Шишкинские писаницы
Фото: Из открытых источников

Древняя летопись Прибайкалья

ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о регионе, городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю

Среди множества археологических объектов Иркутской области у исследователей древности особый интерес вызывает наскальная живопись, расположенная в Качугском районе Иркутской области. Древние люди, проживавшие в Прибайкалье, запечатлели множество различных сцен из своей жизни и каждое последующее поколение продолжало оставлять свои рисунки на древней каменной летописи. Так появились знаменитые Шишкинские писаницы. Этот памятник культуры был открыт в XVIII веке Г.Ф. Миллером, но настоящее их научное изучение было положено А.П. Окладниковым. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia

В представлении народа рисунки, нанесенные на скалы, были не просто рисунками, а письменами, оставленными древними обитателями этих мест, надписи наполнены неизвестным, но глубоким смыслом.

Впервые Шишкинские писаницы осмотрел Герард Фридрих (Федор Иванович) Миллер в 1737 году. После их осмотра он оставил следующее описание: "Наконец, есть несколько украшенных фигурами скал на правом или восточном берегу реки Лены, между городом Верхоленском и деревней Качегой. На них видны разные изображения людей и животных, вырезанных на красном песчаном камне. Со всех этих изображений, пока они мне были известны по слуху и пока я сам не добрался до них, я приказал снять копии". 

К сожалению, ученый не предал особого значения изображениям на шишкинских скалах и поэтому выдающийся памятник первобытного искусства был забыт. Алексей Павлович Окладников, будучи заведующим этнографического отдела Иркутского краеведческого музея во время археологических раскопок в 1929 году возле деревни Шишкино обратил внимание на этот объект. Следует отметить, что он достаточно хорошо был знаком с научными изысканиями Г.Ф. Миллера, поэтому было это случайной находкой или прочитано в его трудах достаточно сложно определить. Тогда же он снял несколько копий. 

Писаницы — название памятников наскального искусства, расположенных под открытым небом, созданные как нанесенными краской (наскальные росписи), так и за счет удаления части наскальной поверхности (петроглифы).

Особое внимание А.П. Окладникова привлекли изображения лошадей и быка. Анализируя эти рисунки, он сравнивал их с наскальной живописью Франции и Испании периода палеолита, по его оценкам их возраст мог достигать 15-10 тысяч лет. Эти выводы ученый делал по характерным для архаичных рисунков признакам, к которым можно отнести большой размер изображаемого животного, грузный корпус, непропорционально малая голова. Не располагая какими-либо объективными методами датировки изображений и полагаясь на интуицию, А.П. Окладников датировал эти фигуры эпохой палеолита. Он также создал хронологическую схему шишкинских изображений. Авторитет Алексея Павловича был очень велик, что долгое время сказывалось на изучение культурного объекта другими исследователями.  

Петроглифы Шишкинских писаниц стали для Окладникова стимулом к изучению памятников первобытного искусства по всей Сибири, Дальнему Востоку и Центральной Азии. Он выделил семь хронологических групп от палеолита до Средневековья. Они легли в основу периодизации петроглифов Сибири, которая позднее дополнялась, но в целом оставалась практически неизменной на протяжении 40 лет.

Первые работы по изучению Шишкинских писаниц начались разведкой 1929 года, когда удалось изготовить эстампажи и зарисовки ряда наиболее интересных рисунков и сцен. В 1941 году Шишкинские скалы были подвергнуты детальному изучению Ленской историко-археологической экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР в работах которой принял Иркутский областной краеведческий музей. Самым важным открытием 1941 года стало огромное изображение дикой лошади, которое было отнесено к эпохе палеолита. 

В 1947 году была организована Бурят-монгольская экспедиция Института истории, материальной культуры академии наук СССР в рамках которой вновь были исследованы Шишкинские писаницы. Тогда Вера Дмитриевна Запорожская скопировала практически все рисунки. Всего было зафиксировано 1002 рисунка и композиции, а если учитывать отдельно все фигуры и знаки, то выходило 2730 рисунка.

При расшифровке рисунков, изображений А.П. Окладников в качестве аргументов в пользу их глубокой древности опирался на наличие рядом палеолитических поселений и останки природы и фауны открытых на месте древних поселений. Под вопрос возраст древности рисунков одним из первых поставил Александр Александрович Формозов. Ученого не удовлетворил ни стилистический анализ, ни анализ техник нанесения рисунков, ни приведенные А.П. Окладниковым параллели с западноевропейской пещерной живописью.

Побывав на Шишкинских писаницах, А.А. Формозов отметил: "Шишкинские скалы интенсивно разрушаются: когда хватаешься за какой-нибудь уступ камня, чаще всего он обламывается у тебя в руках. Крайне маловероятно, что палеолитические рисунки могли сохраниться на открытой и быстро разрушающейся скале до нашего времени".

Долгое время периодизация рисунков, предложенная А.П. Окладниковым несмотря на замечания отдельных исследователей, была неизменной и ее придерживались практически все ученые.  

Коренным образом дело изменилось в 80-х годах XX столетия, когда начался масштабный проект Минкультуры по паспортизации археологических памятников. Петроглифы были включены в план работ. 

Лабораторией археологии и этнографии Иркутского университета была проведена проверка состояния Шишкинских писаниц, оценена степень природного и  антропогенного воздействия на плоскости с  древними изображениями. О том, что памятник подвергается разрушительному антропогенному влиянию Окладников писал еще в 1959 году, а с тех пор ситуация только ухудшилась. 

В 1983 году уже не удалось обнаружить многие опубликованные ранее изображения, и было принято решение о подготовке памятника к повторному копированию с целью выявления утрат. К исследованиям были привлечены представители разных дисциплин. Изучалась геоморфология и физика скального массива. Проводились консервационные, реставрационные и фотоработы с разной аппаратурой и материалами. Началось полное копирование, объект разбили на участки по нумерации А.П. Окладникова. 

В результате многолетних исследований, проводимых Наталией Ивановной Демьянович, Ларисой Владимировной Мельниковой, Вадимом Станиславовичем Николаевым, удалось ответить на многие вопросы, касающиеся возраста Шишкинских писаниц. Учеными с помощью геологических исследований было установлено, что образование плоскости скалы началось около шести тысяч лет, что позволяет сделать вывод о древности рисунков. Остальная периодизация учеными была принята согласно периодизации А.П. Окладникова, за исключением некоторых изменений в интерпретации некоторых образов, соответствующих периодам. Остановимся подробнее на каждом из периодов.

Семантика петроглифов периода неолита

Сохранившиеся петроглифы периода неолита представлены изображениями лосей, среди которых имеются фигуры кабана и оленя.

1 / 2

По мнению академика А.П. Окладникова, изображение на скалах именно лосей объясняется прежде всего широким распространением данного вида в таежной полосе от Скандинавии до Дальнего Востока, а также той ролью, которую они выполняли в жизни людей. О культе животных также подтверждают погребения людей периода неолита. 

Расположение рисунков животных по мнению исследователей имеет свою закономерность. Большая часть животных расположена в западном направлении, меньшая в восточном.  Преимущественно изображения самцов лосей ориентированы на запад, а самок на восток. По мнению исследователя Шишкинской писаницы Л.В. Мельниковой, такое противопоставление соотносится с понятиями "женщина-мужчина". В свою очередь эти понятия связаны со сторонами света "восток-запад".

Предположительно, восход солнца обозначал для древнего человека начало новой жизни. Закат солнца на западе воспринимался как "конец". Такое соотношение женщины с началом связано с деторождением. Мужчина выполняет другую функцию, он охотник, который добывает пищу.

Безусловно, нанесенные фигуры продолжительное время использовались для проведения ритуальных действий, которые разворачивались на берегу реки у подножия писаницы. Материалы погребальных комплексов, находящихся в границах Шишкинской писаницы, позволяют сделать вывод, что на данный период времени были культы предков, зверя, горы и солнца.

Семантика петроглифов бронзового века

Новая эпоха отмечена разнообразием привнесенных образов, сюжетов и техник выполнения рисунков. На плоскостях появляются лучистые и рогатые антропоморфные фигуры, неведомые чудовища с разинутой пастью, лодки, знаки, лошадь, бык и нерпа. Часть фигур окрашивается охрой.

Так же как и в эпоху позднего неолита, фигуры различаются своими размерами. Все это говорит о том, что в эпоху бронзы посредством новых образов переписывались в новой интерпретации космогонические представления (представления о появлении и развитии мира).

Рассуждая о значении композиции с лодками, А.П. Окладников предположил, что лодки перевозят души умерших людей. Судя по наличию рогатых головных уборов, в лодках перемещаются шаманы в своем облачении. А река, как отмечал А.П. Окладников, являла собой образ дороги, ведущей в мир предков.

К эпохе бронзы относятся фигуры мифических животных с раскрытой клыкастой пастью, перед которой помещен  кружок, разделенный вертикальной линией. Значение устрашающего изображения  А.П. Окладников определил следующим образом: "Мифическое чудовище стремится проглотить кружок-солнце, а может быть луну". Этот сюжет А.П. Окладников связывал с китайскими мифами: "...о нем рассказывают китайские записи эпохи Хань двухтысячелетней давности. Здесь это желтый зверь Цзин-лин... У него были тело оленя, копыта коня, бычий хвост и морда волка. Питался он травой, а его рог приравнивался к детородному органу…". 

Мифическое животное

Мифическое животное. Фото: Фото: Из открытых источников

Позднее В.Е. Ларичев провел исследования данной композиции с точки зрения астроархеологии. По его мнению, фантастическая фигура является "существом космического разряда", а его тело представляет календарно-астрономические записи.

Другой исследователь Л.С. Клейн увидел в образе этого животного единорога, в большей степени известного в западно-европейской мифологии. По мнению исследователя Шишкинской писаницы Л.В. Мельниковой, "образ красочной мифической фигуры был привнесен в Ленскую тайгу и выполнен тем художником, который видел подобные изображения на других территориях, а две другие фигуры создавались в подражание первой и в своей основе содержали образ лося". Появление нового образа, выраженного посредством антропоморфной фигуры с лучами  вокруг головы, по мнению исследователя, связано с приходом на Алтай III-II тысячелетия до нашей эры скотоводческих племен — выходцев из азиатских развитых земледельческих центров.

Петроглифы железного века (I тысячелетие до нашей эры)

Железный век ознаменован появлением петроглифов, выполненных в особом ажурном стиле — "на цыпочках". На территорию Прибайкалья в I тысячелетии до нашей эры начали проникать представители степных культур, принесшие с собой характерные стилевые особенности, чаще встречающиеся на южных территориях — в степях Хакасской и Таджинской котловин Монголии. 

Основным мотивом изображения в наскальной живописи остаются фигуры лосей и оленя. Животные ориентированы головой на восток. По мнению исследователя Шишкинской писаницы Л.В. Мельниковой изображения передают тела умерших животных, в которых заложена идея "Возвращение к началу".

1 / 2

Петроглифы железного века расположены с учетом тех же  принципов, основывающихся на движении солнца. Значение петроглифов все так же содержит идею "Возвращения к началу", это говорит о том, что пришлое население в основе своего мировоззрения имело ту же модель мира.

Судя по малому количеству сохранившихся на писанице изображений данного времени, обнажение скал в I тысячелетии до нашей эры вступило в фазу разрушения, что связано было с изменением русла реки. 

Петроглифы средневековья (VIII-XIV века нашей эры)

Большая часть петроглифов данного времени объединена в композиции, по характеру больше всего напоминающие разнообразные жанровые сценки. Основные сюжеты: охота, перекочевка, триумфальное возвращение с добычей, отдельные сюжеты на стойбищах, хороводы и даже батальные сцены. Среди уже известных образов (лосей и оленей) задействованы совершенно новые, представленные великолепными скакунами, изящными косулями, верблюдами и  всадниками. 

Огромное количество  всадников, фигуры верблюдов, а также своеобразные "возообразные" средства передвижения говорят о том, что в Ленскую тайгу вновь пришли представители степных культур. 

Всадник со штандартом

Всадник со штандартом. Фото: Фото: Из открытых источников

Из большого количества повторяющихся образов и композиций, размещенных на всем пространстве писаницы, обращает на себя внимание ряд сцен. Появляются изображения птиц. Предположительно, большая часть фигур относится к виду куропаток, они показаны группами. Ни в одной из композиции птицы не являются объектами охоты человека, за исключением охоты хищных птиц на птиц. 

Как и в предыдущих эпохах, большое значение имеет расположение рисунков. Здесь мало что меняется, восток продолжает идею "начала новой жизни", а западное направление ассоциируется с "концом". 

В сценах перекочевки тягловыми животными преимущественно изображаются быки. Средства передвижения представлены тремя вариантами: кибитки, волокуши, длинная платформа с решетчатыми бортами. Ни в одной сцене четко не показано колесо. Скорее всего, данный факт связан с сознательным отказом от колесного транспорта. Применение колес при передвижении по лесистой пересеченной местности сказывалось на мобильности кочевников в весеннее и осеннее время. 

Самое большое количество композиций посвящено загонной охоте. Объектами охоты выступают лоси и козы, основное оружие в руках людей — луки. В единичных сценах отмечена охота с арканом на лося и оленя, с сетью на оленя, с луком на оленя, пешая на волка или лису. 

Сюжеты представлены антропоморфными рядами,  которые отличаются друг от  друга различным количеством входящих в них фигур, вариантами или отсутствием одежд, наличием или отсутствием предметов, положением рук. Некоторые исследователи видят в этих антропоморфных рядах шаманские обряды.

Изображение великолепных скакунов без всадников, где в парных фигурах обязательно присутствует жеребец. Как предполагают некоторые исследователи, по представлению древних кочевников такая пара лошадей сопровождала умершего в потусторонний мир.

Значительное количество петроглифов на Шишкинской писанице представлено изображениями всадников. Сюжеты изображают воинов с добычей, сцены баталий, а также знаменосцев. Рядом с ними выполнены фигуры верблюдов. 

Эпоха Средневековья  отмечена появлением совершенно новых образов и композиционных построений, что связано с приходом в долину реки Лены новой кочевой культуры. В основе хозяйства пришлого населения лежало скотоводство и охота. Среди домашних животных главенствующее место принадлежало лошади.

Появляются новые образы, символом плодородия "начала" становится птица (куропатка). Цикличность жизни отображается в перекочёвках с места на место. Наблюдается повторяемость одних и тех же образов (лошади, всадника), что сопоставимо с понятием "конец".

Через образы, отражающие быт кочевой жизни, новое население заменяет более древние, созданные ранее таежным населением, занимающимся охотой и рыболовством.

Этнографическое время (XVIII-XX века)

Традиции наскальной живописи и сакральное значение продолжают предшествующую эпоху. Незначительно образы дополняются единичными изображениями (лучник, птицы, повозки). Наибольший интерес представляет многофигурная композиция, расположенная на верхнем ярусе  антропоморфной скалы, бурятское название Хара-Ажирай.

На рисунках присутствуют условные антропоморфные фигуры, всадники и животные неопределенного вида. Центральное место занимает изображения шаманской трости, увенчанной головой лошади. Подобные трости имелись у бурятских шаманов. 

Размещение шаманской конной трости на плоскости,  расположенной под "головой старца", свидетельствует о выделении данной скалы бурятским населением и ее почитании.

Известно, что скала имела собственное имя — Хара-Ажирай (Черный Ажирай) или  Ажирай-Бухэ (Ажирай Бык, Ажирай силач), под которым буряты почитали великого воина.

На сегодняшний день Шишкинские писаницы являются памятником мирового культурного значения, несмотря на усилия властей по охране и сохранению этого объекта, продолжается его разрушение, во многом связанное с антропогенным фактором. По оценкам исследователей уже через несколько десятков лет большая часть рисунков может быть разрушена.

Добавим, что презентация виртуальной экскурсии "Шишкинские писаницы" состоялась в экспозиционном отделе "Окно в Азию" Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского. Разработчики экскурсии смогли удивить гостей, а главное рассказать подробнее о процессе создания фильма в VR-формате, и о том, как важно сохранить археологический объекта, хоть и в виртуальном формате.

130192
Это интересно

Электронный ресурс (Сайт) использует cookies и метрические программы. Продолжая посещение настоящего сайта, пользователь соглашается на смешанную обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение своих персональных данных владельцем Электронного ресурса в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных Пользователей.
На сайте используются рекомендательные технологии