Иркутск — город для поездки на Байкал. Большинство туристов воспринимают именно в таком ключе столицу Приангарья, планируя свою поездку. Свой небольшой эффект для экономики города это дает, но на что-то большее рассчитывать не приходится. Массовый турист в докоронавирусные времена привык останавливаться в Иркутске МАКСИМУМ на 2-3 дня — об этом неоднократно говорят эксперты, что соотносится с ограниченностью в событийном и инфраструктурном плане в столице Приангарья. Председатель совета директоров Агентства развития памятников Иркутска Максим Девочкин уверен, что если власти региона и города заинтересованы в появлении нового источника пополнения областной и городской казны, увеличении добавленной стоимости услуг за счет качественного турпродукта, в целом развития сферы туризма и гостеприимства — то заниматься этим нужно сейчас. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.
По словам Максима Девочкина, самое главное в этом вопросе сформулировать четкую концепцию туристической отрасли для Иркутска, понять, для чего это нужно городу и горожанам, что получит столица Приангарья, за счет чего это можно реализовывать, какое финансирование необходимо.
— Нам нужно сделать так, чтобы в город заходили инвесторы. Не увозили деньги отсюда, а наоборот, вкладывались.
Чтобы крупнейший налогоплательщик области построил гостиницу мирового класса у нас, а не, например, в Санкт-Петербурге, вложив в проект миллиарды рублей, нужно создать для него понятные условия того, как будет выглядеть территория, какими возможностями обладает, и здесь без туристического потенциала не обойтись. Пока нет понимания того, что инвестировать нужно здесь, а не где-то в других городах. И вот это мы должны исправить, ведь у нас действительно шикарный регион, — подчеркнул Девочкин.
При этом делать в такой концепции акцент лишь на массового туриста — неверно. По словам председателя совета директоров АРПИ, ему неоднократно доводилось слышать, что Иркутская область интересна состоятельным туристам, которые готовы платить серьезные деньги за то, чтобы побывать на сибирской земле.
При должной заинтересованности такой турист посетит город в любую погоду, в любой момент и обязательно оставит здесь часть своих денег. Экономический эффект от обеспеченных туристов достаточно значителен и ощутим, поэтому важно не упустить эту нишу. Однако на сегодняшний день город не может предложить даже элементарно средств размещения.
— Где в нашем городе может расположиться обеспеченный человек, состоятельный турист? Для него подходящего уровня гостиницы нет. Но такой турист нам тоже нужен. Более того, при правильной подаче, в том числе информационной, через СМИ, через позиционирование мы можем влиять на массовый чартер и соответствующего туриста, — уточнил Девочкин.
Для начала необходимо определить точки притяжения, расставить приоритеты и задать импульс. Например, когда на иркутский рынок заходит известная мировая сеть отелей, то мы с уверенностью можем ожидать, что резко увеличится объем качественного предложения и существующих отелей, присутствующих в городе: либо повышать качество обслуживания, либо снижать цены. От этого выиграет как раз массовый турист.
— Произойдет более четкая сегментация и предложение для туристов станет шире и качественней, кто не сможет соответствовать высокому уровню — снизит цены на услуги. Тогда городом заинтересуется массовый чартер. По этой аналогии мы можем рассуждать и о других точках притяжения, — объяснил Девочкин.
Попутно с развитием гостинично-туристического бизнеса необходимо уделять внимание комплексности историко-архитектурного развития города, сделать акцент на событийных мероприятиях, концептуальному оформлению квартальной застройки, которую предлагают в Агентстве развития памятников Иркутска.
Максим Девочкин отмечает, что активизироваться нужно и в плане создания мест притяжения. Сейчас за исключением 130-го квартала и традиционно хороших музеев массовому туристу ничего не известно. Сейчас Иркутску не хватает качественной прогулочной улицы по примеру московского Арбата.
— Такой променадной улицей могла бы стать улица Урицкого, где архитектурную застройку, при должном наполнении, можно превратить в настоящий объект притяжения города и развить целый квартал.
Сделать акцент на событийных мероприятиях, открыть кафе нового формата, оборудовать гостиницы — все это даст хороший эффект. Заняться проработкой этого проекта, работой с инвесторами, концептуальным воплощением может АРПИ совместно с комитетом экономики и туристической службой Иркутска, — говорит Максим Девочкин.
По мнению спикера, это укладывается как раз в задачи агентства, которое выполняет с одной стороны историко-культурную функцию — сохранение и реконструкция памятников, с другой — коммерческую — наполнение бюджета города.
Поэтому АРПИ может заняться позиционированием города, развитием его сильных сторон (учитывая 50% памятников деревянного зодчества страны, которые расположены на территории города) и туристического потенциала с ощутимым экономическим эффектом.
— Работа АРПИ в этом направлении — профессиональная организация, которая видит потенциал Иркутска и знает, как его развивать. Если сейчас начать работать в этом направлении, формировать образ города, то в будущем мы можем получить желаемый эффект.
Например, если мы доведем турпоток до 3 млн человек в год, как рассчитывают эксперты, то для столицы Приангарья это будет серьезные дополнительные финансовые ресурсы. А если к этому добавим реализацию обозначенных выше проектов, то это будет шаг к иному развитию Иркутска в принципе, — констатирует председатель совета директоров АРПИ.
Все это позитивно скажется на миграционных потока, жители и бизнес будут видеть эффект и пересмотрят свои взгляды на то, чтобы покинуть область.
По мнению Максима Девочкина, работу в этом направлении должны вести власти региона. Позиционирование на российском и международном пространстве, работа с федеральными программами — отличная возможность помочь Иркутску усилить свою привлекательность и сформировать качественный турпродукт, результат от реализации которого коснется и города, и области.