Трагедия под Усть-Кутом 2002 года: темные воды Лены забрали жизни взрослых и детей

Танкер-буксир ночью протаранил баржу, заставленную машинами со спящими людьми

Страшная трагедия произошла летней ночью 2002 года на реке Лене под Усть-Кутом. Столкновение теплохода "Сидельников", буксировавшего баржу с автомобилями, и теплохода РТ-774 с порожней нефтеналивной баржей на буксире, произошло в 80 км ниже по течению от города. От удара под воду ушли находившиеся на барже два "КАМАЗа" и "Волга". В машинах находились люди, и все они спали, сообщало РИА Новости. Во время предварительного расследования выяснилось, что трагедия произошла из-за грубого нарушения правил судоходства. ИА IrkutskMedia приводит слова Михаила Креславского, ветерана БПСО, о воспоминаниях той жуткой ночи.

 Фатальный удар

Летом 2002 года по реке Лене шла баржа, заставленная машинами. Была ночь, люди мирно спали прямо в автомобилях. На одном из поворотов навстречу судну вышел танкер. Капитаны тщетно пытались разойтись. Но нет. Удар! Скрежет металла. Немногочисленные крики…Машины гроздьями ссыпались в мутную воду. Люди спросонья плохо понимали, что происходит, а поняв, не могли выбраться из машин — двери были заблокированы… Находившиеся на барже машины поглотила великая русская река. Они же стали последним пристанищем для нескольких человек — мужчин, женщин, детей…

вода

вода. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

Водолазная служба Байкальского ПСО МЧС России во главе со своим начальником с первыми лучами солнца была в пути. Братск, Усть-Кут, далее на заре до места трагедии.

"Работа закипела. С берега, баржи, многочисленных лодок за нами наблюдают сотни глаз", — вспоминает Михаил Креславский.

Проводился опрос всех возможных свидетелей. Мало кто что-то помнит — стресс. Обследовали место трагедии и 10 км ниже по течению. Пришлось осуществить "мобилизацию" жителей местного хуторка — только они знают свою реку, как никто другой. Чьи-то тела уже подняли, кого-то река "отдала" — их вынесло на отмели на поворотах. "Картина складывалась удручающая: "не хватало" пяти человек".

Мужики-дальнобойщики и сверток с новорожденным ребенком

Народ вспомнил, что в КАМАЗе ночевали двое веселых мужиков-дальнобойщиков, они всем помогали парковать машины на барже. Сейчас их машина стоит посреди фарватера (судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности или карте проход по реке — прим.ред.) кабины не видно, только контейнер торчит из воды сантиметров на десять. Где-то еще лежит "Волга". В ней отец, дочь и ее новорожденный ребенок. Кроме этого, фарватер загорожен еще двумя машинами.

Условия для работы — хуже не придумаешь: видимость в воде — ноль, ярко-желтые баллоны дыхательных аппаратов исчезают, как только оказываются хотя бы на десять сантиметров под водой. Скорость течения запредельная. На раскаленной палубе температура достигала +50°С, работающего и страхующего водолаза постоянно поливали водой — ведь перегрев не менее опасен, чем переохлаждение, хотя последнее и более актуально для Сибири. Кругом мошка.

Работа водолазов

Работа водолазов. Фото: Пресс-служба БПСО


Работаем с плавкрана. Мужики-речники трудятся молча, прислушиваются к любым нашим "прихотям".

Первым делом перебираемся на Камазовский контейнер. И вниз головой, борясь с течением, в водолазном снаряжении ЕРАЗом вскрываем, как консервную банку, кабину. Буквально вырываем обшивку салона. Достаем дальнобойщиков. Начало положено. Пытаемся зацепить КАМАЗ, но все впустую — течение бешеное. Собираем на плавкране маленькое совещание. Обсуждаем возможности освобождения фарватера.

Разрабатываем план дальнейшей операции. Необходимо защитить водолаза от воздействия течения, сделать тяжелую железную конструкцию в виде клина в которой и погружают человека к месту работ, но это время, которого у нас нет.

Фарватер надо освободить как можно быстрее.

Неожиданно взгляд падает на стоящий на палубе грейфер-черпак для грунта, и тут же рождается решение. Обсуждаем его с капитаном плавкрана, тот дает согласие под нашу ответственность. И вот уже все работают. Плавкран выставляется на два якоря, чтобы не болтало. Грейфер обшивается досками со всех, кроме одной стороны, к нему делаются две оттяжки, готовится трос для зацепа к машине. С водолазом обсуждаются все детали работы и сигналы. Через час все готово. Ну, с Богом… Раза с третьего — есть зацеп, и КАМАЗ трактором вытягивают на берег. В кабине уже с полметра ила.

"Вдруг крик — какой-то сверток плывет по реке. Догоняем его, вытаскиваем…Мужики прячут глаза, отворачиваются — это новорожденный ребенок из "Волги".


Машину вытаскиваем просто: опускаем на нее открытый грейфер, закрываем его, поднимаем и переносим на берег. То же делаем и с оставшимися машинами.

Да, на бумаге две строчки, а на самом деле: на каждый объект плавкран выставить с точностью до метра, проверить объект, в общем работы не мало. Работа была выполнена за два дня. Всю обратную дорогу спасатели молчали, вспоминали характер великой русской реки". 

По материалам пресс-службы БПСО.