Храм Спаса Нерукотворного Образа
Фото: из фондов Иркутского краеведческого музея

Православный Иркутск: развитие духовной миссии в Восточной Сибири

ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю

По большей части, отношения церкви и государства в России — это дружественный союз, за исключением некоторых периодов российской истории. В эпоху Петра Великого суверенитет на организацию и деятельность церкви распространяется наиболее ярким образом. Государство поставив себя выше религиозных институтов, будет контролировать христианизацию народов Сибири, где важную роль будет играть Иркутская Епархия. О том, как происходило становление православия на территории города Иркутска в XVII веке — в материале ИА IrkutskMedia.

Г.Ф. Миллер известный ученый-историк XVIII века, исследователь Сибири и Камчатки считал, что "православная миссия в Сибири прогрессивное явление, без которого невозможна ее колонизация".

Чтобы сделать этот край окончательно русским недостаточно построить остроги и поселения, наладить административное функционирование и вспахать пашни. Требовалось также обратить в лоно православия и коренное население Сибири.

И это оказалось достаточно непросто. Первые миссионеры, приехав в дремучий сибирский край, встречали серьезное сопротивление местного населения.

Основной причиной было крайне негативное отношение местных к русским, которые сами в первое столетие колонизации Сибири вели себя агрессивно по отношению к коренным жителям, последних буквально душили налогами и поборами. Аборигены не догадывались, что эти действия не санкционированы государем и что можно искать правосудия, хотя в реалиях того времени это вряд-ли было возможно. 

Препятствием для успешной миссионерской деятельности являлась недостаточная профессиональная подготовленность духовенства, которое приезжало просвещать местных. Как правило, это были ссыльные священники, казачьи попы, расстриги. Желающих ехать добровольно в неизведанный глухой край находилось немного.

Определенная сложность возникала в процессе общения миссионера и иноземцев. Первоначально приходилось прибегать к услугам переводчиков. В процессе такого общения часто терялся смысл пастырской проповеди, сближению и взаимопониманию это все не способствовало.

Большинство православных таинств и обрядов были сложными для понимания иноверцев. Как представить и понять догмат о Пресвятой Троице, библейские сюжеты, сказочную Палестину, когда выживание и дремучая тайга — твоя суровая действительность.

Удаленность стойбищ и поселений также препятствовали внедрению религии в жизнь местных народов. В православной традиции человек должен не только быть "обращен", крещен в православную веру, он должен стать постоянным участником православных богослужений и таинств.

К примеру, есть свидетельство первой половины XVIII века об обращении в Иркутскую консисторию 360 якутов, с просьбой приписать их к какому-либо приходу, так как до ближайших церквей практически триста верст в обе стороны. Сами же священники также не в состоянии преодолевать такие расстояния, чтобы удовлетворить нужды новообращенных христиан.

Несмотря на сложности и препятствия, которые встречает на своем пути духовная миссия в Сибири XVII века, активное освоение территорий и  разрастание поселений способствует достаточно быстрому внедрению православия в жизнь местного населения. 

Первыми религиозными сооружениями чаще были часовни при острогах. Из письменных источников достоверно известно о надвратных часовнях в Балаганском и Илимском острогах. До наших дней сохранились две такие часовни Илимского острога (1667 года).

Илимский острог

Илимский острог. Фото: гравюра Б.Лебединского

Архитектурно взаимосвязанные с крепостной стеной острогов появляются первые колокольни и небольшие деревянные церкви. Остроги и поселения разрастаются и тогда уже появляется необходимость в церквях. Храмы, как правило, строились деревянными. Известно о первых таких при Братском(1631 год), Илимском (1645 год) и Верхоленском (1646 год) острогах. 

Уже к концу XVII века почти каждый более-менее крупный населенный пункт имел собственный храм, построенный благодаря усердию жителей и состоятельных жертвователей. Это Троицкая церковь в Идинске, Спасская в Балаганском остроге, Сретенская в Бельском остроге, Афанасия и Кирилла в Оекской слободе, Спасская в Усолье и многие другие. 

В Иркутском остроге до строительства собственной церкви отправление религиозных треб проводилось в судной палате государевой приказной избы, где также могли проходить обряды крещения, отпевания. Подобная практика была распространенной для Сибирских острогов XVII века.

Согласно списку церквей, который был передан епископу Валааму, управляющему Тобольской Митрополией (границы простирались от Урала до Тихого океана) в начале XVIII века, в самом Иркутске уже насчитывалось девять церквей. Столь быстрое строительство церквей и монастырей в городе было связано с ростом  численности его населения, которое к 1700 году насчитывало 1000 человек.

Самый первый каменный храм Восточной Сибири, сохранившийся до наших дней, — храм Спаса Нерукотворного Образа. Изначально в 1672 году церковь была построена деревянной. Он находился непосредственно на территории Иркутского острога, который к тому времени уже был застроен. Здание встраивали в крепость, для чего пришлось разобрать часть стены и юго-восточную башню. Строительство было завершено в 1710 году. Освящен храм в 1713 году, а позже достроена колокольня и шпиль. Предшествующее каменному деревянное сооружение было уничтожено пожаром. Уникален храм своими росписями и наружными фресками, которые сохранились до нашего времени. В советский период фрески были заштукатурены, что отчасти и поспособствовало их хорошей сохранности. 

Одновременно в 1672 году на противоположном берегу реки Ангары старцем Герасимом вместе с братией (людьми всякого рода и чина) была построена церковь Вознесения Господня от которой мужской монастырь получил название — Вознесенский. 

Монастырь в свое жалование получил "многие" земли и пашни, которые заселялись людьми идущими в Сибирь в поисках лучшей жизни, одна из ближайших к монастырю заимок получила название Жилкинская. Вознесенский мужской монастырь на протяжение XVII-XVIII веков был религиозным центром Восточной Сибири, где впоследствии хранились мощи первого иркутского святого Иннокентия Кульчицкого.

Святой Иннокентий Кульчицкий

Святой Иннокентий Кульчицкий. Фото: с сайта www.pravenc.ru

Для монастыря пребывание епископа Иннокентия Кульчицкого при ней  имело большое значение: обитель в эти годы являлась центром епархиального управления, чем выделяло ее в ряду других монастырей. Репутация ее была достаточна для того, чтобы продолжить развиваться и возвышаться даже тогда, когда преемники Иннокентия переселились в город. Спустя много лет после смерти Иннокентия (1731 год) имя епископа вновь связывается с историей монастыря. Указом Святейшего Синода тело архиерея, пробывшего нетленным многие годы, не тронутое огнем во время истребительного пожара 1783 года, признается за совершенные Святые мощи, прославляется и открывается для всенародного чествования.

Знаменская церковь на территории женского Знаменского монастыря также одна из старейших. В 1689 году была построена деревянной и уже спустя почти столетие перестроена в каменную. Именно на территории этого монастыря похоронены многие известные деятели и исторически значимые для Иркутска люди: Григорий Шелихов, Николай Панов, епископ Иннокентий (Нерунович), княгиня Екатерина Трубецкая и дети Трубецких. В 2015 году после отпевания в Знаменской церкви у южной стены похоронен писатель Валентин Распутин. 

На месте нынешнего Кафедрального собора Богоявления в 1693 году была построена деревянная Петропавловская церковь, которая погибла в пожаре 1716 года. И уже в 1746 году на пожертвования прихожан будет отстроен кирпичный храм с целым комплексом дополнительных построек: архиерейское подворье, соборная колокольня, каменная ограда и другие сооружения.

Собор Богоявления

Собор Богоявления. Фото: из фондов Иркутского краеведческого музея

В 1797 году для колокольни Богоявленского собора был отлит самый большой в городе колокол весом 12 тонн. До 1815 года он висел на столбах возле церкви, площадь собора использовалась для оглашения жителям города важных новостей, в том числе, в 1812 году иркутяне узнали о начале Отечественной войны с Наполеоном.

Церковно-административное управление до образования иркутской епархии строилось следующим образом: территория Сибири поделена на три разряда-Енисейский, Верхотурский и Тобольский. Во главе каждого находился настоятель крупнейшего монастыря. Разряды, в свою очередь, делились на десятины. Десятина объединяла около десяти церквей и регулировалась поставленным "десятником".

На территории Восточной Сибири существовало три десятины — Даурская, Якутская и Енисейская. Но такие попытки систематизировать церковное управление все же были неэффективными. И 15 января 1727 года было решено учредить самостоятельную Иркутскую епархию, которая будет решать все эти насущные проблемы и в будущем сама будет подготавливать кадры для обширной миссионерской деятельности.

Первым иркутским епископом станет Иннокентий Кульчицкий. За недолгий период своего управления епархией он сделает очень много для развития православной миссии на территории Восточной Сибири и Забайкалья. Еще при жизни его будут любить и чтить как святого. Икону с его изображением  до официальной канонизации, можно было увидеть в домах у многих сибиряков. Своей жизнью и пастырским трудом святитель растопит лед недоверия и обратит многих иноверцев в православие.

Постановлением Синода и Сената 1724 года новокрещенным выдавалась льгота — отмена выплаты ясачного налога сроком от трех до пяти лет, что заметно увеличило количество обращенных в православие.

Миссионерская деятельность будет развиваться и множится. Рост церквей, приходов, открытие духовных училищ и семинарий, готовящих уже профессионально подготовленных миссионеров — все это будет способствовать активному развитию духовно-нравственного просвещения на территории Сибири.