМК-7"
3 декабря, 19:18
ВТБ определил топ-3 актуальных схем инвестиционного мошенничества 
3 декабря, 19:09
Девять новых теплиц установили в иркутском "Горзеленхозе"
3 декабря, 18:48
ВТБ: что может поддержать финансирование крупных проектов
3 декабря, 18:03
Более 2 млн розничных клиентов РНКБ перейдут в ВТБ в 2025 году
3 декабря, 17:47
ВТБ спрогнозировал пик ставок по вкладам
3 декабря, 17:26
В Иркутске при поддержке ЕР пройдут соревнования по многоборью ГТО
3 декабря, 17:14

Архитектор Иркутска: Планов по изменению облика города предостаточно

В комитете по градостроительной политике разрабатывают стратегию развития областного центра
31 октября 2016, 18:30 Общество ТрансХаос
Главный архитектор Иркутска Сергей Александров Тимур Балашов, ИА IrkutskMedia
Главный архитектор Иркутска Сергей Александров
Фото: Тимур Балашов, ИА IrkutskMedia

Иркутск задыхается от проблем, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, городу необходимы новые развязки и магистральная дорога, которая соединит объездную дорогу Первомайский – Университетский с объездной дорогой Ново-Ленино. В комитете по градостроительной политике Иркутска разработали стратегию развития областного центра на ближайшие десятилетия. Об этом и многом другом в интервью корр. ИА IrkutskMedia рассказал главный архитектор Иркутска Сергей Александров.

— Сергей Анатольевич, расскажите подробнее о стратегии развития Иркутска на ближайшие годы.

— Давайте поговорим о том, какая работа проводится сейчас, каким мы ожидаем увидеть город Иркутск в обозримой перспективе, а также через 30-40 лет. В этом году мы совместно с АНО "Иркутские кварталы" провели конкурс на концепцию пространственного развития города Иркутска. В конкурсе приняли участие ведущие градостроительные проектные организации нашей страны – это ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" совместно с Архитектурным бюро "Осоженка", питерская "Урбаника" и, конечно, мы не обошлись без Иркутской сборной команды от Союза архитекторов. В ситуации, когда прилегающие к городу территории активно развиваются у его границ и в радиусе часовой доступности, необходимо стратегическое видение развития как города, так и сопредельных территорий. Поэтому цель концепции заключалась в проведении серьезной аналитической работы по основным направлениям, поиску путей решения, начиная с макроуровня заканчивая типологиями застройки будущего.

Наиболее оптимальные решения планируется детально обсудить с общественностью, профессиональным сообществом, доработать, и на базе этого сформулировать детальное задание на разработку нового генерального плана города. Однако не исключается возможность разработки совместного документа территориального планирования с Иркутским районом. Сейчас создана рабочая группа с Иркутским районом, где прорабатываются вопросы совместного развития.

Один из важнейших вопросов – это системность в развитии объектов транспорта. Сейчас наш город задыхается от проблем, связанных с развитием транспортной инфраструктуры. Въездные направления в микрорайоны перегружены, в том числе и за счет ежедневной маятниковой миграции в областной центр с пригорода Иркутска.

Нас серьезно беспокоит застройка, которая осуществляется на прилегающих к городу территориях. Это микрорайон Березовый, поселок Маркова; Хомутовское, Урикское, Молодежное и Мамонское муниципальные образования. Количество проживающих там увеличивается с каждым днем. Так, в Генплане развития Мамонского МО предусматривается рост численности населения с 3-4 тысяч человек, как сейчас, до чуть более 100 тысяч жителей. Несмотря на это, необходимо сохранить там зеленые коридоры, леса. Только за последние 10 лет были застроены порядка 10% земель лесного фонда Иркутского района. Зеленый каркас выполняет важнейшую экологическую функцию, мы должны четко все продумать прежде, чем застраивать территории, прилегающие к Иркутску. Об этом говорят и градостроительные нормы. Жилой район и микрорайон должны между собой отсекаться не только магистральными улицами и дорогами, но и зелеными коридорами, не нужно допускать эффект "схлопывания" жилых территории в единый большой массив.

Также необходимо обеспечить системный подход к развитию инженерной инфраструктуры в жилых районах Иркутска, проработать возможность организации единых систем инженерно-технического обеспечения с ближайшими соседними территориями.

Что касается изменения границ городской черты. В целом, результаты конкурса и видение города, а также видение администрации Иркутского района схожи в этом направлении. На данном этапе преждевременно говорить об изменении городской черты. В Иркутске еще в 2004 году была принята концепция компактного города. По ней мы будем двигаться еще как минимум ближайшие 10-15 лет. В городе есть много коммунально-складских производственных территорий, которые неэффективно используются. В самое ближайшее время нужно развивать именно застроенные территории, использовать для нового строительства территории, застроенные ветхим и аварийным жильем. Так мы подойдем и к пятиэтажным домам (хрущевкам), срок службы которых также будет подходить к завершению. 5 июля 2016 года вступил в силу новый Генплан Иркутска. По нему мы сейчас двигаемся.

— Расскажите про Генплан развития Иркутска.

— Современный базовый Генплан Иркутска был разработан в 2007 году, в него уже вносились изменения в 2012 и 2016 годах. Законодательство говорит, что Генплан – стратегический документ, но теперь он четко завязывается с планами по бюджетам разных уровней. Есть планы по строительству какого-то объекта федерального, регионального или местного бюджетов, значит, это должно быть отражено в Генплане. Для чего нужен Генплан? Этот документ утверждает функциональное назначение территорий, он говорит, где нужно быть производству, жилью или рекреации в городе. В Генплане Иркутска есть более 30-ти видов функциональных зон, они разбиваются на жилые, общественные, деловые, производственные, рекреационные и иные зоны. Генплан развития территории нужен еще и для того, чтобы утвердить транспортный и инженерный каркас города.

Генплан развития Иркутска в этом году был актуализирован с учетом темпов строительства. Сейчас очень активно развивается Ленинский район, все это было отражено. В обновленном документе принципиально определены зоны для новых школ, детских садов, поликлиник. Эти площадки определены в Генплане контурами и специальными значками в соответствии с инструкцией Минрегиона РФ. Зона парков и бульваров несколько сокращены, зато существенно увеличены зоны, предназначенные для отдыха и туризма, что позволит нам развивать рекреационные территории с привлечением частных инвестиций, а не только за счет бюджетных средств.

Мы объявили войну дивану, нам нужно создавать такие набережные в Иркутске, куда будет интересно прийти, отдохнуть, провести досуг. Зимой посидеть в тепле, попить чай. Нужно, чтобы и с ребятишками можно было куда-то зайти. Мы допускаем появление новых, в том числе коммерческих объектов в зонах отдыха и туризма, которые предусмотрены в Генплане. Эту ситуацию мы максимально контролируем с привлечением общественности и депутатов городской Думы. К примеру, для появления объектов капитального строительства необходимы красные линии (это регулируется проектами планировки). Возможность корректировки красной линии в зоне отдыха и туризма без одобренной концепции исключается.

— Как в ближайшее время изменится облик набережной Ангары?

— Планов достаточно. Уже есть инвесторы по проектам развития Юности и острова Конный. Сейчас идет разработка проектно-сметной документации набережной Ангары от бульвара Постышева (Академический мост) до плотины ГЭС. Идет разработка концепции парка Авиаторов и части территории набережной в микрорайоне Солнечный, а также концепция развития залива Якоби.

Реализация благоустройства части территории набережной Ангары уже активно идет. Весной 2017 года горожане смогут увидеть благоустроенную набережную от ледокола "Ангара" до проспекта маршала Жукова. Также в этом году прошел конкурс и уже идет разработка концепции благоустройства залива Якоби. Есть перспективы развития спорт-парка "Поляна" на Теплых озерах в Академгородке. Есть определенные интересы по благоустройству прибрежной территории в районе Иркутска-2 (район поселка Боково). В Генплане Иркутска удалось определить особо охраняемую природную территорию "Птичья гавань" (Ново-Ленинские болота) и не допустить размещения там объектов общественно-делового назначения. Здесь не обошлось без поддержки Союза экологов Иркутской области.

На острове Конном, возможно, скоро появится огромное колесо обозрения, порядка 60-70 метров высотой. Оно будет единственным в Иркутске. Инвестор под этот проект уже найден. Сейчас идут общественные обсуждения, проводится соцопрос. Есть инвестор по размещению на Конном дельфинария, впоследствии, на этой территории возможно будет и аквапарк. Остров большой. Он в 40 раз больше бывшего Центрального парка культуры и отдыха в Иркутске.

По всем площадкам, где уже есть инвестор, в планах разработка проектов планировки и межевания земли. Эту работу мы уже ведем. Для чего нужны проекты планировки и межевания? Нужно определить места допустимого размещения объектов капитального строительства, определить схему проездов, организацию дорожек, озеленение. Например, дельфинарий на столько-то посещений, нужно решить, сколько к нему нужно автомобильных мест на парковке. После того как появятся красные линии, можно будет уточнить градостроительные регламенты в правилах землепользования, и уже после необходимых процедур потенциальный инвестор сможет получить разрешение на строительство.

— Как будет развиваться Нижняя набережная в Иркутске?

— Сейчас проводится конкурс на разработку проекта "Квартал 21-го века". В его границы вошел квартал, ограниченный улицами Ленина, Сурикова, Чудотворской, а также береговая линия реки Ангара (с возможностью уширения). При подготовке заданий на конкурсную документацию было непросто. Заказчик говорил о том, что ему обязательно нужны квадраты на коммерческую застройку, в том числе жилую многоэтажную. Но на Нижней набережной располагается исторический центр Иркутска, нужно его обязательно сохранить, поэтому мы изменили акценты заказчика. Прежде всего, должен быть предусмотрен концертный зал на 1,2 тысячи мест, а затем жилые и коммерческие функции.

Сейчас завершается сбор конкурсных работ. Количество участников превысило 150 человек. Кроме того, с 3 по 8 ноября жители Иркутска смогут прийти в Музыкальный театр имени Н. М. Загурского и оценить эти работы до того, как свой вердикт вынесет жюри конкурса. После 10 ноября будут объявлены результаты работы жюри.

— Как в дальнейшем собираетесь влиять на транспортную инфраструктуру в Иркутске?

— Эта тема очень интересная. Назрела необходимость ограничения движения личного транспорта на отдельных улицах в центральной исторической части Иркутска. В рамках проекта "Иркутские кварталы" готовим центральную историческую часть Иркутска к пешеходной зоне, но в то же время формируем обходные магистральные улицы и дороги, развиваем сеть общественного транспорта и перехватывающие парковки.

В 2015 году мы запланировали новую магистраль на участке от объездной дороги в микрорайоне Первомайский до объездной дороги в Ново-Ленино. В рамках ее строительства будет построен новый мост через Иркут. Это приоритет номер один. Мы уже представляли новый проект строительства дороги министру транспорта России, а также руководителю Росавтодора. Депутат Государственной Думы РФ Сергей Юрьевич Тен активно продвигает этот проект на федеральном уровне.

Сейчас администрацией города начата процедура по резервированию земельных участков под эту дорогу. Магистраль стоит порядка 10-11 (!) млрд рублей, но если оценить степень ее важности, то никакая из транспортных развязок в Иркутске не сопоставится по решению тех задач, которые будет решать она. Вся логистика будет заводиться в областной центр. Именно после постройки такой магистрали исторический центр Иркутска можно будет сделать пешеходным.

— Какие работы по транспортным развязкам уже сделаны?

— Развязка на улице Старокузьмихинской, Покровская развязка, развязка на улице Сурнова – это значительно облегчит жизнь иркутянам. Работы по строительству сейчас заканчиваются. Почти выполнены работы по капремонту улицы Маяковского. Отдельный ремонт большими картами идет в микрорайоне Юбилейном. На многих основных городских улицах уложили тонкий асфальт для защиты и продления срока эксплуатации основного дорожного полотна. Теперь весной выбоин станет значительно меньше.

— Как будет развиваться общественный транспорт в Иркутске?

— Основная идеология развития общественного транспорта в нашем городе сводится к тому, что он должен быть преимущественно муниципальным. Только так мы сможем влиять на ситуацию с пассажирскими перевозками внутри города. Доля муниципального транспорта в Иркутске должна составлять 60-70%. В разрабатываемых проектах планировки предусматриваются выделенные полосы для движения общественного транспорта. В Генплане предусмотрено развитие трамвайных линий в Свердловском и в Ленинском (Иркутск-2) округах.

— В Иркутске слишком много наружной рекламы. Как собираетесь решать эту проблему?

– Мы пойдем по примеру Москвы, где были разработаны правила размещения рекламы и объектов информационного оформления. Эти меры оказались действенными. В Иркутске мы планируем подготовить рекомендации и графические приложения, где будут прописаны, к примеру, габариты букв, их внешний вид, а также место размещения конструкций по отношению к зданию. Например, вывеска должна располагаться между первым и вторым этажом по полосе перекрытия.

Габариты букв будут регламентироваться в зависимости от этажности объекта. Без подобного рода детальных правил достаточно тяжело влиять на то, что происходит в городе. Должна существовать правовая опора по решениям. Все должно выверяться по строгим правилам игры. Должны существовать единая концепция и дизайн проекта, а также их согласование.

В заключении хочу сказать, что мы будем двигаться дальше, делать все возможное и невозможное для того, чтобы наш город стал более красивым, комфортным и привлекательным для проживания.

17739
14
48