Распылите эту жидкость на диван: грязь улетучится навсегда
09:00
Сенаторы СФ РФ и губернатор Игорь Кобзев находятся в рабочей поездке в Братске
10:10
США ввели санкции против компании из Иркутска за связь с Ираном
10:05
В Братске задержали торговавшего марихуаной мужчину
09:33
Китайские предприниматели будут проходить обучение в специальных центрах компетенций ЕАО
08:10
18 октября: на Харитину крестьяне приступали к домашним делам
08:00
Чистая прибыль "Росгосстраха" за 9 месяцев составила 6,6 млрд рублей
07:45
Гороскоп на 18 октября: Овнам не конфликтовать, Ракам уделить внимание внешности
00:00
В Приангарье чиновник посоветовал оставшимся без света людям покупать печи
17 октября, 22:08
Обзор самых популярных новостей за 17 октября
17 октября, 21:00
Суперлуние заметили в небе над Иркутском
17 октября, 20:55
В Приангарье еще 10 мужчин получили награду "Отцовская доблесть"
17 октября, 20:45
Названы продукты, которые негативно сказываются на памяти
17 октября, 20:00
Туристическое предприятие Иркутской области вошло в нацпроект "Производительность труда"
17 октября, 19:41
Артисты Иркутского драмтеатра выступили для солдат в зоне СВО
17 октября, 18:04
ВТБ: рынок розничного кредитования в четвертом квартале "охладится" на треть
17 октября, 18:01
Китайские предприниматели будут проходить обучение в специальных центрах компетенций ЕАО 08:10
Туристическое предприятие Иркутской области вошло в нацпроект "Производительность труда" 17 октября, 19:41
ВТБ: рынок розничного кредитования в четвертом квартале "охладится" на треть 17 октября, 18:01
Сбер и Т-Банк приступили к тестированию технологии Открытые API на клиентах 17 октября, 17:41
Дмитрий Медведев поставил задачи региональным отделениям "Единой России" 17 октября, 16:52
Игорь Кобзев озвучил успехи и планы на III Сибирском форуме предпринимателей в Иркутске 17 октября, 16:34
ВТБ посчитал, сколько средств россияне хранят на вкладах 17 октября, 16:16
Сбер — второй крупнейший эквайер в мире 17 октября, 15:33
Депутаты Заксобрания Приангарья ужесточили продажу алкоголя в "наливайках" 17 октября, 15:18
ВТБ: рост рынка сбережений поставит рекорд в 2024 году 17 октября, 15:07
Депутаты ЗС Приангарья приняли важные изменения в документы по развитию региона 17 октября, 14:58
Суперсила каждому первокласснику: "Слата" объявила старт новой акции 17 октября, 10:17
Бюджет Иркутской области на2024 год скорректировали на сессии ЗС 16 октября, 20:32
ВТБ показал новые операции в цифровых рублях 16 октября, 19:04
Зачисление стипендии и оплату штрафов впервые провели в цифровых рублях 16 октября, 18:49

Год с начала пандемии: игра на выживание для бизнеса в Иркутской области

Ситуация с коронавирусом потребовала от предпринимателей быстрой адаптации к новым условиям работы

Пандемия, начавшаяся в Иркутской области почти год назад, внесла перемены в жизнь всего региона. Особенно коронакризис ударил по бизнесу. От ограничительных мер по COVID-19 значительно пострадали сферы туризма, общепита и event-индустрии. Многие предприниматели до сих пор справляются с последствиями затяжной эпидемии, восстанавливая прежнюю выручку и поток клиентов. О том, как COVID-19 сказался на бизнесе в Иркутской области, чему пандемия научила представителей МСП и готовы ли предприниматели к возможным новым испытаниям — в материале ИА IrkutskMedia. 

Воздействие локдауна

Наиболее сильное снижение доходов бизнеса произошло весной 2020 года. Из-за закрытия границ, введения ограничительных мер по коронавирусу и самоизоляции предприятия столкнулись с резким сокращением спроса. Тогда многие фирмы были вынуждены приостанавливать работу или искать новые пути развития. По данным аналитической службы международной аудиторско-консатинговой сети FinExpertiza, совокупная прибыль российского крупного и среднего бизнеса за вычетом убытков по итогам 2020 год обвалилась на 23,5%, что стало максимальным падением за последние 12 лет. По сравнению с предыдущим годом предприятия недополучили свыше 3,8 трлн рублей. Также значительно пострадали и малые организации. 

Коронакризис не обошел стороной и Иркутскую область. Самыми пострадавшими отраслями коронавирусного года в регионе, как и по всей России, стали туристический бизнес, общепит, а также связанные с ними отрасли. Из-за ограничений в проведении мероприятий, особенно в новогодние праздники, существенно снизилась прибыль и в event-индустрии. 

Как рассказала корр. агентства организатор мероприятий Ольга Милькова, пандемия значительно повлияла на ее бизнес. Многие торжества были перенесены или отменены. В итоге поток клиентов сократился в два раза. 

"Один из сложных моментов именно в event-индустрии, то что наше сообщество не совсем воспринимают всерьез. Считают, что это хобби, которое не может быть основной работой. Хотя это достаточно большая сфера, в которой работают организаторы, ведущие, фотографы, видеографы, артисты и так далее. Особенно было сложно в новогодние корпоративы, когда их запретили. Обычно основной поток клиентов приходится на лето и новогодние праздники. Представители event-индустрии были этого лишены. Это был очень большой удар. Поэтому если у вас не было финансовой подушки, то очень сложно было с этим справиться. К тому же никаких субсидий для нашей сферы предусмотрено не было. Нами была проведена большая работа, чтобы нас заметили. В том числе проводились встречи с губернатором", — подчеркнула Ольга Милькова. 

Общепит

Общепит. Фото: ИА SevastopolMedia



В условиях ограничительных мер бизнесу пришлось искать новые пути выхода из ситуации. Кризис требовал от предпринимателей быстрой перестройки на другой формат работы. Огромное развитие в период пандемии получили цифровые технологии. Практически все сферы нашей жизни перешли на дистанционный формат. Мероприятия, встречи и даже выставки также проводились онлайн. Эпидемиологическая ситуация требовала от владельцев предприятий уделить особое внимание безопасности своих сотрудников и клиентов. В итоге бизнес в огромном количестве закупал средства индивидуальной защиты. 

Летом, по мере ослабления эпидемических ограничений и возобновления деловой активности, снижение прибыли у компаний замедлилось, однако выручка была все еще ниже прошлогодних значений. Многие предприятия начали работать с ограничениями. В целом восстановительный рост у предприятий начался лишь осенью. 

"В период пандемии нам удалось приспособиться. Мероприятия проводили в ограниченных форматах, на открытых площадках. Старались соблюдать все меры безопасности, все предписания. Каждое мероприятие мы снабжали СИЗ. Кроме того, сработал момент того, что многие мероприятия были перенесены с 2020-го на 2021 год. Кроме того, мы повысили стоимость услуг и из-за этого немного получилось выйти на тот уровень дохода, который был в 2019 году. Но все равно, конечно же, он был меньше", — заметила спикер. 

В настоящее время, по словам Ольги Мильковой, бизнес восстановился. Поток клиентов почти вернулся к показателям 2019 года. Люди соскучились по праздникам и живому общению.

"Думаю, что в этом сезоне у нас будет много свадеб и других мероприятий. И в итоге мы вернемся к тому, что было до 2020 года. И даже больше", — резюмировала организатор мероприятий. 

Бармен

Бармен. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

Не повезло в прошлом году и сфере общепита. Долгое время представители ресторанного бизнеса обращались с главе региона, устраивали акции в поддержку сферы общественного питания, направляли обращения к властям. После долгих месяцев ожидания, нескольких встреч с губернатором и "победы" над СПЭК предпринимателям все же удалось добиться открытия летних веранд, а позже и полной работы заведений, пусть и с некоторыми ограничениями. В полную мощность сфера общепита заработала лишь в январе 2021 года. 

По словам руководителя музыкального крафт-бара Edison Сергея Орлова, на период пандемии бар был полностью закрыт. Организовать доставку не получилось, так как Edison в первую очередь музыкальный бар. А атмосферу, живую музыку и алкоголь особо не доставишь людям на дом. 

"После открытия в сентябре все восстановилось сразу. Но далее абсолютно "поехавшее" и неоправданное решение по поводу работы заведений до 23.00 сократило нашу выручку, грубо говоря, вдвое. Сейчас все замечательно. По вечерам всегда полная посадка гостей и спрос на ту же бронь столов выше, чем мы можем поместить", — сообщил владелец бара Edison.

Потихоньку восстанавливается бизнес и у представителей туристической отрасли. В связи с закрытием границ и сокращением авиасообщения представители туриндустрии были вынуждены переориентироваться на внутренних путешественников. Особенно в Иркутской области успешным оказался зимний сезон, когда турпоток вырос почти в два раза. 

Как заметил директор туроператорской компании "БайкалПрофиТур" Станислав Леник, снижение выручки и прибыли у организаций в период пандемии составило около 50%. Финансовые показатели упали в связи с тем, что произошло замещение иностранного турпотока на внутренний, отсутствовали событийные мероприятия. 

"По новому году, зимнему сезону, произошел прирост по сравнению с 2019-м. Приблизительно на 30-50%. Уже ясно, что летом практически не будет иностранных туристов, но как мы сработаем с русскими пока не ясно", — подчеркнул спикер. 

Представитель турбизнеса также отметил, что компания воспользовались всеми мерами поддержки, предложенных государством. Без них все было бы намного печальнее. До сих пор бизнес преодолевает последствия распространения COVID-19.

Мороженое

Мороженое. Фото: https://pixabay.com/

Вопреки кризису во многих отраслях и на производствах, к удивлению, выросла. Наибольший рост наблюдался в сферах административной деятельности, строительства, цифровых технологий и розничной торговли. Примером такого бизнеса можно назвать фабрику мороженого "Ангария". По словам руководителя компании Юрия Федонова, пандемия практически не повлияла на предприятие. Напротив, фабрика приросла в продажах на 15%. Коронавирус коснулся только принадлежащего предприятию кафе. 

"Мы — предприятие, которое всегда уделяет внимание чистоте, гигиене, санитарным нормам. К таким ситуациям мы готовы в любое время. Единственное, выросли затраты на обеспечение СИЗ, рециркуляторами воздуха и прочим", — сказал руководитель фабрики мороженого "Ангария" Юрий Федонов. 

Уроки пандемии 

2020 год стал для многих людей не только "черным лебедем" и нарушил всевозможные планы, но и открыл новые границы и возможности. Несмотря на многие минусы, пандемия принесла в жизнь предпринимателей некоторые плюсы. После локдаунов, самоизоляции и других ограничений люди всерьез стали задумываться о финансовых подушках безопасности, приобретении новых знаний в работе онлайн-инструментов. Предприниматели также смогли извлечь уроки из ситуации с пандемией и даже подготовиться к подобным кризисам. 

Как подчеркнул директор туроператорской компании "БайкалПрофиТур" Станислав Леник, такая экстраординарная ситуация, которая произошла во всех сферах жизни населения в 2020 году в связи с пандемией, впервые наблюдалась за его 20-летний стаж работы. Тем не менее трудности с COVID-19 научили предпринимателей тому, что нужно создавать запас прочности для компании, уметь более гибко работать с разными категориями туристов, быть функциональнее. 

Со спикером также согласился руководитель музыкального крафт-бара Edison Сергей Орлов. Ситуация с коронавирусом научила его еще и тому, что нужно всегда иметь план "Б" на любой случай. Над чем предприниматель и продолжает работать. 

"Пока мы не готовы к повторению коронакризиса. Но выживем как-нибудь и найдем выход из ситуации. А вообще, я бы с радостью сейчас пару недель посидел дома на карантине, так как устал неимоверно", — резюмировал Сергей Орлов. 

В свою очередь организатор мероприятий Ольга Милькова подчеркнула, что ситуация с коронавирусом научила тому, что, к сожалению, никто ни от чего не застрахован. И при этом, нужно продумывать не только план "Б", но и "С", и еще один запасной. Научила тому, что нужно более детально прописывать пункты в договоре по всем непредвиденным ситуациям. Научила лояльности, правильному отношению к клиенту. И, конечно, тому, что живое общение очень ценно.

"Готовы ли мы к повторению такого кризиса? Сложный вопрос. Фактически готовы, поскольку есть уже отлаженные механизмы — онлайн-формат, работа на открытом воздухе. Конечно, закрытые границы усложняют деятельность. Это касается поставки материалов, флористики, перемещения гостей на мероприятия. Ранее к этому добавлялся карантин. Но поскольку мы уже знаем, что нас ждет, знаем пути отхода и решения, у нас уже отработаны определенные выходы из положения, то думаю, что фактически мы готовы. Но вот психологически — не знаю. Этот фактор очень сложный. Конечно, мы справимся и выйдем из положения, но повторения такой ситуации не хотелось бы", — подчеркнула Ольга Милькова. 

Тем не менее трудности, связанные с пандемией, позволили представителям event-индустрии объединиться и заявить о себе. Это послужило определенным толчком для того, чтобы артисты начали открывать ИП и ООО, работать официально, более серьезно относиться к своей деятельности и рассчитывать, в случае чего, на поддержку от государства. 

Восстановление бизнес-среды в Иркутской области продолжается. Надеемся, что власти и надзорные органы, как и в коронавирусный год, продолжат оказывать значимую поддержку предпринимателям. А не нагружать их постоянными проверками и налоговым бременем. 

Ранее агентство писало, что коронавирус стал одной из главных угроз, с которой столкнулось человечество за последние годы. За время пандемии заразились новым вирусом миллионы людей во всем мире, несколько тысяч умерли. ВОЗ признала COVID-19 международной чрезвычайной ситуацией. Карантин, изоляция и ограничение деловой активности, которые были введены государствами для нераспространения заболевания весной-летом 2020 года, сильно ударили по экономике и социальной ситуации в этих странах. Осенью началась вторая волна распространения коронавирусной инфекции. Страны Европы рассматривают новые ограничительные меры. 

147016
14
50