Кладу этот продукт в микроволновку - через 5 минут она чистейшая: никакого жира и запаха
09:00
Буря повалила деревья на городском кладбище в Тайшете 5 апреля
13:16
Администрацию Кобляковского поселения обязали обеспечить освещение улиц
12:52
В округах депутатов думы Иркутска приступили к санитарной уборке и ямочному ремонту
12:40
В лесах Приангарья зарегистрированы первые пожары
12:26
Ущерб лесу более чем на 34 млн рублей нанёс предприниматель в Приангарье
12:26
Сожженый мусор вызвал пять пожаров в Иркутской области за сутки
12:23
Мошенница под видом врача выманила 5 тысяч рублей у 78-летней пенсионерки в Братске
12:21
Круглогодичный запрет на майнинг ввели в Иркутской области до 2031 года
12:05
Иркутский след присутствует в деле бывшего бизнес партнера певца Кая Метова
12:02
В Иркутске спасли застрявшую в заборе косулю
11:52
В аэропорту Иркутска задержали иностранца с 26 тысячами долларов
11:35
Отжиги сухой травы в двух округах Иркутска пройдут 8 апреля
11:34
Суд рассмотрит дело экс-вице-мэра Тулуна о злоупотреблении полномочиями
11:22
Акция по обмену мелочи на бумажные купюры проходит в некоторых городах Иркутской области
10:54
Письма жителей Приангарья в Великую Отечественную войну могут стать основой видеопроекта
10:31

Другая сторона муниципальной реформы: перед МО Приангарья открываются новые возможности

Эксперты считают, что чиновники сделали преждевременные выводы касательно закона об организации местного самоуправления
Госдума ИА AmurMedia
Госдума
Фото: ИА AmurMedia
Политика

Изменить основы работы органов местного самоуправления собираются власти Российской Федерации. Соответствующий законопроект, прозванный "муниципальной реформой", уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Документ представляет собой продолжение замысла президента по укреплению института публичной власти. Главное его отличие от действующей формы — организация одноуровневой системы органов местного самоуправления. Схожая система действовала в стране до реформы 2006 года. В нынешних обстоятельствах инициатива власти вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции среди погруженных в этот вопрос людей. Однако эксперты полагают, что реформа откроет перед муниципалитетами новые возможности, которыми остается лишь грамотно воспользоваться. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.

Среди актуальных проблем нынешней муниципальной системы числится такая вещь, как перекладывание ответственности с МО первого уровня на второй и обратно. С реализацией реформы эта "схема" исчезнет на законодательном уровне.

Также одним из положительных качеств новшеств власти называют повышение оперативности в принятии ряда важных вопросов, включая выделение финансов на решение острых вопросов местного значения. 

Еще одним популярным доводом в пользу новой муниципальной реформы служит решение проблемы нехватки кадровых и организационных ресурсов в муниципалитетах первого уровня.

В итоге все это должно сыграть в пользу повышения качества жизни в каждом населенном пункте муниципального округа. При этом власти обещают не оставить без внимания жителей небольших населенных пунктов, оставив территориальные подразделения администраций округа. 

Кроме того, предполагается, что законопроект позволит реализовать новую веху развития местного самоуправления в стране плавно, не вызвав "паралич" власти на местах. Основные его положения вступят в силу с 1 января 2023 года, а переход на новую систему займет шесть лет вплоть до 1 января 2028 года.

Больше возможностей, но и больше ответственности

Так охарактеризовал предлагаемые изменения касательно закона о публичной власти региональный эксперт ассоциации "Независимый общественный мониторинг", политконсультант Владислав Шиндяев. По мнению эксперта, появление критики со стороны отдельно взятых глав муниципальных образований вовсе не стало чем-то неожиданным. Ведь работа непосредственно по вопросам развития территории очень непростая и вызывает либо объединение интересов и мобилизацию их по этому поводу, либо массовый протест.

Владислав Шиндяев
Владислав Шиндяев

региональный эксперт Ассоциации "Независимый общественный мониторинг", политконсультант

Автор фото: Предоставлено экспертом

- В любом регионе она активизирует местные сообщества и требует достаточно серьезной информационной проработки, диалога. Провести процесс достаточно безболезненно возможно лишь при поддержке глав муниципалитетов и поддержке различных общественных структур. Главы понимают, что кто-то из них потеряет свою должность, лишатся мест, возможностей. Кто-то из них получит новый пласт сложных вопросов и проблем, поэтому не хотят каких-то изменений. Однако эти перемены нужны и более того, в рамках меняющегося законодательства они неизбежны. Мы понимаем, что это, как и при объединении с Усть-Ордынским Бурятским округом требует детальной проработки с каждой аудиторией, депутатами, общественными объединениями и всеми активными участниками местных сообществ.

Все это касается и депутатов, глав муниципалитетов, предпринимательских объединений, бюджетников, религиозных, национальных и общественных структур. Всем им необходимо настраиваться на неизбежность этих изменений и оптимизацию управленческих процессов в местном самоуправлении.

Как отметил эксперт, они практически не задумываются об необходимости оптимизации системы, а в первую очередь думают о том, какое влияние этот процесс окажет на них самих, их место в этой системе. Отсюда и критические выводы касательно муниципальной реформы. Сам по себе этот процесс открывает перед муниципальными образованиями новые возможности, когда многие процессы перейдут на другой уровень будут решаться системно и без сбоев.

Однако, чтобы выстроить их, необходимы взвешенные решения вне субъективных оценок сложностей конкретных переходных моментов. Понятно что переходный период вызовет политическую турбулентность практически в каждом регионе. Но польза перехода многих решений на тот уровень где они могут быть эффективно решены очевиден.

У муниципальных образований нижнего уровня, которых больше всего коснется эта реформа на развитие своих территорий, как правило, просто нет никаких ресурсов. И в рамках данной системы они не могли даже и говорить о каком-то развитии. В большинстве случаев им удавалось только покрывать текущие расходы и все.

— Теперь это будет решаться проще и на другом уровне. Простым людям все равно, как происходит принятие тех или иных системных решений, они ждут результат касательно улучшения их социального самочувствия.

Новая система будет удобной для принятия как стратегических, так и оперативных управленческих решений, — пояснил Шиндяев.

В пример эксперт привел управление объектом, где нужно договариваться с владельцами нескольких сотен торговых площадок и вариант, когда нужно договариваться лишь с несколькими или нескольким десятком руководителей серьезных центров. Все процессы укрупняются, систематизируются, повышается управляемость и ускоряется реализация проектов.

Второй вариант как раз относится к новой системе, которую планируют реализовать власти. Кроме того, по словам Шиндяева, за счет реализации муниципальной реформы особую выгоду получат те муниципальные образования, которым финансирование достается по остаточному принципу.

Эти территории избавят от необходимости думать о финансах и целевом финансировании целого ряда направлений. Люди на местах будут получать необходимые им блага в срок и по умолчанию.

Последний пазл в мозаике

Рано или поздно новый законопроект о публичной власти будет вновь подвергнуть коррекции или даже полному отказу от него. С таким заявлением выступил иркутский политолог Сергей Шмидт. Эксперт полагает, что данная мера носит временный характер и необходима лишь в конкретном промежутке времени для решения ряда серьезных проблем. 

Сергей  Шмидт
Сергей Шмидт

политолог

Автор фото: Предоставлено экспертом

- Это не кажется прогрессивным решением в плоскости стратегической перспективы, однако оно может приносить плоды и быть эффективным в краткосрочной перспективе. Допускаю, что какие-то конкретные проблемы в муниципалитетах будут решаться быстрее, если страх перед губернатором будет больше. Ну и в конце концов сократится количество чиновничества на местах. Ведь этот аппарат достаточно дорогостоящий сократится, произойдет экономия средств. Особенность этого закона о публичной власти заключается в том, что он ничего нового политической системе не приносит.

Эксперт заметил, что и до этого момента исполнительная власть полностью доминировала над местным самоуправлением. Губернаторы могли, если очень хотели, избавляться от тех или иных глав МО. Законопроект лишь облегчит этот процесс для исполнительной власти, предоставив для этого дополнительные возможности.

Вместе с тем упрощается руководство территорий, что также поможет решить некоторые хронические проблемы. При этом эксперт заметил, что население этот законопроект вряд ли заинтересует, да и главы МО едва ли станут предпринимать какие-то действия ради того лишь, чтобы сохранить свое кресло. Ведь весь этот процесс является по сути доведением работы президента до ее логического завершения.

Что-то модно, что-то выходит из моды

Как утверждает известный российский политолог, президент Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов, прошлая система была неработоспособной.

Михаил Виноградов
Михаил Виноградов

президент фонда "Петербургская политика"

Автор фото: РИА PrimaMedia

- Ее запуск был странным - инициатор реформы Дмитрий Козак в момент реализации уже не занимался МСУ и не у кого было спросить "Зачем вы это все придумали?" и "Как действовать в спорной ситуации?" Слабость прежней системы - отсутствие денег, кадров и потенциала для местного самоуправления у многих территорий, слабость новой - подчеркнутая унификация (разнообразие теперь не признается ценностью) и риски дальнейшего прихода в упадок малонаселенных территорий.

При этом политолог заметил, что авторы законопроекта пока не предъявляли механизмов, которые привели бы к снижению риска снижения качества диалога населения с властью. К тому же новый порядок хоть и позволит оперативнее решать проблемы в стабильном режиме, в период возникновения кризисов и социальных волнений он также может оказаться уязвим. 

Таким образом эксперты подтверждают целесообразность нововведений в части основ работы органов местного самоуправления. Последнее станет одноуровневым и будет осуществляться в городских и муниципальных округах в регионах, а в городах федерального значения — во внутригородских районах. Администрация будет отвечать за всю территорию округа, поэтому не будет дублирования функций, что всегда вызывало ряд вопросов среди населения.

При этом глава региона сможет вынести главе местной администрации предупреждение, объявить выговор или даже отправить в отставку. Причем, как отметил ранее Шишкин, если это будет происходить по причине систематического недостижения показателей эффективности, то этот момент также стоит сопроводить уточняющей судебной процедурой.

В противном случае усмотрение или необъективная оценка KPI мэров, может стать основой ошибочных кадровых репрессий, что литически опасно. Если этот момент будет учтен, то это положение законопроекта также можно считать исключительно положительным. Между тем срок полномочий у местных чиновников после принятия закона составит 5 лет, что позволит избежать "чехарду кадров".

В целом закон должен установить закрытый перечень из 27 неотъемлемых полномочий местного самоуправления и перечень тех полномочий, которые могут быть перераспределены на региональном уровне.

Все эти позитивные новшества, безусловно, должны внести гармонию в работу органов местного самоуправления и в итоге оказать положительный эффект на развитие даже самых отдаленных территорий Иркутской области и уровень жизни их жителей. 

201895
14
51