Михаил Герасимов – антрополог, показавший миру облик наших предков
ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о регионе, городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю
Мальтинская палеолитическая стоянка, открытая молодым научным сотрудником Иркутского краеведческого музея Михаилом Михайловичем Герасимовым, стала своего рода революцией в археологическом направлении. Уникальное открытие прославило молодого ученого в мире археологии, но кроме этого открытия, М.М. Герасимов разработал метод реконструкции по черепу лица человека. Этот метод позволил воссоздать лица и образы многих исторических личностей, а позже нашел свое широкое применение в криминалистике. Об ученом, который подарил миру новые знания о происхождении человека, — в материале ИА IrkutskMedia.
Михаил Михайлович Герасимов родился 15 сентября 1907 года в Санкт-Петербурге. В возрасте 5 лет он с родителями переехал в Иркутск, где его отец работал врачом в переселенческом пункте. С детства он хорошо пел, лепил, рисовал, определенные задатки таланта художника М.М. Герасимов мог получить от своего деда, который был художником.
Школа М.М. Герасимова не увлекала, но уже в раннем возрасте он был одержим археологией, в возрасте 11 лет он участвовал в археологических раскопках на Верхоленской горе в Иркутске, под руководством знаменитого советского археолога Б.Э. Петри. В целом, начало XX века ознаменовалось рядом событий, которые способствовали приобщению в Иркутске молодых юношей к археологии, краеведению и этнографии.
В период Гражданской войны в Иркутске был организован кружок народоведения при Иркутском государственном университете, первое учредительное собрание которого состоялось 30 марта 1919 года. Под руководством Бернгарда Эдуардовича Петри члены кружка обрабатывали археологические коллекции Иркутского краеведческого музея. Были описаны неолитические коллекции музея, неолитические собрания Михаила Петровича Овчинникова, Николая Ивановича Витковского и др. Начата работа по составлению библиографии по доисторической археологии, археологические карты Сибири.
Кружок народоведения объединил всех, кто интересуется этнографией, археологией, фольклором. Местная печать сообщала, что кружок — чисто студенческая организация, "составленная по образцу научных кружков Петрограда, существовавших в 1905-1908 гг."
После окончания Гражданской войны научной общественности стало ясно, что новая власть надолго, и с ней надо ужиться, чтобы выжить и заниматься наукой. Советская власть нашла устраивавшую ее форму существования общественных научно-исследовательских организаций — краеведческое движение. Эта формула позволяла ограничить их деятельность изучением мелких локальных проблем и обеспечить местным органам власти возможность их использования в качестве интеллектуально-пропагандистских помощников.
Участие в молодежном научном сообществе и положение его отца-врача открыли для М.М. Герасимова в возрасте 13 лет двери анатомического музея при Иркутском государственном университете. Здесь под руководством Александра Дмитриевича Григорьева впервые произошло знакомство с анатомическими особенностями строения лица человека. А.Д. Григорьев в Иркутск приехал в 1920 году, где основал, а позже стал руководителем кафедры судебной медицины Иркутского медицинского института. Одновременно был экспертом судебно-биологического отделения судебно-медицинской лаборатории Иркутской области. Первым в Сибирском регионе начал проводить судебно-биологические экспертизы.
При активном участии А.Д. Григорьева происходило становление М.М. Герасимова, как антрополога, который разработал собственный метод реконструкции лица по черепу человека. В 1927 году он сделал свои первые работы по восстановлению облика древнего человека, он реконструировал питекантропа и неандертальца. Как отмечал сам автор, эти реконструкции были еще далеки до идеального сходства и были только начальным этапом разработки нового метода.
В 1928 году происходит важное событие в жизни ученого, он открывает палеолитическую стоянку Мальта. Здесь были найдены предметы древнего искусства, подобные которым ранее находили только в Европе. Эта находка прославила его в археологическом сообществе, на некоторое время он оставляет свои исследования в области реконструкции лица по черепу человека.
После ареста Б.Э. Петри и разгрома Иркутской школы археологии М.М. Герасимов уезжает в Ленинград, где он совмещал работу в Государственной академии истории материальной культуры с работой в Эрмитаже и продолжал раскопки на Мальте. В Ленинграде он продолжает разрабатывать и совершенствовать свой метод. Идеи реконструкции лица по черепу человека были не новы, антропологи конца XIX начала XX века разрабатывали свои методики, но никто не мог приблизиться к портретному сходству.
Многие анатомы работали над выяснением возможных корреляций между черепом и мягкими тканями лица. Особенно следует отметить работы Ганса Вирхова, его исследования строения носа, т.е. соотношения мягкого и костного носа, которые хотя и не решили поставленной задачи, но наглядно показали взаимную зависимость форм. Работы антропологов в этом направлении вызывали массу критических и полемических статей, авторы которых утверждали невозможность восстановления портрета по черепу. По общепринятому мнению большинства анатомов и антропологов, по черепу возможно было в лучшем случае воспроизведение расового типа.
Чешский ученый Сук в своей полемической статье "Ошибки антропологической идентификации в реконструкции" (1935 год) говорил в ее заключительной части, что рядом специально поставленных исследований доказана невозможность восстановления лица по черепу, особенно носа и рта. Он указывал, что мягкие покровы якобы совершенно не соответствуют форме нижележащих хрящей, тем более костей.
М.М. Герасимов ставя себе задачу разрешения метода построения портретной реконструкции лица неизвестного по черепу и доведения этого метода до практически прикладного руководства, он счел естественным провести возможно большее число контрольных работ.
"Я был убежден, что в процессе накопления опыта могут быть неудачные, несовершенные реконструкции, но основная их масса должна быть близка к оригиналу".
В конце 1940 и в начале 1941 года М.М. Герасимову удалось поставить массовый контрольный опыт. По счастливому стечению обстоятельства его первый учитель, профессор кафедры судебной медицины в городе Иркутске А.Д. Григорьев в это время был заведующим кафедрой судебной медицины 3-го Московского медицинского института и через свою анатомическую базу в Лефортовском морге обеспечил производство контрольных работ. За короткое время было обработано 12 голов.
Техника работы была следующая: "в мое распоряжение поступали мацерированные черепа с номерами протоколов Лефортовского морга, присылаемые по почте в Ленинград. По окончании реконструкции ряда голов я выезжал с ними в Москву, где на специальных конференциях кафедры судебной медицины излагал принципы своей методики и демонстрировал полученные результаты. Контрольным материалом служили фотографии, снятые представителями уголовного розыска, и хранящиеся в Лефортовском морге протоколы.
Естественно, что эти документы я впервые видел во время демонстрации изготовленных мною контрольных голов. Три конференции были посвящены данным опытам. На первом докладе были продемонстрированы шесть голов, из них одна русская женщина, три русских мужчины, один поляк и один китаец. На втором заседании демонстрировались четыре мужских головы: один русский, остальные украинцы. На третьем — две мужские головы.
Полученные результаты превзошли все мои ожидания. Во всех 12 случаях было констатировано несомненное портретное сходство в степени, вполне достаточной для опознания умершего при сличении реконструкции с фотографией".
Михаил Михайлович Герасимов за работой. Фото: Из открытых источников
М.М. Герасимов разработал свой собственный рецепт скульптурного воска, из которого делал исторические реконструкции: "Для изготовления реконструкций мною обычно употребляется скульптурный воск, изготовляющийся по следующему рецепту: 1 кг пчелиного воска, 300 г канифоли, 10 г живописного масла, 15-20 г масляной краски желаемого цвета. При варке необходимо прежде всего растопить канифоль, затем влить уже растопленный воск, дать прокипеть и после этого влить масло.
Масляная краска вводится после того, как масса начнет остывать. Остывшую массу необходимо промять руками для придания ей однородности. Предлагаемый скульптурный воск очень пластичен, прекрасно слушается пальца и стэки. При остывании приобретает большую плотность и сопротивляемость механическому воздействию, при согревании в руках вновь приобретает свои пластические свойства".
Кроме научных открытий и разработок в биографии ученого есть еще одна интересная история, которая связана с раскопками могилы великого азиатского полководца Тамерлана.
21 июня 1941 года группой советских ученых при участии М.М. Герасимова была вскрыта могила Тамерлана. Согласно пророчеству, тот народ, который потревожит его могилу ожидает страшная война. В последующие годы журналисты то и дело будут сопоставлять начавшуюся Великую Отечественную войну и пророчество великого полководца. Никого не смущало, что план "Барбаросса" в Германии был разработан еще задолго до вскрытия могилы.
Раскопки в мавзолее Гур-Эмир, усыпальнице династии Тимуридов проходили в мае-июне 1941 года.
Могила Тамерлана занимала центральное положение в подвальном помещении мавзолея. В гробу был обнаружен костяк, лежащий на спине, с вытянутыми, сведенными в кистях руками, вытянутыми ногами и головой, лежащей на правой щеке, лицом, обращенным в сторону Мекки. Кости кое-где были покрыты мелкими обрывками ткани. У головы, шеи, в области внутренней стороны бедер были обнаружены остатки мумифицированных мышц и кожи.
Извлеченный с максимальной осторожностью череп в течение трех часов просушивался в тени на открытом воздухе, после чего представилась возможность произвести его предварительную консервацию, т. е. закрепление посредством пропитки воском. Перед пропиткой с черепа были сняты сохранившиеся волосы головы, бровей, усов и бороды.
Одной из основных задач экспедиции являлась документация подлинности захоронения Тимура (Тамерлана). Народы Востока сохранили до наших дней сотни легендарных сказаний о величайшем завоевателе XV века. Перед одним именем Железного Хромца трепетала не только Средняя Азия, но и далекие Китай и Индия, а слава о его могуществе и сказочных богатствах доходила до Европы. Биографы не жалели красок для описания его великих походов, но, к сожалению, очень мало оставили данных о его внешности, сведения противоречивы и неясны.
По словам ибн Араб-шаха, Тимур, сын Таргая, из рода Барласов (отуреченный монгольский род) родился в 1334 году близ города Кеша, в деревне Хаджи-Ильгар. Письменные источники указывают, что в 1362 году в битве с туркменами под Сеистаном Тимур был ранен стрелами; в результате он на всю жизнь остался хром на правую ногу и с сухой правой рукой. Кроме того, вероятно, здесь же, по данным Клавихо, Тимур лишился двух пальцев правой руки. По словам современников, Тимур был рыжебород, высок ростом и чрезвычайно силен. В возрасте 72 года Тамерлан организовал поход на Китай и погиб в самом начале этого похода (18 февраля 1405 года).
Обнаруженный скелет принадлежит сильному человеку, относительно высокого роста для монгола (около 170 см). Был обнаружена патология в локтевом суставе, который и породил легенду о сухорукости руки Тамерлана. О реконструкции лица по черепу Тамерлана М.М. Герасимов оставил достаточно подробное описание.
"Не надо быть проницательным, чтобы в черепе Тимура увидеть типичные монголоидные черты: яркая брахикефалия (относительно короткая и широкая форма головы человека). Все это как нельзя лучше связывается с письменными документами, свидетельствующими о происхождении Тимура из рода барласов.
Несмотря на старческий возраст Тимура (70—72 года), череп его, а равно и скелет, не имеют ярко выраженных, собственно старческих черт. Даже наоборот, запоздалое формирование седла черепа, незначительная облитерация швов, наличие большей части зубов, четкий рельеф костей, почти отсутствие остеофитов, — все это говорит скорее за то, что череп и скелет принадлежали человеку полному сил и здоровья, биологический возраст которого не превышал 50 лет".
Реконструкция Тамерлана. Фото: Из открытых источников
М.М. Герасимов был автором свыше 200 скульптурных антропологических портретов-реконструкции исторических личностей, среди них: Тамерлан, Иван IV Грозный, Улугбек, Федор Ушаков, Ярослав Владимирович Мудрый, Андрей Юрьевич Боголюбский, Фридриха Шиллера и другие. Международное признание его метод получил в 1950-1960-е года. В 1950 году при Институте этнографии Академии наук СССР открыли Лабораторию пластической реконструкции, руководителем которой он был назначен. В том же году за книгу "Основы восстановления лица по черепу", вышедшую в 1949 году, ученый был удостоен Сталинской премии третьей степени. В 1955 году вышел второй большой труд "Восстановление лица по черепу", который годом позднее Герасимов защитил как докторскую диссертацию.
В конце 1950-х — начале 1960-х выдержки из этих работ были опубликованы за границей. Метод Герасимова стал мировой сенсацией. Во многих странах у криминалистов и ученых к тому времени были свои наработки, но такой "пошаговой инструкции" не было. Так Михаил Михайлович получил мировое признание.